Урок по теме "Доли и дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

В данной работе представлен конспект урока по теме "Доли и дроби" для учащихся 5 класса, занимающихся по УМК "Сферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_i_drobi.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету

Учитель Войнова Г.А.

Предмет: математика

Уровень образования: базовый

Тема: «Доли и дроби».

Тип урока: урок изучения нового материала

Участники: обучающиеся 5 класс

Цель: формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь, «числитель», «знаменатель»; формирование умения читать и записывать обыкновенную дробь.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: познакомить учащихся с понятием доли и дроби и его содержательным смыслом;

 научить правильно читать и записывать дроби; применять полученные знания при решении задач. 

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Ресурсы: http://school-collektion.edu.ru,  кружочки трех цветов, смайлики.

Технологическая карта урока математики  в 5 классе  по учебнику  Е.А.Бунимович, Г.В. Дорофеев.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формы организации урока.

УУД

  1. Определение потребностей и мотивов.

1.1. Орг. момент

Определяет

готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся

Включаются в деловой ритм урока.

 

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.2. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение

Мотивирует учащихся.

В жизни нам нередко приходится пользоваться не только целыми величинами, но и их долями.

Учитель задает вопросы: Что такое доля? Как образуются доли?  Что такое дробь? Как называется тема нашего урока?

Формулируют тему урока: Доли и дроби.

Записывают тему урока в тетради.

Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

1.2 Мотивация к учебной деятельности.

Учитель предлагает ответить на вопросы задачи ( повторение 4 класс)

Координирует   деятельность учащихся.

Просит учеников ответить на вопрос: Что такое доля?

Устно решают задачи, повторяют теорию. 

 Доля – каждая из равных частей единицы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ с целью повторения раннее изученного.

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

2.1. Организация познавательной деятельности.

Вспомним, как записывают доли.

Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: 1/5

Что показывает число под чертой?

Так как же образуются доли?

Слушают сообщение.

Делают выводы, отвечают на вопросы. Записывают выводы в тетрадь

Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу.

Когда  предмет или единица измерения делятся на равные части.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

2.2. Изучение новых знаний и способов деятельности

Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю ½ называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю 1/3 называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится ¼ или по-другому говорят “четверть”.

Скажите, когда мы говорим четверть?

А как же называются другие доли?

Предлагается разгадать ребус, что бы узнать о чем дальше на уроке пойдет речь.

Объясняет новый материал. Для выражений частей целого нужны новые, дробные числа. Для их обозначения  используют специальную «двухэтажную запись»Например, две третьих записывают :

Учитель вводит понятия правильной и неправильной дроби.

 Слушают сообщение. Отвечают на вопросы.

Учебная четверть, четверть часа

Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”

Учащиеся разгадывают ребус.

Выполняется работа с учебником стр.135. Правило записывают в тетрадь.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные:  целеполагание.

Коммуникативные: ответ на вопрос

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

3. Первичная проверка понимания изученного.

3.1. Организация

познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Учитель : А сейчас поучимся читать доли.

Предлагает  записать дроби в тетрадь.

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. 2/5, 6/11 , 7/35, 1/8

Учитель просит учащихся подумать и ответить:  какая часть фигуры закрашена

Фронтальная работа с учебником

№ 465( устно).

Записывают, комментируют ,а затем проверяют друг у друга, работая в паре.

Самостоятельно выполняют задание, проверяют по решению на доске.

Ответы учащихся.

числитель 2, знаменатель 5; числитель 6, знаменатель 11; числитель 7, знаменатель 35; числитель 1, знаменатель 8.

У доски работает  1 ученик.

Устные ответы.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4.Итоговый самоконтроль и самооценка.

4.1Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

 

Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. 

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля.

Вызывает 2-х учеников

Работа  на скрытой доске

№ 471и № 475,  остальные работают  самостоятельно. Учитель контролирует и оказывает помощь.

Самостоятельно выполняют задания , затем  проверяют  в парах  по ключу.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

4.2.. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Какую тему мы сегодня изучали?

Какие задачи мы сегодня ставили?

Наши задачи выполнены?

Отвечают на вопросы: Что такое доля, как образуются доли,  что такое дробь, да.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

4.3.Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

с. 134-135 (  правила), №  466, № 472 (а,б),№ 476. По желанию –сочинить историю про дроби.

Учащиеся записывают дом. задание в дневник, задают вопросы  по выполнению дом. задания.

4.4. Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите  розовый  кружок

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите  голубой  кружок.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то  желтый кружок.

Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.( Учитель проходит по рядам и просматривает)

Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок!

Выкладывают кружочки на столе.

В смайликах рисуют .

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.

Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...

Урок по теме "Алгебраическая дробь, сокращение дробей", 7 класс

Урок обобщения, закрепления знаний по данной теме. Приведены презентация и конспект урока....

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Открытый урок по теме: "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Леонард Эйлер."

Урок и  презентация по  теме:  " Умножение  дробей.  Нахождение  дроби  от  числа"  по  математике в  6  классе.  Урок  обобщения ...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...