Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
рабочая программа по экономике (8, 9 класс) на тему

Бойко Елена Анатольевна

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл файл с текстом программы44.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ИМЕНИ В.В. ТОЛКУНОВОЙ  

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность: от А до Я»

Пояснительная записка

В современных условиях финансовая грамотность становится  необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.

Почему в финансах должен разбираться каждый?

Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас –  позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.

Именно на изучение этих вопросов и направлен курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я» для учащихся 8-9-х классов.

Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.

Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям

Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 8-х классов. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.

Опрос учащихся показывает, что на вопросы, которые вызывают интерес у школьников, времени в рамках урока недостаточно. Наибольшую заинтересованность вызывают такие темы: «Кредитование», «Налоги», «Заработная плата», «Инвестиции», «Управление доходами и расходами» и т.д.

Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.

Задачи курса:

  • повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
  • сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
  • обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
  • повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

Изучение курса «Финансовая грамотность: от А до Я» организуется в следующих формах:

1. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления;

2. Деловые, ролевые  игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.

5. Проектная деятельность.

Методы изучения  курса  «Финансовая грамотность: от А до Я»

1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе имеющихся источников информации.

2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод.

3. Поисковый метод

4. Исследовательский метод.

5. Метод проекта.

Место курса в учебном плане

Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет  68 часа (8-9 кл.).


Содержание  курса

8 класс

№ п/п

Наименование раздела

Основное содержание раздела

Количество часов

Формы контроля

1

Проблемы экономики и семья.

Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе. Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи.

 2

Входной тест.

2

Семейное хозяйство жителей Кубани

Особенности ведения семейных хозяйств на Кубани. Современные тенденции хозяйствования. Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства.

 

1

Дискуссия

3

Доходы и расходы семьи.

 Финансовое планирование и бюджет

Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы.   Способы оптимизации расходов.  

8

Практическая работа «Бюджет семьи»

4

Личные сбережения.

Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения. Финансовые инструменты достижения личных целей.

5

Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением.

5

Что кладут в потребительскую корзину?

Понятие "потребительская корзина". Изменение состава потребительской корзины. Необходимый набор товаров и услуг. Стоимость потребительской корзины.

4

Деловая игра "Формирование потребительской корзины"

6

Рациональный потребитель (или думающий покупатель)

Современный ассортимент товаров и услуг.

Роль рекламы в современной жизни. «Рыночный портрет» товара: маркировка, штриховой код. Проблема качества товаров и услуг. Защита потребителя.

 

8

Деловая игра "Рекламный агент"

Практикум "Выбираем товар"

7

Роль денег в нашей жизни

История денег. Функции денег. Влияние денег на человеческие отношения. Инфляция. Как сберечь и приумножить свой капитал. Финансовые аферы: как не попасть в ловушку.

6

Проект "Деньги"

Итого: 34 часа.

9 класс

№ п/п

Наименование раздела

Основное содержание раздела

Количество часов

Формы контроля

1.

Личные сбережения.

Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения. Финансовые инструменты достижения личных целей.

5

Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением.

2

В чём польза  банков

Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции.

5

Деловая игра "В банке"

3

Кредитование.

Понятие кредита. Банковский кредит и его основные виды. Основные характеристики кредита (срочность, платность и возвратность). Ипотечный кредит, его специфика. Автокредит. Условия кредитования. Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.

6

Проект "Кредит: за и против".

4

Страхование: что и как надо страховать?

Сущность страхования. Виды страхования. Страховой продукт. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Критические риски страхования. Типичные ошибки при страховании

5

Тест «Виды страховых  продуктов»

5

Налоги: почему их надо платить?

Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты. Идентификационный номер налогоплательщика: для чего он нужен и в каких случаях используется. Налоговый вычет: условия предоставления. Имущественный налог.

6

Проект "Куда идут наши налоги"

6

Защита прав потребителей финансовых услуг

Права потребителя финансовых услуг. Как ЦБ РФ защищает права потребителей финансовых услуг.

3

Презентация «Закон «О защите прав потребителей»»

7

Финансовые махинации

2

 

8

Каков уровень моей финансовой грамотности

2

Написание эссе на тему "Каков уровень моей финансовой грамотности"

Итого: 34 часа.

Общий объем: 68 часов.


Планируемые результаты.

Основные компетенции  финансовой  грамотности,

 которые формируются при изучении курса

Основные разделы курса

Компетенции финансовой грамотности

Доходы и расходы семьи.

Финансовое планирование и бюджет

  • понимать, что такое личный доход, доход семьи, их источники и  пути их повышения;
  • понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления личными расходами;
  • понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • понимать влияние образования на последующую карьеру– какая связь с финансовой грамотностью?;
  • знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсии т.п.);
  • знать, что такое заработная плата, её виды;
  • понимать возможные последствия безработицы;
  • уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
  • уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
  • знать способы контроля  спонтанных покупок;
  • уметь давать финансовую оценку расходам на удовлетворение различных  потребностей и желаний;
  • уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
  • уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
  • осознавать важность образования, которое обеспечит доходы;
  • понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями;
  • принимать на себя ответственность за финансовые решения и осознавать последствия этих решений.

Личные сбережения и чем могут быть полезны  банки в нашей в жизни

  • понимать необходимость аккумулирования сбережений для будущих трат;
  • понимать принципы хранения денег на банковском счете;
  • осознавать инвестиционный характер сбережений;
  • понимать необходимость пенсионных сбережений;
  • осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме;
  • знать принципы работы  государственной системы страхования вкладов;
  • иметь общее представление о различных способах сбережений;
  • уметь откладывать деньги на определенные цели;
  • знать отличия депозита (срочный вклад) и текущего счета;
  • уметь различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;
  • уметь анализировать выписку из банковского счёта;
  • уметь пользоваться сберегательной книжкой или дебетовой картой, пользоваться договором банковского обслуживания по вкладу;
  • осознавать важность сбережений;
  • формулировать  финансовые цели и пути их достижения;
  • осознавать влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность.

Кредитование

и инвестирова-ние

  • понимать сущность кредита, его основные свойства (срочность, платность и возвратность), принципы кредитования, а также условия его предоставления;
  • понимать различия между дебетовой и кредитной картой;
  • знать  виды кредитов и понимать различия в процентной ставке;
  • знать выгоды и риски разных видов кредитования;
  • знать способы расчёта  полной стоимости кредита;
  • знать особенности ипотечного кредитования;
  • знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банка о выдаче кредита;
  • уметь определять положительные и отрицательные стороны использования кредита;
  • владеть методами оценки финансовых  возможностей возврата кредита;
  • формулировать  цели получения кредита;
  • осознавать ответственность за выплату кредита.

Страхование: что и как надо страховать чтобы не попасть в беду?

  • знать и понимать задачи и принципы страхования;
  • знать типологию страховых продуктов;
  • знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;
  • знать виды страховых продуктов для различных жизненных ситуаций;
  • осознавать необходимость использования страховых продуктов и добровольного страхования.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата?

  • организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;
  • получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы;
  • понимание необходимости уплаты налогов;
  • знать свои права и обязанности в сфере налогообложения;
  • понимать отличия  налогов, пошлин и сборов.

Защита прав потребителей

  • знать основные права потребителя финансовых услуг;
  • знать порядок обращения  с жалобой на нарушение прав потребителей;
  • уметь находить информацию о финансовом продукте;
  • уметь составить жалобу на нарушение прав потребителей;
  • уметь разбираться в счетах и платежных документах.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  курса

  1. Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Мультимедиа-проектор

  1. Литература

1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti

2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

3. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.

4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

5. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143.

6. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего обр...

Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...