Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл
рабочая программа (5 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._finansovaya_gramotnost._rabochaya_programma.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «30»  августа 2022г.        

руководитель МО ____________

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 176 от «31» августа 2022г.

                                                

        

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное)

Классы: 5АБВГДЕ

       

   

Составитель:

Евдокимова Яна Сергеевна

учитель истории

                                                                     

Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для обучающихся 5 классов МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом авторской программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 5 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

Цель курса: формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Программа разбита на 3 модуля: «Введение в курс «Финансовая грамотность»», «Доходы и расходы семьи», «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

 Целью изучения 1 модуля «Введение в курс Ф.Г.» - научить осознавать необходимость развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

 Целью изучения 2 модуля «Доходы и расходы семьи»  является формирование устойчивого понимания, что может происходить с деньгами, какие бывают источники доходов, от чего зависят личные и семейные доходы, что такое семейный бюджет и как его построить. Обеспечить усвоение базовых понятий: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов, расходы, личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Целью изучения 3 модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» - обеспечить усвоение базовых понятий: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Научить устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи и оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.                                                                          

Результаты курса внеурочной деятельности

Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая  грамотность» являются:

-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

-участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:

-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников.

Предметные результаты изучения модуля «Введение в курс «Финансовая грамотность»:

-определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; -осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

-выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества,

-формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

-обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

-приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

-актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности.

Предметные результаты изучения модуля «Доходы и расходы семьи»:

-называть основные источники доходов семьи;

-составлять задачи, требующие денежных расчётов;

-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

-объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

-объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

-объяснять, как формируется семейный бюджет;

-подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары

длительного пользования, товары текущего потребления);

-подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

-объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Предметные результаты изучения модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»:

-анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

-соотносить вид страхования и его цель;

- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

Календарно-тематическое планирование

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

1

5АВ-02.09

5Б-6.09

5Г-5.09

5Д-7.09

5Е-8.09

5АВ-02.09

5Б-6.09

5Г-5.09

5Д-7.09

5Е-8.09

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Проблемноценностное общение

1

2

5АВ-9.09

5Б-13.09

5Г-12.09

5Д-14.09

5Е-15.09

5АВ-9.09

5Б-13.09

5Г-12.09

5Д-14.09

5Е-15.09

От чего зависит благосостояние семьи

познавательная

1

3

5АВ-16.09

5Б-20.09

5Г-19.09

5Д-21.09

5Е-22.09

5АВ-16.09

5Б-20.09

5Г-19.09

5Д-21.09

5Е-22.09

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Проблемноценностное общение

1

4

5АВ-23.09

5Б-27.09

5Г-26.09

5Д-28.09

5Е-29.09

5АВ-23.09

5Б-27.09

5Г-26.09

5Д-28.09

5Е-29.09

Учимся оценивать свое финансовое поведение

Проблемноценностное общение

1

5

5АВ-30.09

5Б-4.10

5Г-3.10

5Д-5.10

5Е-6.10

5АВ-30.09

5Б-4.10

5Г-3.10

5Д-5.10

5Е-6.10

Итоговое повторение

Проблемно-поисковая

1

6

5АВ-7.10

5Б-11.10

5Г-10.10

5Д-12.10

5Е-13.10

5АВ-7.10

5Б-11.10

5Г-10.10

5Д-12.10

5Е-13.10

Деньги: что это такое

Познавательная

1

7

5АВ-14.10

5Б-18.10

5Г-17.10

5Д-19.10

5Е-20.10

5АВ-14.10

5Б-18.10

5Г-17.10

5Д-19.10

5Е-20.10

Учебные мини-проекты «Деньги»

проблемноценностное общение

1

8

5АВ-21.10

5Б-25.10

5Г-24.10

5Д-26.10

5Е-27.10

5АВ-21.10

5Б-25.10

5Г-24.10

5Д-26.10

5Е-27.10

Из чего складываются доходы семьи

познавательная

1

9

5АВ-28.10

5Б-8.11

5Г-31.10

5Д-9.11

5Е-3.11

5АВ-28.10

5Б-8.11

5Г-31.10

5Д-9.11

5Е-3.11

Учимся считать семейные доходы

познавательная

1

10

5АВ-11.11

5Б-15.11

5Г-14.11

5Д-16.11

5Е-10.11

5АВ-11.11

5Б-15.11

5Г-14.11

5Д-16.11

5Е-10.11

Исследуем доходы семьи;

Поисковая

1

11

5АВ-18.11

5Б-22.11

5Г-21.11

5Д-23.11

5Е-17.11

5АВ-18.11

5Б-22.11

5Г-21.11

5Д-23.11

5Е-17.11

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»;

проблемноценностное общение

1

12

5АВ-25.11

5Б-29.11

5Г-28.11

5Д-30.11

5Е-24.11

5АВ-25.11

5Б-29.11

5Г-28.11

5Д-30.11

5Е-24.11

Как появляются расходы семьи;

познавательная

1

13

5АВ-2.12

5Б-6.12

5Г-5.12

5Д-7.12

5Е-1.12

5АВ-2.12

5Б-6.12

5Г-5.12

5Д-7.12

5Е-1.12

Учимся считать семейные расходы;

познавательная

1

14

5АВ-9.12

5Б-13.12

5Г-12.12

5Д-14.12

5Е-8.12

5АВ-9.12

5Б-13.12

5Г-12.12

5Д-14.12

5Е-8.12

Исследуем расходы семьи;

Поисковая

1

15

5АВ-16.12

5Б-20.12

5Г-19.12

5Д-21.12

5Е-15.12

5АВ-16.12

5Б-20.12

5Г-19.12

5Д-21.12

5Е-15.12

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»;

проблемноценностное общение

1

16

5АВ-23.12

5Б-27.12

5Г-26.12

5Д-28.12

5Е-22.12

5АВ-23.12

5Б-27.12

5Г-26.12

5Д-28.12

5Е-22.12

Как сформировать семейный бюджет;

познавательная

1

17

5АВ-13.01

5Б-10.01

5Г-9.01

5Д-.11.01

5Е-12.01

5АВ -13.01

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»;

игровая

1

18

5АВ-20.01

5Б-17.01

5Г-16.01

5Д-18.01

5Е-19.01

5АВ-

20.01

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»;

проблемноценностное общение

1

19

5АВ-27.01

5Б-24.01

5Г-23.01

5Д-25.01

5Е-26.01

5АВ

27.01

Обобщение результатов изучения 1 модуля;

Проблемно-поисковая

1

20

5АВ-3.02

5Б-31.01

5Г-30.01

5Д-1.02

5Е-2.02

5АВ-

3.02

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»;

познавательная

1

21

5АВ-10.02

5Б-7.02

5Г-6.02

5Д-8.02

5Е-9.02

5АВ-

10.02

Итоговое повторение

Проблемно-поисковая

1

22

5АВ-17.02

5Б-14.02

5Г-13.02

5Д-15.02

5Е-16.02

5АВ-

17.02

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься;

познавательная

1

23

5АВ-3.03

5Б-21.02

5Г-20.02

5Д-22.02

5Е-2.03

5АВ-

3.03

Что такое страхование и для чего оно необходимо;

познавательная

1

24

5АВ-10.03

5Б-28.02

5Г-27.02

5Д-1.03

5Е-9.03

5АВ-

10.03

Что и как можно страховать;

познавательная

1

25

5АВ-17.03

5Б-7.03

5Г-6.03

5Д-15.03

5Е-16.03

5АВ-

17.03

Ролевая игра «Страхование»;

игровая

1

26

5АВ-24.03

5Б-14.03

5Г-13.03

5Д-22.03

5Е-23.03

5АВ-

24.03

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит;

Поисковая

1

27

5АВ-7.04

5Б-21.03

5Г-20.03

5Д-5.04

5Е-30.03

5АВ-

7.04

Как определить надёжность страховых компаний;

познавательная

1

28

5АВ-14.04

5Б-4.04

5Г-3.04

5Д-12.04

5Е-6.04

5АВ-

14.04

Как работает страховая компания;

игровая

1

29

5АВ-21.04

5Б-11.04

5Г-10.04

5Д-19.04

5Е-13.04

5АВ-

21.04

Учебные мини-проекты «Страхование»;

проблемноценностное общение

1

30

5АВ-28.04

5Б-18.04

5Г-17.04

5Д-26.04

5Е-20.04

5АВ-

28.04

Обобщение результатов изучения модуля 2;

Проблемно-поисковая

1

31

5АВ-5.05

5Б-25.04

5Г-24.04

5Д-10.05

5Е-27.04

5АВ-

5.05

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»;

познавательная

1

32

5АВ-12.05

5Б-9.05

5Г-15.05

5Д-17.05

5Е-11.05

5АВ-

12.05

Итоговое повторение;

Проблемно-поисковая

1

33

5АВ-19.05

5Б-16.05

5Г-22.05

5Д-24.05

5Е-18.05

5АВ-

19.05

Участие в олимпиаде по Финансовой грамотности;

познавательная

1

34

5АВ-26.05

5Б-23.05

5Г-29.05

5Д-31.05

5Е-25.05

5АВ-

26.05

Годовой срез знаний

Проблемно-поисковая

1

  1. Тематическое планирование

Модуль/тема

Количество часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

«Введение в курс «Финансовая грамотность»».

Темы:

  1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность;
  2. От чего зависит благосостояние семьи;
  3. Учимся оценивать финансовое поведение людей;
  4. Учимся оценивать свое финансовое поведение;
  5. Итоговое повторение

5

Диспут

Лекция

Практикум

https://www.twirpx.com

https://www.rbc.ru

www.finagram.com

2

«Доходы и расходы семьи»

Темы:

  1. Деньги: что это такое;
  2. Учебные мини-проекты «Деньги»;
  3. Из чего складываются доходы семьи;
  4. Учимся считать семейные доходы;
  5. Исследуем доходы семьи;
  6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи»;
  7. Как появляются расходы семьи;
  8. Учимся считать семейные расходы;
  9. Исследуем расходы семьи;
  10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи»;
  11. Как сформировать семейный бюджет;
  12. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»;
  13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»;
  14. Обобщение результатов изучения 1 модуля;
  15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»;
  16. Итоговое повторение

16

Практикум

Мини-исследование

Защита проектов

Игра

Защита портфолио

www.7budget.ru

www.banki.ru

www.koshelek.org

www.finagram.com

3

«Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

Темы:

  1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься;
  2. Что такое страхование и для чего оно необходимо;
  3. Что и как можно страховать;
  4. Ролевая игра «Страхование»;
  5. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит;
  6. Как определить надёжность страховых компаний;
  7. Как работает страховая компания;
  8. Учебные мини-проекты «Страхование»;
  9. Обобщение результатов изучения модуля 2;
  10. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»;
  11. Итоговое повторение;
  12. Участие в олимпиаде по Финансовой грамотности;
  13. Годовой срез знаний

13

Практикум

Игра

Мини-исследование

Защита проектов

Контроль знаний

www.finagram.com

https://www.twirpx.com

http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

Интернет-источники:

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 

6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 

7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Материально-техническое обеспечение:

Компьютерная техника

Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...