Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

социального направления

«Финансовая безопасность»

(5-9 классы, 1 час в неделю)

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

  1.  понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  2.  понимание и правильное использование экономических терминов;
  3.  освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
  4.  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  5.  развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 Личностные результаты:

1) осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

2) овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

3)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  1.  понимание цели своих действий;
  2.  умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
  3.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)  оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

Познавательные УУД:

  1.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2.  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет - сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  3.  формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных  задач в виде таблицы,  схемы, графика,  диаграммы, диаграммы связей (интеллект - карты);
  4.  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  5. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  1. составление текстов в устной и письменной формах;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог;

3) готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

4) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Данный курс внеурочной деятельности способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

2. Содержание курса «Основы финансовой грамотности» с указанием форм организации и видов деятельности

5 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Форма организации

Виды деятельности

1

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Основные понятия. Финансы. Финансовая грамотность. Финансово грамотный человек.

Беседа, поисковая

Эвристическая беседа, наблюдение, рефлексия

2

От чего зависит благосостояние семьи?

Благосостояние. Социальные группы. Материальные, социальные и духовные блага.

Дискуссия

Беседа, поисковая

работа в группах,

рефлексия

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

Финансовое поведение. Финансовые продукты. Рынок. Инвестиции.

Интерактивная беседа

Беседа, анкетирование, рефлексия

4

Учимся оценивать свое финансовое поведение.

Финансовое поведение. Финансовые продукты. Рынок. Инвестиции.

Интерактивная беседа

Беседа, анкетирование, рефлексия

5

Деньги: что это такое?

Деньги. История возникновения денег. Эквиваленты денег. Валюта.

Викторина

Метод

презентационных

технологий,

рефлексия

6

Проект «Деньги».

Функции денег. Платёжные средства.

Проект

Наблюдение, поисковая работа в группах, рефлексия

7

Из чего складываются доходы семьи.

Доходы и расходы. Заработная плата. Стипендия. Пенсия.

Юридическая консультация

Обсуждение видеоконсультации.

8

Учимся считать доходы семьи.

Доходы и расходы. Заработная плата. Стипендия. Пенсия.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

9

Исследуем доходы семьи.

Премии. Пособия. Банковские вклады. Сдача жилья в аренду. Акции. Дивиденды.

Исследование

Исследование, рефлексия.

10

Проект «Доходы семьи».

Доходы и расходы. Заработная плата. Стипендия. Пенсия. Премии. Пособия. Банковские вклады. Сдача жилья в аренду. Акции. Дивиденды.

Выступление учащихся с показом презентаций

Показ презентаций, проектный метод, рефлексия

11

Как появляются расходы семьи.

Доходы и расходы. Обязательные и желаемые траты средств. Оплата жилищных и коммунальных услуг. Оплата питания.

Юридическая консультация

Обсуждение видеоконсультации

12

Учимся считать семейные расходы.

Доходы и расходы. Обязательные и желаемые траты средств. Оплата жилищных и коммунальных услуг. Оплата питания.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

13

Исследуем расходы семьи

Расходы на связь и Интернет. Покупка одежды и обуви. Обучение и развитие. Кредит. Съём жилья. Страхование.

Исследование

Исследование, рефлексия.

14

Проект «Расходы семьи».

Доходы и расходы. Обязательные и желаемые траты средств. Оплата жилищных и коммунальных услуг. Оплата питания. Расходы на связь и Интернет. Покупка одежды и обуви. Обучение и развитие. Кредит. Съём жилья. Страхование.

Выступление учащихся с показом презентаций

Показ презентаций, проектный метод, рефлексия

15

Как сформировать семейный бюджет.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Аналитическая работа

Работа с электронными таблицами, метод презентаций, рефлексия

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

17

Проект «Семейный бюджет».

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация расчётов семейного бюджета, рефлексия

18

Обобщение пройденного материала.

Тест по модулю «Доходы и расходы семьи»

Тестирование

Тестирование, взаимопроверка, рефлексия

19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

Интерактивная беседа

Презентация портфолио, беседа

20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

Финансовый риск. Общие, объектные и портфельные риски. Риск сокращения. Риск мошенничества. Риск потери сбережений. Способы сокращения финансовых рисков в семье.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

21

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

Страхование. Страховой случай. Денежный фонд. Страховой взнос.

Работа с документами

Анализ документов, работа в парах, рефлексия

22

Что и как можно страховать.

Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

23

Ролевая игра «Страхование».

Страхование. Страховой случай. Денежный фонд. Страховой взнос. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Игра с элементами тренинга

Игра, творческая работа, рефлексия

24

Что застраховано в семье и сколько это стоит.

Медицинское страхование. Страхование от несчастного случая. Страхование жизни. Страхование недвижимости. Автострахование.

Познавательная беседа

Беседа,

игровая деятельность,

рефлексия

25

Как определить надежность страховых компаний.

Страховая компания. Банкротство. Рейтинг страховых компаний. Экспертный рейтинг. Народный рейтинг. Рейтинг лояльности. Судебный рейтинг. Финансовый рейтинг.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

26

Как работает страховая компания.

Страховая компания. Страховой полис. Страховой взнос. Страховой фонд. Страховой портфель.

Деловая игра

Беседа, работа в тройках, рефлексия

27

Проект «Страхование».

Повторение пройденного материала.

Проект

Выставка плакатов, рефлексия

28

Обобщение пройденного материала.

Тест по модулю «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

Тестирование

Тестирование, самопроверка, рефлексия

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Интерактивная беседа

Презентация портфолио, беседа

30

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

Государство. Понятие и содержание государственных финансов. Потребности населения.

Дискуссия

Беседа, наблюдение, рефлексия

31

Что такое налоги и почему их надо платить.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные системы налогообложения. Функции налогов.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

32

Какие бывают социальные пособия.

Социальное пособие. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по безработице. Детские пособия.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

33

Обобщение пройденного материала.

Повторение пройденного материала.

Игра

Игра-путешествие, рефлексия

34

Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

Интерактивная беседа

Презентация портфолио, беседа

6 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Форма организации

Виды деятельности

1

Введение.

Основные понятия. Финансы. Финансовая грамотность. Финансово грамотный человек.

Беседа, поисковая

Эвристическая беседа, наблюдение, рефлексия

2

Как появились деньги. Виды денег.

Деньги. История возникновения денег. Эквиваленты денег. Валюта.

Викторина

Метод

презентационных

технологий,

рефлексия

3

Инфляция.

Инфляция. Виды инфляции. Меры по снижению инфляции.

Интерактивная беседа

Беседа, анкетирование, рефлексия

4

Доходы семьи.

Доходы и расходы. Заработная плата. Стипендия. Пенсия. Премии. Пособия. Банковские вклады. Сдача жилья в аренду. Акции. Дивиденды..

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

5

Расходы семьи.

Доходы и расходы. Обязательные и желаемые траты средств. Оплата жилищных и коммунальных услуг. Оплата питания. Расходы на связь и Интернет. Покупка одежды и обуви. Обучение и развитие. Кредит. Съём жилья. Страхование.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

6

Семейный бюджет и его виды.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Аналитическая работа

Работа с электронными таблицами, метод презентаций, рефлексия

7

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

8

Планирование семейного бюджета.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация расчётов семейного бюджета, рефлексия

9

Составление семейного бюджета.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация расчётов семейного бюджета, рефлексия

10

Уровень жизни и прожиточный минимум.

Уровень жизни населения. Качество жизни. Прожиточный минимум. МРОТ.

Деловая игра

Беседа, работа в тройках, рефлексия

11

Личный бюджет.

Личный бюджет. Классификация доходов и расходов. Отличие личного бюджета от семейного.

Юридическая консультация

Обсуждение видеоконсультации

12

Ролевая игра «Семейный бюджет».

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

14

Вклады. Сбережения.

Депозит. Вклад. Процентная ставка. Капитализация. Инвестиции. Сбережения.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

15

Страхование как способ защитить свои деньги.

Страхование. Страховой случай. Денежный фонд. Страховой взнос. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Игра с элементами тренинга

Игра, творческая работа, рефлексия

16

Виды страхования.

Медицинское страхование. Страхование от несчастного случая. Страхование жизни. Страхование недвижимости. Автострахование.

Познавательная беседа

Беседа,

игровая деятельность,

рефлексия

17

Инвестиции. Как «выращивать» деньги?

Инвестиции. Инвестор. Материальные и нематериальные инвестиции. Инвестиции на бирже. Брокерский счёт.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

18

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

Финансовый риск. Общие, объектные и портфельные риски. Риск сокращения. Риск мошенничества. Риск потери сбережений. Способы сокращения финансовых рисков в семье.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

19

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.

Кредит. Залог. Поручительство. Преимущества кредита. Недостатки кредита.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

20

Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит.

Права заёмщика. Обязанности заёмщика. Пени. Переплата. Ипотека.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

21

Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество.

Финансовые махинации. Финансовые пирамиды. Мошенническая с использованием банковских карт. Кибермошенничество.

Работа с документами

Анализ документов, работа в парах, рефлексия

22

Финансовое мошенничество.

Скимминг. Фишинг. Фарминг. Кликфорд. Нелегальные кредиты. Брачные аферы. Наказание за финансовое мошенничество.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

23

Что такое налоги?

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные системы налогообложения. Функции налогов.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

24

Типы и виды налогов.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные системы налогообложения. Функции налогов.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

25

Права и обязанности налогоплательщика.

Права налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика. Пеня. Залог. Поручительство. Арест имущества. Штраф.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

26

Социальные услуги государства.

Социальное пособие. Субсидия. Набор социальных услуг. Доплата к пенсии. Адресная помощь.

Деловая игра

Беседа, работа в тройках, рефлексия

27

Пенсия.

Пенсия. Пенсионный возраст. Коэффициент. Индексация. ПФР.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

28

Проект «Государство – это мы».

Проект «Государство – это мы».

Конференция

Защита проекта, дискуссия, рефлексия

29

Появление банков. Виды банков.

Банк. Виды банков. Банковская система РФ. Функции банков.

Интерактивная беседа

Беседа, наблюдение, рефлексия

30

Как банк работает. Банковские услуги.

Банковские вклады. Денежные переводы. Кредиты. Онлайн-банк.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

31

Бизнес. Виды бизнеса.

Бизнес. Виды бизнеса. Производство. Торговля. Сфера услуг. Пассивные виды бизнеса.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

32

Черты предпринимателя.

Успешный бизнесмен. Психологический портрет предпринимателя.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

33

Валюта.

Валюта. Курс валют. Рубль. Доллар. Евро. Фунт. Юань.

Игра

Игра-путешествие, рефлексия

34

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой безопасности».

Тест по курсу «Финансовой безопасности».

Тестирование

Тестирование, самопроверка, рефлексия

7 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Форма организации

Виды деятельности

1

Основные понятия.

Основные понятия. Финансы. Финансово грамотный человек.

Беседа, поисковая

Работа с различными источниками информации

2

Деньги.

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Беседа, поисковая

Работа с различными источниками информации

3

Доходы семьи.

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты

Поисковая

Работа с различными источниками информации

4

Расходы семьи.

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги

Практическое занятие

Практическая работа с документами

5

Семейный бюджет

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

7

Страхование

Страхование. Страховая компания. Страховой полис

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

8

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Доходы и расходы семьи.

Деловая игра

Деловая игра «Семейный бюджет»

9

Налоги

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

10

Социальные пособия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

11

Проект «Государство — это мы!»

Страхование имущества, здоровья, жизни

Проектная деятельность

Подготовка проекта

12

Как спасти деньги от инфляции

Вклады. Ценные бумаги. Акции

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

13

Банковские услуги

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

14

Собственный бизнес

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит

Практикум

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

15

Валюта в современном мире

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

16

Благотворительность

Корпоративная благотворительность. Частная благотворительность. Филантропия. Меценатство. Спонсорство.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

17

Личный финансовый план

Личные финансы. Контроль личных финансов. Эффективное использование денег. Инструменты для ведения личных финансов.

Практикум, семинар

Работа с

различными

источниками

социальной

информации, работа с текстом Налогового кодекса

18

Итоговое занятие

Итоговая работа по курсу «Финансовая  безопасность»

Тестирование

Тестирование Публичная защита проектов

8 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Форма организации

Виды деятельности

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

Государство. Понятие и содержание государственных финансов. Потребности населения.

Дискуссия

Беседа, наблюдение, рефлексия

2

Что такое налоги и почему их надо платить.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

3

Какие бывают налоги.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные системы налогообложения. Функции налогов.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

4

Учимся считать налоги.

Права налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика. Пеня. Залог. Поручительство. Арест имущества. Штраф.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Права налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика. Пеня. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Налоговые льготы.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

6

Сравниваем налоги граждан разных стран.

Налоги стран Европы (Германия, Великобритания, Франция, Греция, Чехия), стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Эстония), стран Азии (Китай, Япония, Северная Корея), стран Америки (США, Мексика, Аргентина).

Аналитическая работа

Работа с электронными таблицами, метод презентаций, рефлексия

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Права налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика. Пеня. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Налоговые льготы.

Аналитическая работа

Работа с электронными таблицами, метод презентаций, рефлексия

8

Как работает налоговая служба.

Налоговая служба. Законодательство о налогах. Налоговая инспекция. Взыскание налогов.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

9

Учебные мини-проекты «Налоги».

Учебные мини-проекты «Налоги».

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация проектов, рефлексия

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

Калькулятор пособий. Электронная приёмная Фонда. Электронный сертификат ТСР. Каталог ТСР. Подать заявку на ТСР. Социальный навигатор.

Аналитическая работа

Работа с сайтом, метод презентаций, рефлексия

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

Социальное пособие. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по безработице. Детские пособия. Размеры пособий.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Материнский капитал

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация результатов исследования, рефлексия

14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

15

Обобщение пройденного материала.

Повторение пройденного материала.

Игра с элементами тренинга

Игра, творческая работа, рефлексия

16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Интерактивная беседа

Презентация портфолио, беседа

17

Для чего нужны банки.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

Финансовый риск. Общие, объектные и портфельные риски. Риск сокращения. Риск мошенничества. Риск потери сбережений. Способы сокращения финансовых рисков в семье.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

19

Какие бывают вклады.

Вклад. Срок. Процентная ставка. Валюта. Возможность пополнения или снятия. Вклад до востребования. Срочный вклад. Сберегательный счёт. Накопительный счёт. Расчётный вклад. Валютный депозит.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

20

Что такое кредиты и надо ли их брать.

Кредит. Залог. Поручительство. Преимущества кредита. Недостатки кредита.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

Интернет-приёмная. Денежно-кредитная политика. Национальная платёжная система. Инфраструктура финансового рынка. Правовые акты.

Работа с документами

Анализ документов, работа в парах, рефлексия

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

Страхование. Страховой случай. Денежный фонд. Страховой взнос. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

24

Как работает банк.

Хранение денежных средств. Выдача кредитов. Проведение платежей. Сбербанк. ВТБ. Росбанк. Райффайзен Банк.

Аналитическая работа

Работа с сайтами банков, метод презентаций, рефлексия

25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

26

Что мы знаем о бизнесе.

Бизнес. Виды бизнеса. Производство. Торговля. Сфера услуг. Пассивные виды бизнеса.

Деловая игра

Беседа, работа в тройках, рефлексия

27

Как открыть фирму.

Виды компаний (ООО, ОАО, ЗАО, ИП). Прямые и косвенные затраты. Бизнес-план. Франшиза. Аренда помещения. Дополнительное финансирование.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубатор. Стартап. Акселератор. Виртуальный бизнем-инкубатор.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

29

Ролевая игра «Открываем фирму».

Состав учредителей. Юридический и фактический адрес. Уставной капитал. Документы для регистрации юридического лица. Регистрационный орган.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

30

Что такое валюта и для чего она нужна.

Валюта. Курс валют. Рубль. Доллар. Евро. Фунт. Юань.

Игра

Игра-путешествие, рефлексия

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

Спрос и предложение. Иностранные инвесторы. Режим валютного курса. Инфляция.

Аналитическая работа

Работа с сайтами банков, метод презентаций, рефлексия

32

Обобщение пройденного материала.

Повторение пройденного материала.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

Интерактивная беседа

Презентация портфолио, беседа

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая безопасность».

Тест по курсу «Финансовой безопасности».

Тестирование

Тестирование, самопроверка, рефлексия

9 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Форма организации

Виды деятельности

1

Деньги: что это такое.

Деньги. История возникновения денег. Эквиваленты денег. Валюта.

Викторина

Метод

презентационных

технологий,

рефлексия

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Доходы и расходы. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Способы распределения бюджета.

Юридическая консультация

Обсуждение видеоконсультации

3

Какие бывают источники доходов.

Заработная плата. Стипендия. Пенсия. Премии. Пособия. Банковские вклады. Сдача жилья в аренду. Акции. Дивиденды.

Интерактивная беседа

Беседа, анкетирование, рефлексия

4

От чего зависят личные и семейные доходы.

Заработная плата. Стипендия. Пенсия. Премии. Пособия. Банковские вклады. Сдача жилья в аренду. Акции. Дивиденды.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Доходы и расходы. Обязательные и желаемые траты средств. Финансовый план.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы».

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы».

Проектно-исследовательская деятельность

Презентация расчётов семейных расходов, рефлексия

7

Что такое семейный бюджет и как его построить.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

8

Как оптимизировать семейный бюджет.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Игра с элементами тренинга

Игра, творческая работа, рефлексия

9

Обобщение пройденного материала.

Раздельный бюджет. Смешанный бюджет. Общий бюджет. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Способы распределения бюджета. Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

Дидактическая игра

Игра, работа в парах, рефлексия

10

Для чего нужны финансовые организации.

Финансовые услуги. Банковские услуги. Страховые услуги. Услуги по пенсионному накоплению. Покупка и продажа ценных бумаг.  

Деловая игра

Беседа, работа в тройках, рефлексия

11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.

Инвестиции. Сбережения. Риск.

Юридическая консультация

Обсуждение видеоконсультации

12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

Долгосрочные цели. Краткосрочные цели. Среднесрочные цели. Ведение бюджета на бумаге, в электронных таблицах, в приложениях.

Ролевая игра

Ролевая игра, работа в группах

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

14

Представление проектов.

Представление проектов.

Конференция

Защита проекта, дискуссия, рефлексия

15

Обобщение пройденного материала.

Тест по модулю «Финансовые организации»

Тестирование

Тестирование, взаимопроверка, рефлексия

16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.

Страхование от несчастного случая. Страхование жизни.

Интерактивная беседа

Беседа, наблюдение, рефлексия

17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

Медицинское страхование. Страхование от несчастного случая. Инвалидность.

Интерактивная беседа

Беседа, наблюдение, рефлексия

18

Чем поможет страхование.

Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование финансовых рисков. Страхование ответственности.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

19

Какие бывают финансовые риски.

Финансовый риск. Общие, объектные и портфельные риски. Риск сокращения. Риск мошенничества. Риск потери сбережений. Способы сокращения финансовых рисков в семье.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

20

Что такое финансовые пирамиды.

Финансовая пирамида. Виды финансовых пирамид. Распознавание финансовой пирамиды. Проверка компаний. МММ.

Правовая консультация

Обсуждение видеоконсультации

21

Представление проектов.

Представление проектов.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

22

Что такое банк и чем он может быть полезен.

Бизнес. Виды бизнеса. Производство. Торговля. Сфера услуг. Пассивные виды бизнеса. Банковские вклады. Денежные переводы. Кредиты. Онлайн-банк.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

23

Польза и риски банковских карт.

Банковская карта. Кредитная и дебетовая карта. Овердрафтная карта. Предоплаченная карта. Платёжные системы. Оплата товаров и онлайн-услуг.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

24

Что такое бизнес.

Бизнес. Виды бизнеса. Производство. Торговля. Сфера услуг. Пассивные виды бизнеса.

Викторина

Викторина, метод презентационных технологий, рефлексия

25

Как создать своё дело.

Виды компаний (ООО, ОАО, ЗАО, ИП). Прямые и косвенные затраты. Бизнес-план. Франшиза. Аренда помещения. Дополнительное финансирование.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

26

Что такое валютный рынок и как он устроен.

Валютный рынок. Анализ валютного рынка. Международный валютный рынок. Торговля на валютном рынке.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Спрос и предложение. Иностранные инвесторы. Режим валютного курса. Инфляция.

Аналитическая работа

Работа с сайтами банков, метод презентаций, рефлексия

28

Представление проектов.

Представление проектов.

Конференция

Защита проекта, дискуссия, рефлексия

29

Обобщение пройденного материала.

Повторение пройденного материала.

Интерактивная беседа

Беседа, наблюдение, рефлексия

30

Что такое налоги и зачем их платить.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз

Поисковая

Работа с

различными

источниками

социальной

информации

31

Какие налоги мы платим.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные системы налогообложения. Функции налогов.

Интерактивная беседа

Беседа, поисковая работа, рефлексия

32

Что такое пенсия и как сделать её достойной.

Пенсия. Пенсионный возраст. Коэффициент. Индексация. ПФР.

Решение практических и экономических задач

Беседа, поисковая работа, рефлексия

33

Представление проектов.

Представление проектов.

Круглый стол

Диспут, работа в группах, рефлексия

3.         Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

2

От чего зависит благосостояние семьи?

1

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

4

Учимся оценивать свое финансовое поведение.

1

5

Деньги: что это такое?

1

6

Проект «Деньги».

1

7

Из чего складываются доходы семьи.

1

8

Учимся считать доходы семьи.

1

9

Исследуем доходы семьи.

1

10

Проект «Доходы семьи».

1

11

Как появляются расходы семьи.

1

12

Учимся считать семейные расходы.

1

13

Исследуем расходы семьи

1

14

Проект «Расходы семьи».

1

15

Как сформировать семейный бюджет.

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».

1

17

Проект «Семейный бюджет».

1

18

Обобщение пройденного материала.

1

19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

1

20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

1

21

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1

22

Что и как можно страховать.

1

23

Ролевая игра «Страхование».

1

24

Что застраховано в семье и сколько это стоит.

1

25

Как определить надежность страховых компаний.

1

26

Как работает страховая компания.

1

27

Проект «Страхование».

1

28

Обобщение пройденного материала.

1

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

1

30

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

31

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

32

Какие бывают социальные пособия.

1

33

Обобщение пройденного материала.

1

34

Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

1

6 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Как появились деньги. Виды денег.

1

3

Инфляция.

1

4

Доходы семьи.

1

5

Расходы семьи.

1

6

Семейный бюджет и его виды.

1

7

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

1

8

Планирование семейного бюджета.

1

9

Составление семейного бюджета.

1

10

Уровень жизни и прожиточный минимум.

1

11

Личный бюджет.

1

12

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

14

Вклады. Сбережения.

1

15

Страхование как способ защитить свои деньги.

1

16

Виды страхования.

1

17

Инвестиции. Как «выращивать» деньги?

1

18

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

1

19

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.

1

20

Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит.

1

21

Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество.

1

22

Финансовое мошенничество.

1

23

Что такое налоги?

1

24

Типы и виды налогов.

1

25

Права и обязанности налогоплательщика.

1

26

Социальные услуги государства.

1

27

Пенсия.

1

28

Проект «Государство – это мы».

1

29

Появление банков. Виды банков.

1

30

Как банк работает. Банковские услуги.

1

31

Бизнес. Виды бизнеса.

1

32

Черты предпринимателя.

1

33

Валюта.

1

34

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой безопасности».

1

7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Основные понятия.

1

2-3

Деньги.

2

4-5

Доходы семьи.

2

6-7

Расходы семьи.

2

8-9

Семейный бюджет

2

10-11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

12-13

Страхование

2

14-15

Ролевая игра «Семейный бюджет»

2

16-17

Налоги

2

18-19

Социальные пособия

2

20-21

 «Государство — это мы!»

2

22-23

Как спасти деньги от инфляции

2

24-25

Банковские услуги

2

26-27

Собственный бизнес

2

28-29

Валюта в современном мире

2

30-31

Благотворительность

2

32-33

Личный финансовый план

2

34

Итоговое занятие

1

8 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

2

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

3

Какие бывают налоги.

1

4

Учимся считать налоги.

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

1

6

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

8

Как работает налоговая служба.

1

9

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

1

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

1

15

Обобщение пройденного материала.

1

16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

1

17

Для чего нужны банки.

1

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

19

Какие бывают вклады.

1

20

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

24

Как работает банк.

1

25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

1

26

Что мы знаем о бизнесе.

1

27

Как открыть фирму.

1

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

1

29

Ролевая игра «Открываем фирму».

1

30

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

32

Обобщение пройденного материала.

1

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая безопасность».

1

9 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Деньги: что это такое.

1

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

1

3

Какие бывают источники доходов.

1

4

От чего зависят личные и семейные доходы.

1

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы».

1

7

Что такое семейный бюджет и как его построить.

1

8

Как оптимизировать семейный бюджет.

1

9

Обобщение пройденного материала.

1

10

Для чего нужны финансовые организации.

1

11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.

1

12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

1

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

1

14

Представление проектов.

1

15

Обобщение пройденного материала.

1

16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.

1

17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

1

18

Чем поможет страхование.

1

19

Какие бывают финансовые риски.

1

20

Что такое финансовые пирамиды.

1

21

Представление проектов.

1

22

Что такое банк и чем он может быть полезен.

1

23

Польза и риски банковских карт.

1

24

Что такое бизнес.

1

25

Как создать своё дело.

1

26

Что такое валютный рынок и как он устроен.

1

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1

28

Представление проектов.

1

29

Обобщение пройденного материала.

1

30

Что такое налоги и зачем их платить.

1

31

Какие налоги мы платим.

1

32

Что такое пенсия и как сделать её достойной.

1

33

Представление проектов.

1

4) Список литературы и интернет-источников

Основная литература

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

6. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А. Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.

3. https://www.moex.com – Московская биржа.

4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».

5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.

7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».

11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.

12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.

13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».

14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.

15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.

17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».

18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.

19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.

20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.

21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.

22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».

23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.

24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.

25. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

26. http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata - журнал «Работа и зарплата»

27. http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php - портал «Профориентир». «Мир профессий».

28. http://subsidii.net/ - сайт «Все о пособиях»

29. http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php - сайт «Все о страховании»

30. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики»

31. http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoeobrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/ - сайт «РАНХиГС», Банк методических разработок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Орфография» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...