Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)
план-конспект урока по математике (5 класс)

Степанова Ольга Александровна

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.

Тип урока: урок-исследование.

Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнника, по которому занимаются ученики: "Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика – 5 класс», А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, М: Вентана-Граф, 2017, и сколько, чтобы издать тираж учебника?" Входе решения задачи учащиеся приходят к выводу: прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Экологические проблемы на уроках математики

Тип урока

Урок-исследование

Формируемые результаты

Предметные: обобщить знания о площади фигуры, площади прямоугольника; применить знания при решении задач экологического содержания;

Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение работать в коллективе и находить согласованные решения; развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

Метапредметные: формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; познакомить учащихся с экологическими проблемами местности; воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.

Планируемые результаты

Учащийся научится выражать площадь фигуры в разных единицах измерения площади, применять формулы площади прямоугольника.

Основные понятия

Площадь, свойства площади, единица измерения, измерение площади, формула площади прямоугольника.

Структура урока

І. Организационный момент.

ІІ. Вступительное слово учителя.

Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.

Учитель: Нет ничего краше и привлекательнее леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны.

В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет 42 млн кв. км, из них 45 % - леса России

Примерно 10 тыс. лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 млн кв. км.

Продолжительность жизни у различных видов деревьев не одинакова. Осина живет сравнительно недолго – менее 100 лет; возраст ели может достигать 600 лет; для сосны – 500 и даже 1000 лет не старость. Как и все живое, деревья умирают от возраста и болезней, а еще им укорачивает жизнь человек.

В последние годы площади вырубленных и сгоревших лесов в 7 раз превышают площади территорий, где посадили новые деревья.

По словам министра природных ресурсов и экологии Саратовской области Дмитрия Соколова в Саратовской области за 2017 год было зафиксировано 28 лесных пожаров, площадь которых составила 513 гектаров. 

Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Я хочу вам предложить следующую задачу.

ІІІ. Проведение исследований

Задача 1.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика – 5 класс», А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, М: Вентана-Граф, 2017, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Как вы думаете, почему я предложила эту задачу? (Год экологии).

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (решать экологические задачи)

Какие нам необходимы математические знания для решения данной задачи? (вычисление площади)

Этапы работы над задачей:

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)

2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

4. Выразить результат в квадратных метрах.

5. В Интернете на сайте «Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru» можно найти информацию о том, какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги:  на 1000 м2 требуется  2000 кв. м леса)

6. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 16 см 5 мм на 21 см 5 мм, т.е. 165 мм на 215 мм. ИЗМЕРЕНИЯ ЗАПИСАТЬ В СМ, ЗАТЕМ ПЕРЕВЕСТИ В ММ НА ДОСКУ

Площадь 1 листа равна 165 ∙ 215 = 35475 мм2.

В учебнике 304 страницы или 152 листа (304 : 2 = 152).

На производство 1 учебника, не считая обложки, потребуется

35475 ∙ 152 = 5 392 200 мм2 = 53 922 см2 бумаги.

Переведём в м2:  53 922 см2 = 5 м2 3922 см2.

На 1000 м2 бумаги вырубается 2000 м2 леса, т.е. в 2 раза больше.

Найдём сколько леса нужно вырубить на производство 1 учебника:  

53 922 ∙ 2 = 107 844 см2.

Тираж учебника  30 000 экземпляров. Следовательно, найдём площадь леса, которую вырубили на производство нашего учебника.

107 844 ∙ 30 000 = 3 235 320 000 см2 = 323 532 м2 = 32 га.

Площадь села Кочетное приблизительно 1 га. Значит, чтобы выпустить тираж в 30 000 экземпляров учебника «Математика для 5 класса» нужно вырубить лес площадью как 32 наших села. И это только один учебник. А ведь у вас не один учбник – у вас их несколько.

Учитель: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)

ФИЗМИНУТКА

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Задача 2.

Группа учеников нашего класса проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают около 805 г бумаги – черновики, исписанные тетради, бумажные полотенца, фантики и т.д. Продолжим их исследование.

  1. Сколько в нашей школе остается бумаги за день после уроков? (805 г)
  2. Сколько за 170 учебных дней?   (805 ∙ 170 = 136 850 г)
  3. Сколько детей учится в нашей школе? (161чел)
  4. Сколько бумаги приходится в день на одного ученика? 805 : 161 = 5 г.

Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Учитель математики:

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. 

Задача 3.

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год до 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес-в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтровывает за год лиственный лес?

Решение:

35  2=70 (т)-отфильтровывает лиственный лес.

Осенью этого года учащимися нашей школы посажено 106 деревьев.  Будем надеяться, что все они вырастут и будут стоять на страже нашего здоровья, очищать воздух от вредных веществ.

ФИЗМИНУТКА

А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. Закройте глаза.

Мы пришли в зимний лес (открываем глаза)

Сколько здесь вокруг чудес! (вращаем глазами: налево вверх – направо вниз,  вправо вверх – влево вниз).

Справа берёзка в шубке стоит, (смотрим вправо)

Слева елка на нас глядит, (смотрим влево).

 Снежинки в небе кружатся, (смотрим вверх).

И на землю красиво ложатся. (смотрим вниз).

 Как красивы они!

В лесу красота и покой, (зажмуриваем глаза).

А нам пора уже домой (мигаем 5 раз) .

Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

 Лес волшебный, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Добрый лес, могучий лес,

Мы дружить с тобою будем.

Задача 4.(самостоятельно)

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

 15 · 8 – (48+49) = 23

Ответ примера вам укажет на название дерева - ТОПОЛЬ

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл.

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!

Задача 5.

Известно, что 20 кг макулатуры сохранит одно дерево. Сколько деревьев могут сохранить учащиеся нашей школы, если не будут выбрасывать листочки в урны?

Решение

20 кг = 20 000 г

136 850 г : 20 000 г =  6 (ост 16 850) – 6 деревьев.

Итак, только учащиеся нашей школы могут сберечь за год 6 деревьев.

ІV. Итог урока

V. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.

VІ. Рефлексия  «Ёлочка НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся развесить игрушки-елочные игрушки на снежной ёлочке:

синий – есть проблема, нужна помощь;

желтый – не все понятно;

красный – все хорошо.

VІІ. Домашнее задание:

Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет (провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в вашей семье)

Я хочу вас всех поблагодарить за урок, за проделанную подготовительную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий.

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

6 класс. Урок математики по теме "Применение распределительного свойства умножения". (План урока + презентация)

6 класс. Урок математики по теме "Применение распределительного свойства умножения". (План урока + презентация). Общая тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей»    Тема ...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

Урок математике в 10 классе по теме «Свойства тригонометрических функций" презентация

презентайия к обобщающему уроку по теме «Свойства тригонометрических функций" - систематизировать и обобщить знания о свойствах функций, -закрепить навык умений в построении и чтении графико...