Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе
рабочая программа (10 класс)

Шпакова Елена Александровна
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti_10_kl.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей

естественно-математического и гуманитарного цикла

Протокол № 1

От

Руководитель МО

………….(Т.В.Медведева)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

курса по выбору

«Основы финансовой грамотности»

В 10 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности в 10 классе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Рабочая программа составлена в соответствии с УМК А. Чумаченко и В. Горяев « Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

3. Программой просвещения ЦБ РФ.

Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
  • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;
  • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи:

  • -усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
  • воспитывать ответственность за экономические решения.

Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся 10 класса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты обучения

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Предметные результаты

  • ученик овладеет понятиями: депозит, кредит, деньги, инвестиции и т.д.
  • Ученик научится:
  • выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;
  • составлять личный финансовый план;
  • правильно выбирать кредит, понимать что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;
  • выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;
  • определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы. рассчитать бюджет семьи;

Метапредметные результаты – ученик научится:

  • проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;

работать в микрогруппах, учебных парах, презентовать результаты собственной деятельности

Личностными результаты - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

4. Содержание программы учебного предмета

Личное финансовое планирование (5 часов)

Вводное занятие

Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Депозит(4 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Кредит (5часов)

Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Расчетно-кассовые операции (3 часа)

Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование (4часа)

Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?

Инвестиции (4 часа)

Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.

Пенсии (3 часа)

Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.

Налоги (2 часа)

Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Финансовые махинации (3часов)

Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.

Повторение (1 час)

Календарно-тематическое планирование

Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.

№  урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения темы

Личное финансовое планирование (5 часов)

1

Вводный урок.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета

2

Человеческий капитал

Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала

3

Принятие решений

Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей

4

Домашняя бухгалтерия

Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

5

Составление личного финансового плана

Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов

Депозит(4 часа).

6

Накопления  и инфляция

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию

7

Что такое депозит и какова его природа?

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам.

8

Условия депозита

Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам.

9

Управление рисками по депозиту

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов.

Кредит (5часов)

10

Что такое кредит?

Знать понятие кредит.

11

Основные характеристики кредита

Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита.

12

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту  в различных банках

13

Как уменьшить стоимость кредита

Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя

14

Типичные ошибки при использовании кредита

Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению

Расчетно-кассовые операции (3 часа)

15

Хранение, обмен и перевод денег

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных  и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

16

Различные виды платежных средств

Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов

17

Формы дистанционного банковского обслуживания

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Страхование (4часа)

18

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

19

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы  «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

20

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях  наступления страхового случая

21

Выбор страховой компании

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

Инвестиции (4 часа)

22

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

23

Как выбирать активы

Знакомство с инструментами  личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление  и анализ схемы «Структура рынка капитала».

24

Как делать инвестиции

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

25

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с ценными бумагами., видами  ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

Пенсии (3 часа)

26

Пенсионная система

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.

27

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии.  Знакомство с инструментами получения пенсии.  

28

Как сформировать частную пенсию

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.

Налоги (2 часа)

29

Налоги. Виды налогов

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды».

30

НДФЛ

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

Финансовые махинации (3часов)

31

Махинации с банковскими картами

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени  рисков.

32

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени  рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников

33

Махинации с инвестициями

Знакомство с  мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени  рисков

Повторение (1 час)

34

Повторение

Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности для 8 класса "Основы финансовой грамотности".Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю).Программа учитывает важность и актуальность этог...

Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" расчитана на обучающихся 10 класса.курс включает 68 часов ( 2 часа в неделю)....

Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов

Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 6 класс, составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной програм...