Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.
рабочая программа по математике (5 класс)

Григорьева Ольга Витальевна

 Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_v_mire_finansovoy_matematiki.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86

Петроградского района Санкт-Петербурга

197101 Санкт-Петербург, улица Мира дом 4 Литер А

Тел.(факс) 246-01-02, 246 – 01-04

http://sch86.spb.ru,  e-mail: school86@list.ru

Рабочая программа

внеурочной деятельности.

В мире финансовой математики.

5 класс.

Срок реализации: 1 год

Ф.И.О. учителя-разработчика: Григорьева О.В

Санкт-Петербург

2018 год

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Нормативная база:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов образовательных организаций, а также для IX классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2018/2019 учебном году);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
  • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • Устав ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014 №2080-р;
  • Лицензия ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 13.01.2012 78 №001570;
  • Свидетельство о государственной аккредитации ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 10.06.2015 №958;
  • Основная образовательная программа основного общего образования (по ФГОС) ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №11 от 30.08.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 30.08.2016 №110 (с изменениями на 21.05.2018г)  
  • Приказ директора ГБОУ СОШ  №86 от 21.05.2018 №80/1 «О введение в действие ООП ООО»
  • Календарный учебный график ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, принятый Советом ГБОУ СОШ №86 от 28.03.2018г., утвержденный приказом директора от 29.03.2018г. №51;
  • Программа развития ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №1 от 12.01.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга 22.01.2016  №19.
  • Учебный план  внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018– 2019 учебный год, принятый Педагогическим Советом ГБОУ СОШ №86 протокол от 19.05.2018г.  №3, утвержденный приказом директора от 21.05.2018г. №80;
  • Авторская программа курса внеурочной деятельности по математике для 5 класса на основе сборника специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М.: Дрофа, 2017.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

Задачи программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • раскрытие  творческих способностей учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно-популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических финансовых задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Краткая характеристика курса

 Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.

Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы.

Направление программы – общеинтеллектуальное,  программа создает условия для развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к финансовым видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Объем часов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Учебным планом внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, данный курс внеурочной деятельности изучается в 5 классе. Продолжительность курса 34 часа (32ч.+2 резервных) в год, по 1 часу в неделю.

Формы подведения итогов

  • защита проектно-исследовательских работ, рефератов, выступление.
  • участие в проектной деятельности,
  • участие в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.
  • Коллективный выпуск математической газеты «В мире финансов» и т.п.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  1. познакомиться с новым разделом математики, его элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этой области;
  2. познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  3. приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
  4. приобрести опыт презентации собственного продукта;
  5. оперировать на базовом уровне понятиями (т.е. распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия):
  • цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции;
  • сбережение и увеличение капитала;
  • бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства;
  • бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
  1. пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
  2. применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
  3. оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
  4. решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
  5. решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
  6. рассчитывать зарплату, налоги, премию;
  7. принимать участие в расчетах семейного бюджета.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

К-во часов

Вид занятия

Осваиваемый вид деятельности

Дата проведения

Нулевой цикл «Знакомство»

1

Комб. занятие

Беседа

01-08.09

Нулевой цикл «Знакомство»

1

Комб. занятие

Беседа

10-15.09

Денежные знаки (монеты, купюры).

1

Комб. занятие

Обсуждение

 Практикум

17-22.09

Денежные знаки (монеты, купюры).

1

Комб. занятие

Обсуждение

Практикум

24-29.09

«Мы идем в магазин»

1

Комб. занятие

Обсуждение

Практикум

01-06.10

Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость).

1

Комб. занятие

Беседа

08-13.10

Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость).

1

Комб. занятие

Практикум

15-20.10

Решение задач по теме

1

Комб. занятие

Соревнование  

22-29.10

Повторение. Математическое соревнование

1

Комб. занятие

Игра

06-10.11

Процент, история возникновения.

1

Комб. занятие

Обсуждение

12-17.11

Проценты и дроби.

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

19-24.11

Скидка, распродажа, продажа по акции

1

Комб. занятие

Обсуждение

26-01.12

Простые задачи на проценты

1

Комб. занятие

Практикум

03-08.12

Простые задачи на проценты

1

Комб. занятие

Практикум

10-15.12

Занимательные задачи на проценты

1

Комб. занятие

Практикум

17-22.12

Задачи на повышение и понижение цены товара

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

15-29.12

Банковский процент.

1

Комб. занятие

Обсуждение Практикум

14-19.01

Задачи на  банковский процент.

1

Комб. занятие

Практикум

21-26.01

Заработная плата и налоги

1

Комб. занятие

Обсуждение

28-02.02

Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии

1

Комб. занятие

Практикум

04-09.02

Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии

1

Комб. занятие

Практикум

11-16.02

 Семейный бюджет

1

Комб. занятие

Обсуждение

18-22.02

Статьи расходов семейного бюджета

1

Комб. занятие

Обсуждение

28-02.03

Планирование семейного бюджета

1

Комб. занятие

  Практикум

04-09.03

Планирование семейного бюджета

1

Комб. занятие

Практикум

11-16.03

Рациональное планирование, оптимальный выбор

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

18-23.03

Бюджет и доходы страны

1

Комб. занятие

Обсуждение

01-06.04

Решение задач на оптимальный выбор

1

Комб. занятие

Практикум

08-13.04

Представление учебных проектов

1

Комб. занятие

Презентация  деятельности

15-20.04

Повторение

1

Комб. занятие

Практикум

22-27.04

Итоговая олимпиада

1

Комб. занятие

Олимпиада

29-04.05

Заключительное занятие

1

Комб. занятие

Практикум

обсуждение

06-11.05

Резерв

1

13-18.05

Резерв

1

20-25.05

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основными компонентами содержания курса «В мире финансовой математики» в 5 классе являются:

Денежные знаки (монеты, купюры). Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость).

Примеры: 1. Тетрадь стоит x р., а  книга  — в y  раз дороже.  На сколько рублей книга дороже, чем тетрадь? 2. Груша стоит x р., а яблоко — y р. Сколько заплатили за 3 груши и 3 яблока? 3. Карандаш стоит k р., ручка — r р., а блокнот — b р. 1) Запишите формулу стоимости C комплекта, состоящего из трёх карандашей, двух ручек и одного блокнота. 2) Составьте какой-нибудь другой комплект из этих предметов и запишите формулу его стоимости.

Скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент.  

Например, в магазине идёт распродажа товаров со скидкой 15%. Найдите новые цены товаров, которые имели первоначально цену: а) 2250 р.; в) 10 500 р.; б) 15 300 р.; г) 450 р.

Простые задачи на проценты и банковские проценты: задачи на простые банковские проценты знакомят пятиклассников с возможностями сбережения и увеличения капитала.  

Например, прочитайте задачу и скажите, какая величина принята за 100%. Известна ли эта величина? Как найти 1%? Как ответить на вопрос задачи?

В банке по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Это значит, что внесённая сумма через год увеличивается на 11%. На сколько увеличится вклад, составляющий 2500 р., через год?

В банке по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Через год сумма на вкладе увеличилась на 561 р. Какая сумма была внесена в банк?

В банк положили 3200 р., а через год на счету оказалось на 256 р. больше. Сколько процентов годовых начислил банк по этому вкладу?

Задачи на повышение и понижение цены товара: встречая в задачах снижение цены на товар, учитель знакомит школьников с терминами «скидка», «распродажа» (sale), «продажа по акции», формируя представление об экономической целесообразности покупать дешевле.

Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии.

Пример: 1. Транспортный налог на автомобили одного года выпуска тем больше, чем больше мощность автомобиля. В семьях Кати и Оли, проживающих в Москве, одинаковый доход и по одному автомобилю одного и того же года выпуска. Транспортный налог в семье Кати составляет 3/55 , а в семье Оли 5/91 семейного бюджета. В какой семье автомобиль мощнее? 2. Транспортный налог на автомобили одинаковой мощности тем меньше, чем раньше был выпущен автомобиль. В семьях Кати и Оли, проживающих в Москве, одинаковый доход и по одному автомобилю одной и той же мощности. Транспортный налог в семье Кати составляет 4/67, а в семье Оли 6/101 семейного бюджета. Какой из этих автомобилей был выпущен раньше?

Статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета: формирование первых представления о семейном бюджете. Возможно использование задач из учебника о зарплате (в № 828 (1), 831 (2), в задаче 4 в разделе «Контрольные вопросы и задания» на с. 259 с решением в методическом пособии на с. 384), о налогах (в № 828 (2), 831 (1)), о семейном бюджете (в № 472 (7) с ответами в учебнике).

Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.

Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы: оптимизации расходов на общественный транспорт посвящены задачи № 32, 33 из раздела «Задачи для летнего досуга» на с. 292, а № 31 связан с покупкой валюты. В учебнике разговор также идет о валовом внутреннем продукте страны в интерактиве на с. 271 рядом с № 911.

Пример: При движении по шоссе автомобиль «Лада-Приора» расходует примерно 6,6  л бензина на каждые 100  км  пути, а автомобиль «Шеви-Нива» — 1,2 л на 15 км. 1) Какой из этих автомобилей экономичнее при движении по шоссе? 2) Сколько литров бензина потребуется каждому из этих автомобилей на поездку из Москвы в Белгород, расстояние до которого по шоссе 640 км?

Примерные темы  учебных  проектов

5 класс

Вопросам финансовой грамотности посвящены могут быть посвящены  учебные проекты: «Процентные расчеты», «Способы зарабатывания денег», «Семейный бюджет». «Семейный бюджет» — это долговременный проект, в рамках которого ученик составляет и заполняет статьи семейных расходов, при этом знакомится с реальными статьями расходов, такими как коммунальные платежи, питание, транспорт, развлечения, путешествия и др.

ЛИТЕРАТУРА

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М. : Дрофа, 2017. 

Специальные модули  для электронной формы учебника  по математике 5 класса: https://drofa-ventana.ru/ material/sbornik-matematika-5

 Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 классы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. — (Учимся разумному финансовому поведению)

Как вести семейный бюджет / под ред. Н. Н. Думной и О. А. Рябовой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).

 Заплати налоги и спи спокойно / под ред. Н. Н. Думной и Н. П. Мельниковой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. —  (Популярные финансы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 7 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...