Социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей
статья (5 класс)

Тищенко Марина Васильевна

В статье рассматривается  социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей на уроках математики в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социодидактический подход при изучении обыкновенных дробей

 на уроках математики

Цели изучения темы «Обыкновенные дроби»: формировать умения отмечать дробные числа на координатном луче; читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия с дробями; воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; содействовать рациональной организации труда.

Результаты обучения:

Предметные–систематическое развитие понятия числа; выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.

Метапредметные–создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности.

Личностного развития – развитие логического мышления; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность; развитие интереса к математическому творчеству.

Системы уроков по теме «Обыкновенные дроби» 6 класса.

Тема

Содержание

Тип урока

1.

Основное

свойство дроби

Выучить        основное        свойство  дроби, уметь, иллюстрировать его с помощью примеров, научиться иллюстрировать  основное        свойство дроби на координатном луче.

Урок ознакомления с новым материалом

2.

Сокращение дробей

Научится сокращать дроби, используя основное        свойство дроби,        научится применять сокращение  дробей        для решений                                

Комбинированный урок

3.

Приведение дробей к общему знаменателю

Освоить алгоритм приведения дробей к        общему знаменателю, совершенствовать        навыки приведения к наименьшему общему знаменателю.                

Урок применения знаний и умений

4.

Сравнение дробей с разными знаменателями

Научиться        сравнивать, вспомнить основные правила сравнения дробей, применять наиболее действенные способы сравнения.

Урок проверки и коррекции знаний

5.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Освоить        алгоритм        сложения и вычитания        дробей        с разными знаменателями, научиться правильно применять алгоритм                сравнения, сложения  и  вычитания  дробей  с разными знаменателями.

Закрепление изученного материала

6.

Сложение и вычитание смешанных чисел

Составить        алгоритм        сложения и вычитания смешанных чисел, и научиться применять его, применять алгоритм при решении уравнений и задач, выбирая наиболее рациональный способ в зависимости от исходных данных.                

Комбинированный урок

7.

Умножение дробей

Алгоритм        умножения        дроби на натуральное        число, умножение обыкновенных дробей        и        научиться применять эти алгоритмы; составить алгоритм умножения смешанных чисел  и  применять  его,  научиться возводить его в степень.        

Урок ознакомления с новым материалом

8.

Нахождение дроби от числа        

        

Находить  часть  от  числа,  проценты от числа, решать простейшие задачи на  нахождение дроби от числа.

Контрольная работа (текущий контроль)

9.

Деление

Составить алгоритм деления дробей и научиться его применять, а так же и для деления смешанных чисел.

Закрепление изученного материала

10.

Нахождение числа    по    его дроби

Научиться        находить        число   по заданному значению его дроби, его процентов.        Научиться применять нахождение числа по его дроби при решении задач.

Комбинированный урок

11.

Дробные выражения

Систематизировать знания и умения учащихся по этой теме.

Закрепление изученного материала

В классах встречаются обучающиеся с разными уровнями подготовки, способами (возможностями) усвоения данного материала. На уроках школьники учатся работать самостоятельно, общаться, помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища. Особое внимание учитель обращает внимание на то, чтобы учащиеся самостоятельно учились формировать цели и задачи на уроке. Обязательно учитывать базовую подготовку учащихся. Чаще всего выделяется в классе три группы обучающихся.

Обучающиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание математических правил в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один-два шага, не умеют вести поиск решения. Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей  обучающихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу плохой систематической подготовки к урокам. Вместе с тем эту группу составляют обучающиеся, относящиеся к разным уровням обучаемости. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокий уровень развития.

Обучающиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач. У этих школьников не сформированы эвристические приемы мышления.

Третью группу составляют обучающиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия.

Дидактическая игра «Светофор»

Цель: закрепить и обобщить вычислительные навыки обучающихся на сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Правила игры: Каждому обучающемуся выдается конверт с заданием  и три кружка трех цветов (красный, желтый, зеленый) с ответами. Школьник выполняет задание и выбирает кружок с верным ответом, который должен наклеить на планшет своего ряда под номером своего конверта. Если все обучающиеся одного ряда справились верно со своими заданиями, то в ряду на планшете должны быть круги одного цвета: 1 ряд- красные, 2 ряд- желтые, 3ряд – зеленые. Неверные ответы будут видны (так как будет кружок другого цвета).

Карточки-задания 1: Карточки составляются индивидуально для каждого уровня развития. Учитель раздает задания сам.

  1. Запишите частное в виде дроби (для обучающихся I группы)

а) 1:12

б) 5:6. Укажите делимое, делитель, числитель и знаменатель.

  1. Запишите дробь 3:19 в виде частного (для обучающихся II группы).
  2. Запишите в виде дроби число (для обучающихся III группы).

а) пять восьмых

б) девять сороковых

в) пятьсот семь сотых

Карточки-задания 2:

1.Сравните дроби (для обучающихся I группы)

а) 2/7 и 5/7;  б) 1/8 и 1/15;   в) 8/11 и 3/11

 2. Дана дробь 4/7 (для обучающихся II группы)

а) на сколько равных частей разделили целое, чтобы получить эту дробь?

б) сколько таких частей взяли?

 3. Что больше  (для обучающихся III группы).

а) 2/3 от 3/5м или 3/5 от 2/3м?

б) найдите число, 3/11 которое равно 99.

Карточки-задания 3:

1. Решите задачу (для обучающихся I группы):

От дыни массой 2 кг 400г Ване отрезали 1/5 дыни, а Маше–1/6 дыни. Чему равна масса каждого отрезанного куска? Сколько граммов дыни осталось?

  1. Решите задачу (для обучающихся II группы):

Петя готовил уроки 1ч 40 мин. На математику он потратил 1/5 этого времени, а на историю–1/4оставшегося времени. Сколько минут Петя готовил уроки по математике и сколько по истории?

  1. Решите задачу (для обучающихся III группы):

Начертите квадрат со стороной 6 клеток. Разделите его на 3 доли и закрасьте 2/3 квадрата. Какая часть квадрата осталась не закрашенной?

Методическая система обучения обыкновенным дробям имеет следующую структуру: цели, содержание, форма, методы, средства. Цели определяются программой по математике. Они реализуются в учебниках.

Использование дидактических игр связанно с необходимостью усиленного познавательного интереса к изучению обыкновенных дробей. Урок -  это «клеточка» методической системы обучения математике. Он имеет ту же структуру, что и методическая система обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологии при изучении темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число"

Презентация по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей на натурально число" . 5 класс. Учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г....

Использование ИКТ при изучении раздела «Обыкновенные дроби» в МКОУ КШ VIII вида

В статье затрагиваются трудности изучения обыкновенных дробей в коррекционной школе VIII вида. Описываются приемы использования информационных технологий....

Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»

Доклад: Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»...

Изучение обыкновенных дробей учащимися с нарушением слуха

Вместе со своим научным руководителем Ивановой Ольгой Владимировной мы опубликовали статью в научно-методический электронный журнал "Концепт". В статье собраны основные методические методы и...

Технологические карты изучения темы Доли. Обыкновенные дроби.

Технологические карты изучения темы Доли. Обыкновенные дроби....

Изучение темы "Обыкновенные дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС

Методическая разработка для изучения темы "Дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС (I вариант)....