Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Боровская Олеся Васильевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 6 класс, составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ofg.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 46 города Кирова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ»

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

6 класс

Автор-составитель: Боровская О.В.

учитель истории, обществознания

Киров, 2023


Содержание

Цели и задачи курса……………………………………………………….

4-5

Результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………...

5-9

Содержание программы…………………………………………………..

10 -11

Программа курса………………………………………………………….

12-14

Приложение №1 Методическое и материально-техническое обеспечение……………………………………………………………….

15-16

Приложение № 2 Календарно-тематическое планирование…………..

17-20

Приложение № 3 Контрольно-измерительные материалы и разработки к занятиям……………………………………………………

21

Приложение № 4 Примеры работ учащихся…………………………….

22-24


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 6 класс, составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732, приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания, требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ Гимназия № 46 города Кирова.

При разработке программы использовались также следующие нормативные документы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года».

2.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансового рынка – появлением услуг и продуктов, которые требуют от человека определённого уровня знаний и навыков. Однако до недавнего времени этому вопросу не уделялось достаточного внимания. В современных реалиях государство проявило заинтересованность в развитии системы финансовых знаний, поскольку сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире.

Новизной данной программы является направленность курса не только на получение теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Решение занимательных задач (ребусов, филвордов, кроссвордов и др.) позволяет заинтересовать учащихся и в доступной форме рассмотреть основные понятия. Навыки решения познавательных задач, на примере конкретных ситуаций, помогают лучше понять, как в повседневной жизни использовать полученные знания. Выполнение проектов, участие в дискуссиях, играх - ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Таким образом, в процессе изучения курса, учащиеся осознают, что финансовая грамотность выгодна, престижна и достаточно полезна.

Программа данного курса базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучение и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.

Согласно программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • содействие в удовлетворении познавательных потребностей обучающихся в области финансов и приобретении опыта в сфере финансовых отношений в семье;
  • развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно-нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные познавательные действия:

Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях.

Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте.

Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.

Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Универсальные учебные регулятивные действия:

Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.

Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать аналитическую информацию, в том числе экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в средствах массовой информации; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
  • использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защита прав потребителей (в том числе потребителей финансовых услуг), соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
  • решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности молодого гражданина внести свой вклад в решение основной проблемы);
  • приобрести опыт использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребительской жизни в домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана;
  • умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
  • умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний; приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.

Срок реализации данной программы 1 учебный год.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе, но предусматривает текущую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:

1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Выводы об удовлетворенности учащимися своей деятельности в рамках курса формируются на основе анализа рефлексивных карт учащихся.  

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» адресована обучающимся 6-х классов, имеет социальную направленность. Реализуется за счет часов, предусмотренных планом внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов. Количество часов в неделю – 1, в год – 34.

Форма организации внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»: кружок.


Содержание программы

При проведении занятий по курсу внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы их организации: беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является использование материалов разработанных Банком России, которые содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные задания и цифровые калькуляторы.

Введение (1 ч.)

Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность»? Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности? Финансово-грамотный человек – кто это? Творческая работа по составлению коллажа  «Финансово - грамотный человек».

Раздел 1.  Деньги (11 ч.)

Познавательная беседа «Таинственная сила денег». Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Просмотр и обсуждение м/ф «Азбука денег». Проект «Как появились деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Онлайн-экскурсия «Всё о монетах». Изобретение бумажных денег, способы защиты от подделок бумажных денег. Практическая работа с сайтом ЦБ РФ, просмотр и обсуждение видео «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот». Решение занимательных задач «Валюты мира». Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль»,  «копейка». Современные деньги России. Игра – путешествие «Полстраны мы обойдём и монеты соберём». Видеозанятие «Рубль. Появление, история, современность».  Занимательные истории и факты о деньгах. Игра «Собери пазл». Работа с текстом «Интересные факты о некоторых валютах». Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе.  Современные деньги мира. Фальшивые деньги. Решение проблемной ситуации «Как отличить фальшивые деньги»?  Что такое нумизматика. Решение познавательных задач: изучаем самые дорогие монеты мира; ищем клад -  «Найди клад в своём кошельке».  Где печатают деньги. Работа с обучающим  видео «Как и где печатают рубли? Какие тайны хранит Гознак»! Деньги в нашей жизни. Диспут «Всё ли можно купить?» Решение занимательных задач.

Раздел 2.  Доходы и расходы семьи (11 ч.)

 Понятие доходов.  Познавательная беседа «Откуда берутся деньги»? Практикум: решение задач. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Факторы, определяющие благосостояние семей. Выполнение творческого задания «Скажи мне правду, циферблат». Прожиточный минимум. Заработная плата: понятие, виды. Заполнение интеллект-карты. Профессия и доход: как выбрать профессию. Профессии будущего – социально-моделирующая игра. Детский труд: особенности трудоустройства несовершеннолетних. Беседа с элементами диспута «Должны ли дети работать?» Карманные деньги – дискуссия «Карманные деньги: сколько и как давать?». Сбережения. Способы увеличения семейных доходов. Учимся правильно считать доходы - практикум. Понятие расходов. Виды расходов (основные статьи затрат семьи). Проект «Куда уходят деньги?» Учимся правильно считать расходы – решение познавательных задач.

Раздел 3.  Семейный бюджет (10ч.)

Понятие и виды семейного бюджета. Решение кроссвордов по теме «Семейный бюджет». Учимся работать с текстом. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребительская корзина: что это и для чего она нужна. Смотрим и обсуждаем видеофрагмент «Потребительская корзина». Мини-проект «Изучаем потребительскую корзину». Цена и стоимость товара – практикум «Учимся считать». Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов. Заседание клуба знатоков «Учимся экономить». Кто такой рачительный хозяин. «Рисуем словом» - составляем портрет рачительного хозяина. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.  Финансовое поведение людей. Решение познавательных задач. Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламы. Клуб знатоков выясняет: всегда ли в рекламе говорят правду? Финансовая безопасность: как не стать жертвой мошенников (проект). Просмотр и обсуждение обучающего видео «Финансовая безопасность в интернете».

Обобщающее занятие «Я и моя финансовая грамотность» (1 ч.) Заполнение рефлексивной карты «Оцени себя сам». Обобщающая беседа, выставка портфолио по итогам года.


Программа курса «Основы финансовой грамотности» 6 класс

Тема

Количество часов

Вид деятельности

Форма работы

Деньги

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность?

1

Познавательная,

художественная

Познавательная беседа.

Оформляем мини-выставку коллажей  «Финансово - грамотный человек».

2

Деньги: что это такое.

1

Познавательная

Познавательная беседа «Таинственная сила денег».

Практическая работа с сайтом ЦБ РФ, просмотр видео «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот» (https://cbr.ru/cash_circulation/video/)

3

История денег: как появились первые в мире деньги?

1

Познавательная

Просмотр и обсуждение Мультфильма «Азбука денег» https://www.ivi.ru/watch/azbuka_deneg/47196

Мини-проект юные знатоки представляют: «Как появились деньги».

4

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры.

1

Познавательная,

досугово-развлекательная

Познавательная беседа.

Онлайн-экскурсия «Все о монетах» http://www.week.vashifinancy.ru/ekskursii

5

Валюты разных стран.

1

Игровая,

познавательная

Знакомство с валютами разных стран через выполнение занимательных задач (решение ребусов).

6

Рубль как национальная валюта страны.

1

Игровая,

познавательная

Игра-путешествие «Полстраны мы обойдём и монеты соберём»

Видеозанятие «Рубль. Появление, история, современность»

https://www.youtube.com/watch?v=Hs5avUOPqxU

7

Занимательные истории и факты о деньгах.

1

Игровая,

познавательная

Игра «Собери пазл».

Работа с текстом «Интересные факты о некоторых валютах».

8

Фальшивые деньги: история и современность.

1

Познавательная,

игровая

Социально-моделирующая игра «Нереальные» деньги или как отличить фальшивые деньги?

9

Нумизматика – это интересно.

1

Познавательная,

игровая

Познавательная беседа «Что такое нумизматика? Кто такой нумизмат?»

Решение познавательных задач: изучаем самые дорогие монеты мира; ищем клад -  «Найди клад в своём кошельке».

10

Банк: понятие, виды, функции.

1

Познавательная

Виртуальная экскурсия по главному зданию Банка России

https://cbr.ru/static/publ/vtour/index.html?scene_name=scene_pano4133

Филворд «Банк»

11

Место, где делают деньги. Как печатают деньги в России.

1

Познавательная

Обучающее видео «Как и где печатают Рубли? Какие тайны хранит Гознак»!

https://www.youtube.com/watch?v=F8uLwj2hbXU

12

Деньги в нашей жизни.

1

Проблемно-ценностное общение,

познавательная

Мини-диспут «Всё ли можно купить»? Выполнение занимательных задач (решение кроссвордов).

Доходы и расходы семьи

13.

Доходы семьи.

1

Проблемно-ценностное общение, познавательная

Беседа «Откуда берутся деньги?»

Практикум: решение познавательных задач (в том числе олимпиадных).

14.

От чего зависит благосостояние семьи?

1

Познавательная, проблемно-ценностное общение

«Скажи мне правду, циферблат» (расшифруй пословицу).

Беседа «Факторы, определяющие благосостояние семей»

15.

Заработная плата: что это такое, от чего она зависит?

1

Познавательная

Интеллект-карта «Зарплаты бывают разные»

16.

Мир профессий. Профессии будущего.

1

Игровая

Социально-моделирующая игра «Навстречу профессиям будущего» (по материалам Атласа новых профессий)

17.

Детский труд – возможен ли?

1

Проблемно-ценностное общение,

познавательная

Беседа с элементами диспута «Должны ли дети работать?»

Решение ситуационных задач.

18.

Карманные деньги.

1

Проблемно-ценностное общение

Дискуссия: «Карманные деньги: сколько и как давать?»

19.

Как сберечь свои доходы.

1

Познавательная

Решение познавательных задач (в том числе олимпиадных).

20.

Учимся считать семейные доходы.

1

Познавательная,

игровая

«Колесо мудрости».

Решение познавательных задач.

21.

Доходы и жизнь в разных странах.

1

Проблемно-ценностное общение,

познавательная.

Этическая беседа,

работа со статистическими данными.

22.

Как появляются расходы семьи.

1

Познавательная

Мини-проект «Куда уходят деньги»?

23

Учимся считать семейные расходы.

1

Познавательная

Решение познавательных задач, в том числе олимпиадных.

Семейный бюджет

24.

Семейный бюджет и его виды.

1

Познавательная

Выполнение занимательных задач (решение кроссвордов).

Читая, думаем (работа с текстом).

25.

Потребительская корзина: что это и для чего она нужна?

1

Познавательная

Потребительская корзина – обучающее видео: https://www.youtube.com/watch?v=L2Xr5vYCxj8

Мини-проект «Изучаем потребительскую корзину»

26.

Цена и стоимость. Секреты выбора товара.

1

Познавательная

Практикум «Учимся считать». Формула стоимости покупок.

27-28.

Как сформировать семейный бюджет.

2

Игровая познавательная,

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».

Заседание клуба знатоков по теме «Учимся экономить».

Решение познавательных задач.

29.

Рачительный хозяин и его секреты ведения хозяйства.

1

Познавательная

«Рисуем словом» (составляем словесный «портрет» рачительного хозяина на основе «Словаря черт характера»).

30.

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

Познавательная

Решение познавательных задач.

31.

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

Познавательная,

игровая

Решение познавательных задач.

Клуб знатоков выясняет: всегда ли в рекламе говорят правду?

32-33.

Моя финансовая безопасность.

2

Познавательная

Проект «Как я могу себя защитить в мире финансов»

Обучающее видео https://хочумогузнаю.рф/интерактив/видеоролики/#!category=finansovaia-bezopasnost-v-internete

34.

Обобщающее занятие «Я и моя финансовая грамотность».

1

Проблемно-ценностное общение

Практикум «Оцени себя сам».

Выставка потрфолио.


Приложение 1

Методическое и материально-техническое обеспечение

Пособия для учителя:

  1. Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В. Финансовая грамотность 5-7 классы. Учебник. Твой Актив. — М.: ВАКО, 2023.  — 280 с.
  2. Кузнецова А. Г., Хоменко Е. Б., Финансовая грамотность. Новый мир. 5-7 классы. В 2 частях. Учебное пособие.— М.: Просвещение, 2022. — 144 с.
  3. Гашук Е.А., Финансовая грамотность. 5-6 классы: Практика реализации модуля «Основы ведения домашнего хозяйства». — М.: Учитель, 2021. — 45 с.
  4. Терюкова Т. С., Головин М. В., Артемьева Е. А. Экономика: Я и школа. 6 класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. — 90 с.
  5. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  6. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  7. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  8. Азы экономики / Мария Бойко — М.: Издатель «Книга по Требованию», 2015. — 470 с.

Список рекомендованной литературы для учащихся и родителей:

  1. Сергеева Т.Ф., Финансовая грамотность. 6-8 классы. В поисках финансового равновесия. Тренажер. ФГОС. — М.: Просвещение, 2023. — 128 с.
  2. Книги для подростков. Финансовая грамотность. — М.: НеПарта. 2020. — 36 с.
  3. Антонова Ю.В., Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности. 6-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2023. — 80 с.
  4. Филатова И., Семейные финансы – это просто - подсказки, советы и решения для вашего бюджета. — М.: Альпина Диджитал, 2023.
  5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1-2. 6 класс. Часть 1. — М.: Просвещение, 2021. — 112 с.
  6. Красавина Е., Дети и деньги: растим миллионера. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013 — 255 с.
  7. Никонов А. Экономика просто и понятно. М.: Издателсьвто АСТ, 2020 – 448 с.
  8. Васин Д.В., «Деньги и бизнес для детей». М.: ЭКСМО, 2018 – 128 с.
  9. Тимохина Е., Твои финансы. Планируй, копи и трать с умом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 – 160 с.
  10. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
  11. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
  2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
  3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
  4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
  6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

 Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
  • Стенд для размещения творческих работ учащихся.
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса, авторские презентации к занятиям.

Приложение 2

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Форма работы

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Познавательная беседа.

Оформляем мини-выставку коллажей  «Финансово - грамотный человек».

1

2

Деньги: что это такое.

Познавательная беседа «Таинственная сила денег»

Практическая работа с сайтом ЦБ РФ, просмотр видео «Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот» (https://cbr.ru/cash_circulation/video/)

1

3

История денег: как появились первые в мире деньги?

Просмотр и обсуждение Мультфильма «Азбука денег» https://www.ivi.ru/watch/azbuka_deneg/47196

Юные знатоки представляют: «Как появились деньги».

1

4

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры

Познавательная беседа.

Онлайн-экскурсия «Все о монетах» http://www.week.vashifinancy.ru/ekskursii

1

5

Валюты разных стран.

Знакомство с валютами разных стран через выполнение занимательных задач (решение ребусов).

1

6

Рубль как национальная валюта страны.

Игра-путешествие «Полстраны мы обойдём и монеты соберём».

Видеозанятие «Рубль. Появление, история, современность»

https://www.youtube.com/watch?v=Hs5avUOPqxU

1

7

Занимательные истории и факты о деньгах.

Игра «Собери пазл».

Работа с текстом «Интересные факты о некоторых валютах».

1

8

Фальшивые деньги: история и современность.

Социально-моделирующая игра «Нереальные» деньги или как отличить фальшивые деньги?

1

9

Нумизматика – это интересно.

Познавательная беседа «Что такое нумизматика? Кто такой нумизмат?»

Решение познавательных задач: изучаем самые дорогие монеты мира; ищем клад -  «Найди клад в своём кошельке».

1

10

Банк: понятие, виды, функции.

Виртуальная экскурсия по главному зданию Банка России

https://cbr.ru/static/publ/vtour/index.html?scene_name=scene_pano4133

1

11

Место, где делают деньги. Как печатают деньги в России.

Обучающее видео «Как и где печатают Рубли? Какие тайны хранит Гознак»!

https://www.youtube.com/watch?v=F8uLwj2hbXU

1

12

Деньги в нашей жизни.

Мини-диспут «Всё ли можно купить»? Выполнение занимательных задач (решение кроссвордов).

1

13

Доходы семьи.

Беседа «Откуда берутся деньги?»

Практикум: решение познавательных задач (в том числе олимпиадных)

1

14

От чего зависит благосостояние семьи?

«Скажи мне правду, циферблат» (расшифруй пословицу).

Беседа «Факторы, определяющие благосостояние семей»

1

15

Заработная плата: что это такое, от чего она зависит?

Интеллект-карта «Зарплаты бывают разные»

1

16

Мир профессий. Профессии будущего.

Социально-моделирующая игра «Навстречу профессиям будущего» (по материалам Атласа новых профессий)

1

17

Детский труд – возможен ли?

Беседа с элементами диспута «Должны ли дети работать?»

Решение ситуационных задач.

1

18

Карманные деньги.

Дискуссия: «Карманные деньги: сколько и как давать?»

1

19

Как сберечь свои доходы.

Решение познавательных задач.

1

20

Учимся считать семейные доходы.

«Колесо мудрости».

Решение познавательных задач.

1

21

Доходы и жизнь в разных странах.

Этическая беседа,

работа со статистическими данными.

1

22

Как появляются расходы семьи.

Мини-проект «Куда уходят деньги»?

1

23

Учимся считать семейные расходы.

Решение познавательных задач, в том числе олимпиадных.

1

24

Семейный бюджет и его виды.

Выполнение занимательных задач (решение кроссвордов).

Читая, думаем (работа с текстом).

1

25

Потребительская корзина: что это и для чего она нужна?

Потребительская корзина – обучающее видео: https://www.youtube.com/watch?v=L2Xr5vYCxj8

Мини-проект «Изучаем потребительскую корзину»

1

26

Цена и стоимость. Секреты выбора товара.

Практикум «Учимся считать». Формула стоимости покупок.

1

27-

28

Как сформировать семейный бюджет.

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».

Заседание клуба знатоков по теме «Учимся экономить».

Решение познавательных задач.

2

29

Рачительный хозяин и его секреты ведения хозяйства.

«Рисуем словом» (составляем словесный «портрет» рачительного хозяина на основе «Словаря черт характера»)

1

30

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

Решение познавательных задач.

1

31

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Решение познавательных задач.

Клуб знатоков выясняет: всегда ли в рекламе говорят правду?

1

32-

33

Моя финансовая безопасность.

Проект «Как я могу себя защитить в мире финансов»

Обучающее видео https://хочумогузнаю.рф/интерактив/видеоролики/#!category=finansovaia-bezopasnost-v-internete

2

34

Обобщающее занятие «Я и моя финансовая грамотность»

Практикум «Оцени себя сам».

1


Приложение 3

Контрольно-измерительные материалы

В качестве КИМов на занятиях используются:

  • материалы рабочей тетради по Финансовой грамотности, авторы – составители Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). Ниже представлены примерные задания и материалы к занятиям;
  • авторская разработка «Портфель творческих, занимательных, познавательных заданий по основам финансовой грамотности» (смотри отельный файл).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...