Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Анисимова Евгения Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_7_klass_finansovaya_gramotnost_.doc125.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на методическом объединении

протокол  №        от  ___________.

председатель МО _______________

Принято на Педагогическом совете  ГБОУ № 368

протокол  №  5  от  17.05.2018.

«Утверждаю»

Директор школы

 ГБОУ средней школы №368

приказ  №  97 -  од  от    18.05.2018

___________С.Н. Соколова

  

КУРС

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы финансовой грамотности»

Направление «Общеинтеллектуальное»

Для 7 класса

Возрастная группа – с 13-14 лет

Срок реализации 17 часов (первое полугодие)

 

                                                                                  Составитель:

Учитель Анисимова Е.В.                                                                                                                                                                                

Оглавление

1.        Нормативно - правовая база курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»        3

2.        Пояснительная записка        4

2.1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности        4

2.2. Описание места курса внеурочной деятельности        5

3. Формы проведения и контроля деятельности        5

3.1 Формы проведения        5

3.2. Формы контроля        5

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности        6

5. Содержание курса внеурочной деятельности        8

6.        Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности).        11

7.        Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.        13


  1. Нормативно - правовая база курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
    "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
  • Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.  (распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р);
  • Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций  по уточнению понятия  и содержания  внеурочной деятельности  в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельностью»;
  • Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2015 № 03-20-2057\15-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • ООП  ООО ГБОУ средней школы № 368.

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на основе проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Актуальность курса заключается в том, что особенность экономического сознания подростков данного возраста, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте страны взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Сегодня современные подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, возникает необходимость формирования основ финансовой грамотности на этапах школьного периода. Кроме этого, можно сказать, чем раньше появится финансовый навык управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.

Опираясь на актуальность курса, можно выделить следующую цель:

  • формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры у подростков, и введение  учащихся в мир экономических отношений.

Исходя из данной цели, определяются следующие задачи:

  • Способность у подростков принятия решений в нестандартных ситуациях и умение добиваться результатов, основываясь на сотрудничестве  с другими людьми;
  • Развитие умений у подростков распоряжаться своими финансовыми средствами (осуществление профессиональной ориентации школьников);
  • Овладение знаниями о финансах в семье;
  • формирование коммуникативной и информационной компетентностей.

2.1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Содержание изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на метопредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками.


2.2. Описание места курса внеурочной деятельности

Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС ООО. Трудоемкость дисциплины составляет 17 часов (первое полугодие) для 7 класса, проводится 1 раз в неделю, согласно учебному расписанию, на занятие отводится 40 минут.


3. Формы проведения и контроля деятельности

3.1 Формы проведения

Формы курса предусматривают активную и самостоятельную деятельность обучающихся. Сочетаются разные формы реализации программы данной внеурочной деятельности:

Групповые:

  • Дискуссия
  • Лекция-беседа.
  • Игра
  • КТД
  • Викторина
  • Просмотр видеофильмов.

Индивидуальные:

  • Тестирование
  • Презентации
  • Проектная деятельность
  • Беседа.

3.2. Формы контроля

Для отслеживания результата реализации усвоения курса «Основы финансовой грамотности» используются следующие виды:

Групповые:

  • Защита проектов

Индивидуальные:

  • Портфолио (участника курса)
  • Карта личностных достижений обучающихся
  • Анкетирование
  • Тестирование. 

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Разделы программ, тема программы

(курса)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

1

Раздел 1.

Доходы и расходы семьи

5

2

3

1.1

Деньги

1

Лекция-беседа, презентация

1.2

Доходы семьи

1

1

Беседа, презентация, дискуссия

1.3

Расходы семьи

1

Беседа, просмотр видеофильма

1.4

Семейный бюджет

1

Игра, проектная деятельность

2

Раздел 2.

Риски потери денег и имущества

и как человек может от этого защититься

3

2

2.1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

Анкетирование, дискуссия, беседа

2.2-3

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

2

Игра, КТД.

3

Раздел 3.

Семья и государство: как они взаимодействуют

4

1

3

3.1-2

Налоги

1

1

Беседа, дискуссия

3.3

Социальные пособия

1

Викторина, беседа

3.4

Итоговый проект по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!»

1

Проектная деятельность

4

Раздел 4.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

4

0,5

3,5

4.1

Банковские услуги

0,5

0,5

Беседа, викторина

4.2

Собственный бизнес

1

КТД, беседа

4.3

Валюта в современном мире

1

Беседа, игра

4.4

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

Проектная деятельность


5. Содержание курса внеурочной деятельности

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (5 ч)

Занятие 1. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Теория:

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Практика:

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Занятия 2–3. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Теория:

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Практика:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов

Занятие 4. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Теория:

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Практика:

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 5. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Теория:

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Практика:

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать

деньги.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч)

Занятие 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Теория:

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

Практика:

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (3 ч)

Занятия 9–10. Налоги

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбор налогов.

Теория:

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Практика:

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 11. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Теория:

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Практика:

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 12. Итоговый проект по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!»

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ

СЕМЬЕ (5 ч)

Занятие 13. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Теория:

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Практика:

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 14. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Теория:

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Практика:

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 15. Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Теория:

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Практика:

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

Занятие 16. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».


6.        Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности)

Личностные

• понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и общества;

• овладение начальными навыками в мире финансовых отношений (сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах);

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные

Познавательные: 

    • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей у обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


  1. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя: 

  1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Для учащихся:

  1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

  1. https://fmc.hse.ru/5-7forms 
  2. http://www.dni-fg.ru/ 
  3. http://fgramota.org/game/ 
  4. http://fingram26.ru/obuchayushchie-igry/ 
  5. https://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/tests/ 
  6. https://www.kp.ru/putevoditel/finansovaya-gramotnost/ 

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

  1. https://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/finansovye-kalkulyatory/kalkulyator-lichnogo-nakopitelnogo-plana/ 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Персональный компьютер;
  2.  Принтер;
  3. Сканер;
  4. Мультимедиапроектор;
  5. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знак...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 7 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...