Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).
рабочая программа (10 класс)

Маркина Елена Алексеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность»  (направление: социальное).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10a_fin._gramotnost.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «30»  августа 2022г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2022г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 176 от «31» августа 2022г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

(направление: социльное)

Классы: 10 А

Учитель:   Исаева Сабина Гаджиюсуповна

Количество часов

                  всего  -     34 часа

                  в неделю  - 1 час

Нижневартовск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

- Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 36 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

-  Учебный план МБОУ "СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского"  на 2022—2023 учебный год.

ЦЕЛЬ:

Формирование финансовой грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия.

ЗАДАЧИ: 

- формирование элементарных знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;

- формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам; формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;

- формирование предметных умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);

- формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий.

РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»  являются:

• сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;

• понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их практического осуществления;

• понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов.

Метапредметными результатами освоения курса  являются:

• владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:

◊ анализировать практическую задачу в сфере финансов;

◊ ставить цели финансовой деятельности;

◊ планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;

◊ предлагать варианты решения финансовой задачи;

◊ оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор;

• владение коммуникативными компетенциями:

◊ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; ◊ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

• владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего расчёт безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика и др.);

• владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности

Предметными результатами изучения курса являются:

• владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски);

• владение знаниями:

◊ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

◊ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

◊ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

◊ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

◊ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

◊ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;

◊ o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

Раздел

Кол-во часов

Формы организации

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

14

Интерактивная лекция

Учебно-познавательная деятельность

Занятие-дискуссия

Учебная игра

учебно-практическая деятельность

Практическое занятие

занятие — презентация учебных достижений

dni-fg.ru

финграмотностьвшколе.рф

fingramota.org

fmc.hse.ru

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок РОКЕХ.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

9

Интерактивная лекция

Учебно-познавательная деятельность

Занятие-дискуссия

Практическое занятие

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

11

Интерактивная лекция

Практическое занятие

самостоятельная работ

Учебно-познавательная деятельность

учебно-практическая деятельность

учебно-проектная деятельность

Проектный семинар

занятие — презентация учебных достижений

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела и тем

Вид деятельности

06.09

06.09

Введение в курс «Финансовая грамотность»

Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни»

13.09

13.09

Что такое банк и чем он может быть полезен

Учатся:

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

20.09

20.09

Что такое банк и чем он может быть полезен

27.09

27.09

Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

04.10

04.10

Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

11.10

11.10

От чего зависят ставки по вкладам

18.10

18.10

Как выбрать вклад и оформить документы

25.10

25.10

Как выбрать вклад и оформить документы

08.11

08.11

Что такое кредит и как оценить его условия

15.11

15.11

Что такое кредит и как оценить его условия

22.11

22.11

Как понять, сможете ли вы выплатить кредит

29.11

29.11

Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями

06.12

06.12

Итоговые задания к модулю 1

13.12

13.12

Итоговые задания к модулю 1

Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов»

  1.  

20.12

20.12

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Учатся:

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

27.12

10.01

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

10.01

17.01

Как можно торговать ценными бумагами

17.01

24.01

Как можно торговать ценными бумагами

24.01

31.01

Как заработать на фондовом и валютном рынках

31.01

07.02

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

07.02

14.02

Операции на валютном рынке: риски и возможности

14.02

21.02

Итоговые задания к модулю 2

21.02

28.02

Итоговые задания к модулю 2

Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата»

28.02

07.03

Что такое налоги и почему их нужно платить

Учатся:

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

07.03

14.03

Какие бывают налоги и зачем они нужны

14.03

21.03

Основы налогообложения граждан

21.03

04.04

Как платить налоги

04.04

11.04

Что такое налоговый вычет и как его получить

11.04

18.04

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

18.04

25.04

Какова ответственность за неуплату налогов

25.04

02.05

Какова ответственность за неуплату налогов

02.05

16.05

Итоговые задания к модулю 3

16.05

23.05

Итоговые задания к модулю 3

23.05

30.05

Итоговые задания к модулю 3


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Учебно-методическое обеспечение

1. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.

2. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

3. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

4. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

5. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютерная техника
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Интернет-ресурсы:

1. https://вашифинансы.рф – информационно-просветительский портал проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

2. https://хочумогузнаю.рф – информационно-просветительский сайт о правах потребителя финансовых услуг; содержит интерактивные материалы для самостоятельного изучения финансовой грамотности.

3. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике.

4. ecsocman.hse.ru – федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

5. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru

  1. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru 
  2. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru 
  3. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru 
  4. Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...