Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса
рабочая программа по обществознанию

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Гайдаровская  СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».

Цели программы:

  • фор­мирование активной жизненной позиции;
  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

  • познакомить школьников с основными понятиями финансовой системы РФ;
  • научить грамотному распределению денежных средств;
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

Место предмета в учебном плане

Количество часов по программе –  1 час в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 34 часа.

Особенности класса

При составлении программы учтены особенности класса. В  5-9 классах 17 учеников. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Дети активные.

Общая характеристика учебного предмета

 Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Деньги, их история, виды, функции;

Семейный бюджет;

Экономические отношения семьи и государства;

Семья и финансовый бизнес;

Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, та­блицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся  в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Гайдаровская  СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».

Цели программы:

  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

  • познакомить школьников с основными понятиями финансовой системы РФ;
  • научить грамотному распределению денежных средств;
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

Место предмета в учебном плане

Количество часов по программе –  1 час в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 34 часа.

Особенности класса

При составлении программы учтены особенности класса. В  5-9 классах 17 учеников. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Дети активные.

Общая характеристика учебного предмета

 Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Деньги, их история, виды, функции;

Семейный бюджет;

Экономические отношения семьи и государства;

Семья и финансовый бизнес;

Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся  в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
  • понимание финансовых связей семьи и государства
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные результаты:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;
  • развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание учебного предмета

Содержание курса внеурочной деятельности

Тематический раздел

Кол-во

часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1.

Доходы и расходы семьи

9

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Составление семейного бюджета.

2.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Ролевая игра.

3.

Семья и государство: как они

взаимодействуют.

6

Налоги. Социальные пособия. Государство - это мы.

Мини-исследование.

4.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье?

12

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в

современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Составление личного финансового плана.

5.

Что такое финансовая грамотность?

1

Содержание

финансовой

грамотности

Тестирование.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, декабрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название разделов, тем.

Дата проведения

Примечания

план

факт

Доходы и расходы семьи

04.09

Деньги

18.09

Доходы семьи

25.09

Расходы семьи

02.10

Семейный бюджет

09.10

Грамотное формирование семейного бюджета

16.10

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

23.10

 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

06.11

Страхование

13.11

Семья и государство: как они взаимодействуют

20.11

Налоги

27.11

Социальные пособия

04.12

Государство -это мы

11.12

Как спасти деньги от инфляции

18.12

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

25.12

Банковские услуги

15.01

Собственный бизнес

22.01

Валюта в современном мире

29.01

Благотворительная  деятельность

05.02

Личный финансовый план

12.02

Роль денег в нашей жизни

19.02

Активы в трех измерениях. Враг личного капитала

26.02

Разумные расходы – статья доходов

05.03

Статьи доходов и расходов

12.03

Рациональный бюджет школьника

19.03

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?

02.04

Как оптимизировать семейный бюджет?

09.04

Жилье в собственность: миф или реальность?

16.04

Социальный найм жилья

23.04

Что такое потребительская культура

30.04

Потребление: структура и нормы

07.05

Разнообразие человеческих потребностей и их классификация

14.05

Итоговая беседа по теме: «Финансовая грамотность»

21.05

Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность».

28.05

 

Учебно-методическое обеспечение

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ Горяев А., Чумаченко В. - М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

Аппаратные средства:

  • ПК;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиа проектор и экран;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Основы финансовой грамотн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...