Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»
статья на тему

Михеева Ирина Анатольевна

Доклад: Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад:   Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»

         Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление).

         В процессе обучения у учащихся часто возникают затруднения при умножении и делении десятичных и обыкновенных дробей, сложении и вычитании обыкновенных дробей с разными знаменателями, при выполнении совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями и т.д. Отмечается также слабое практическое владение такими алгоритмами математических действий, как выделение целой части из неправильной дроби, представление числа, содержащего целую и дробную части, в виде неправильной дроби, обращение десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную и т.д.

         Вычислительные навыки у учащихся формируются в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений, включающей в себя как письменные, так и устные вычисления.

         В процессе изучения темы «Обыкновенные дроби» необходимо обращать внимание на качество записей, что оказывает существенное влияние на успех вычисления (цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий, следить за правильностью написания дробей).

         При устных вычислениях надо помнить данные чисел и законы действий над ними. При этом формирование навыков устных вычислений связано с выработкой навыка запоминания чисел, выявления особенностей отдельных чисел. Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность, т.к. оно ускоряет письменные вычисления, позволяет учащимся выбирать наиболее рациональные методы вычислений .

         Тема «Обыкновенные дроби» является традиционно сложной для учащихся, поэтому систематические устные упражнения значительно повышают вычислительные навыки у детей.

         Например, для правильного выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, необходимо хорошее владение приведением дробей к наименьшему общему знаменателю. В связи с этим полезно уметь устно приводить к наименьшему общему знаменателю следующие дроби: 1/4 и 1/5;   1/3 и 2/7;   1/3, 1/4 и 1/12;   1/3, 2/5 и 1/15;   1/2, 3/7 и 5/14;   1/4, 1/3 и 1/5;   2/3, 1/2 и 5/7, находить их сумму и разность, увеличивать или уменьшать каждую дробь в 2 раза, 3 раза.

         Учащиеся часто ошибаются при вычитании дроби из целого числа. Основная трудность, возникающая при вычитании дробей, состоит в раздроблении единицы уменьшаемого на соответствующие доли. Её можно преодолеть, если добиться от учащихся умений правильно производить устно вычисления такого типа:

;      ;      ;      ;      ;         

         Для отработки навыка представления числа, содержащего целую и дробную части, в виде неправильной дроби (и наоборот) можно воспользоваться таким пособием для учителей и учащихся, как «Математический тренажёр», задания которого позволяют ученику выполнить большой объём вычислений за короткое время, отведённое для устных упражнений .

         Для развития вычислительных способностей учащихся в ходе изучения арифметических действий с обыкновенными дробями необходимо включать в письменные упражнения такие задания, в которых ребёнок может выбрать наиболее рациональный способ решения и соблюсти правильный порядок действий.

         Например:                ;                ;

   

                                       ;              

         Целесообразно включать примеры на все действия с обыкновенными дробями, такие как:

                               ;                      ;

                                                             

         Для успешного выполнения таких заданий учащимся необходимо активизировать свои математические навыки (вспомнить порядок выполнения действий; вспомнить правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей с одинаковыми и с разными знаменателями; вспомнить – что такое смешанные числа и действия с ними).

         Исходя из этого, можно сделать вывод, что эффективные формы и методы, выбранные для изучения темы «Обыкновенные дроби», способствуют развитию вычислительной культуры учащихся.

Учитель математики: Михеева И.А.                18.03.15г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме "Формирование вычислительной культуры учащихся по математике"

Одна из задач обучения математике - формирование сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека...

РОЛЬ СИСТЕМЫ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то ...

Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики в 5,6 классах

Презентация по результатам обобщения опыта по теме"Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах"...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Интегрированный урок-сказка по математике и информатике. Тема: «Обыкновенные дроби. Применение графического редактора Paint»

«Без знания дробей никто не может признатьсясведущим в арифметике»Марк Туллий Цицерон  Весь архив можно скачать по ссылкеhttp://yadi.sk/d/CI4q2XEbCrSkV...

Статья "Роль устного счета в формировании устойчивых вычислительных навыков учащихся на уроках математики 5 - 6 классов"

В практике многих школ устный счёт ставят в начале урока, вслед за проверкой домашненго задания. Но нельзя превращать это в шаблон. Усьный счёт можно проводить и в середине урока. Например, после выво...

Изучение темы "Обыкновенные дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС

Методическая разработка для изучения темы "Дроби" в 5 классе для обучающихся с РАС (I вариант)....