Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Кирьянова Олеся Павловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В «Финансовая грамотность» - М.: ВАКО, 2018.

       Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

  • Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг./ Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. – М.: ВАКО, 2018.
  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018.
  • Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018/
  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.— М.: ВАКО, 2018.

Данная рабочая программа реализуется как в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-vd-finansovaya-gramotnost-9-klass.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В «Финансовая грамотность» - М.: ВАКО, 2018.

       Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

  • Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг./ Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. – М.: ВАКО, 2018.
  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018.
  • Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018/
  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.— М.: ВАКО, 2018.

Данная рабочая программа реализуется как в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Целью программы является формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи курса: способствовать формированию активной жизненной позиции, развивать экономический образа мышления, воспитывать ответственное и нравственное поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: рабочая программа реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия. Срок реализации программы 1 год.

В плане внеурочной деятельности 5 – 9 классов МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский предусмотрена промежуточная аттестация в форме экономического квеста.

  1. Результаты освоения курса

Планируемые личностные результаты:

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
  • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
  • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины

Метапредметные результаты:

Планируемые регулятивные учебные действия:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
  • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Познавательные учебные действия:

  • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
  • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
  • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
  • установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
  • Коммуникативные учебные действия:
  • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
  • умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • владение знанием:
  • о структуре денежной массы;
  • о структуре доходов населения страны и способах её определения;
  • о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
  • об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • о возможных нормах сбережения;
  • о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
  • о видах страхования;
  • о видах финансовых рисков;
  • о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена;
  • о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России;
  • умение характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • умение выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
  • умение формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

№ п/п

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

Управление денежными средствами семьи

1

Деньги: что это такое

Лекция-беседа

просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

Практикум

проведение мини-исследований

3

Какие бывают источники доходов

Урок-игра

получение опыта в конкретных финансовых ситуациях

4

От чего зависят личные и семейные доходы

Лекция-беседа

просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Практикум

проведение мини-исследований

6

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Практикум

проведение мини-исследований

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

Семинар

обсуждение общих проблем, выработка общих решений

8

Как оптимизировать семейный бюджет

Практикум

коллективные и индивидуальные исследования,

практическая работа

9

Как оптимизировать семейный бюджет

Практикум

решение практических задач

Способы повышения семейного благосостояния

10

Для чего нужны финансовые организации

Лекция-беседа

просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

Практикум

коллективные и индивидуальные исследования,

практическая работа

12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

Лекция-беседа

просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Практикум

проведение мини-исследований

14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Практикум

коллективные и индивидуальные исследования,

практическая работа

15

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Практикум

решение практических задач

Риски в мире денег

16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

Лекция-беседа

рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций

17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

Семинар

обсуждение общих проблем, выработка общих решений

18

Чем поможет страхование

Лекция-беседа

просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

19

Какие бывают финансовые риски

Практикум

проведение мини-исследований

20

Что такое финансовые пирамиды

Урок-игра

получение опыта в конкретных финансовых ситуациях

21

Что такое финансовые пирамиды

Практикум

решение практических задач

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

Лекция-беседа

рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций

23

Польза и риски банковских карт

Семинар

обсуждение общих проблем, выработка общих решений

24

Что такое бизнес

Лекция-беседа

рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций

25

Как создать своё дело

Практикум

поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

Лекция-беседа

рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Урок-игра

получение опыта в конкретных финансовых ситуациях

28

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Практикум

коллективные и индивидуальные исследования,

практическая работа

29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Практикум

разработка индивидуальных или групповых проектов;  

проведение мини-исследований

Человек и государство: как они взаимодействуют

30

Что такое налоги и зачем их платить

Семинар

привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций, обсуждение общих проблем, выработка общих решений

31

Какие налоги мы платим

Практикум

поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

32

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Лекция-беседа

рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций

33

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Практикум

поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

коллективные и индивидуальные исследования

34

Промежуточная аттестация

Практикум

решение практических задач

3.Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом закрепленного в рабочей программе воспитания приоритета воспитания учащихся на уровне основного общего образования: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Лекция-беседа

Семинар

Практикум

Урок-игра

Управление денежными средствами семьи

9

2

1

5

1

Способы повышения семейного благосостояния

6

2

4

Риски в мире денег

6

2

1

2

1

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

3

1

3

1

Человек и государство: как они взаимодействуют

4

1

1

2

Промежуточная аттестация

1

1

 Итого

34

10

4

17

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Основы финансовой грамотн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...