Интегрированный урок-сказка по математике и информатике. Тема: «Обыкновенные дроби. Применение графического редактора Paint»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Воропинова Наталья Сергеевна

«Без знания дробей никто не может признаться

сведущим в арифметике»

Марк Туллий Цицерон 

 

Весь архив можно скачать по ссылке

http://yadi.sk/d/CI4q2XEbCrSkV

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mateminf.doc99.5 КБ
Office presentation icon zadachi.ppt54.5 КБ
Microsoft Office document icon marshrut.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon napravleniya.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon prover_sebya.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №2 г. Суворова»

Интегрированный урок

по математике и информатике

Тема: «Обыкновенные дроби.

Применение графического

редактора Paint»

в 5 классе

«В  царстве, в  государстве»...

        

Урок провели:

учитель математики: Гладкова Н.И.,

учитель информатики и математики: Шувалова Н.С.

        

Суворов,

2006 - 2007 уч. г.


Интегрированный урок-сказка

по математике и информатике в 5 классе.

Тема: «Обыкновенные дроби. Применение графического редактора Paint.»

Цели:

  • знать  математические понятия: доля, половина, треть, четверть, числитель, знаменатель дроби;
  • уметь решать задачи на нахождение долей, числа по его части, уметь находить половину, треть, четверть;
  • уметь читать и записывать обыкновенные дроби по числителю, изображать числа на координатном луче;
  • знать правила посадки при работе за компьютером и уметь применять их на уроке;
  • уметь работать с манипулятором «мышь»;
  • уметь работать с окнами программных средств: запускать, закрывать программу, работать с диалоговыми окнами;
  • уметь работать с набором инструментов и палитрой в графическом редакторе Paint;
  • развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать интерес к математике через занимательный игровой материал, исторические сведения об изучаемой теме с использованием театрализованных мини-сценок;
  • воспитывать интерес к изучению информатики путём интеграции с другими учебными предметами (математикой);
  • воспитывать математическую культуру общения на уроке.

Оборудование: магнитная доска, плакат с цепными дробями, математические доли с магнитами; карточки с маршрутами, карточки с кроссвордом, простые карандаши; карточки в форме солнышка (красные) и в форме тучки (синие) для оценивания учеников; готовые электронные файлы с математическими заданиями в форме тестов; компьютеры; для мини-сценки: сарафан с кокошником для царицы Дроби, таблички с названиями «Числитель» и «Знаменатель» двум мальчикам на костюм.

На доске висит эпиграф:

«Без знания дробей никто не может признаться

сведущим в арифметике»

Марк Туллий Цицерон

Ход урока.

Учитель математики:

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы сейчас отправляемся с вами в три девятое царство, в три десятое государство. В пути нам будет помогать учитель информатики. Многое будет для вас необычно. Например, оценки – «солнышко» и «тучка». За отличный ответ получите «солнышко», а за ошибку – «тучку». Необычное и домашнее задание. Хочу пожелать вам, чтобы в конце урока было много солнышка, как это бывает в морозный солнечный день под новый год.

Обычно я вам называю тему урока, а сегодня это предстоит сделать вам. Для этого нужно отгадать имя Царицы три девятого царства, три десятого государства. Разгадайте кроссворд, который находится перед вами на столе. Ключевое слово кроссворда – в одном выделенном столбце по вертикали.

(Учащиеся отгадывают кроссворд).

  Кроссворд

По горизонтали: 1.Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с её внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют …

4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. .

1

2

3

4

5

(Ключевое слово - дробь)

Учитель математики:

Молодцы, отгадали ключевое слово - дробь. Встречайте Царицу Дробь с советниками – числителем и знаменателем.

Царица Дробь: Без ложной скромности, хочу подчеркнуть свою значимость.

А, если бы, строя ваш дом,

Тот, в котором живёте,

Архитектор на малую долю ошибся в расчёте,

Что б случилось, ты знаешь ли?

Дом превратился бы в груду развалин.

Ты вступаешь на мост – он надёжен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен?

Три десятых – и стены возводятся косо,

Три десятых – рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых, аптекарь,

Станет ядом лекарство, убьёт человека.

Числитель: Не случайно ещё древнеримский политический деятель, оратор, писатель Марк Туллий Цицерон говорил: «Без знания дробей никто не может признаться сведущим в арифметике».

Учитель математики: Сейчас мы проверим, как вы научились работать с дробями. На магнитной доске изображены дроби в виде долей. Нужно их назвать, а также назвать числители и знаменатели. Дать определение числителя и знаменателя.

(Ученики отвечают, остальные слушают и оценивают ответ)

(за ответ - «солнышко»)

Учитель математики: А сейчас, дети, мы нанесём ответный визит Царице Дроби. Попасть в это царство можно только идя по определённому маршруту, который зашифрован. Возьмите лист с маршрутом на ваших столах и внимательно слушайте учителя информатики.

Учитель информатики: Ребята! Сегодня в вашем путешествии в Царство дроби по данному маршруту понадобятся компьютеры и знания, которые вы получили на уроках информатики. Покажите, как умеете работать с окнами запускаемых программ, а именно, в графическом редакторе Paint.

Сядьте удобнее за компьютеры. Проверьте правильность посадки перед монитором (расстояние от глаз до монитора – расстояние вытянутой руки).

В путь:

1.«Направо пойдёшь – меньше трудностей найдёшь, но к цели быстро не дойдёшь».

Вам предлагается выполнить первое задание маршрута. Для этого с рабочего стола на экране запустите файл с именем «Задачи». Пред вами 4 задачи. К каждой из них по три варианта ответа. Вам нужно выбрать один правильный и записать букву верного ответа в таблицу №1 под номером задачи. Получите слово. Тот, кто первый отгадает слово, получает «солнышко».

 (Ученики выполняют задание)

(см. приложение, слово - угол)

Учитель информатики: Продолжаем маршрут. Закройте фай «Задачи».

2. «Прямо пойдёшь, короткий путь изберёшь».

Запустите файл «Математические картинки». Перед вами на экране 6 картинок с закрашенными на них долями. Под каждой картинкой 3 варианта ответа, в виде дробей. Выберите верный из них, который соответствует закрашенной части картинки и запишите букву верного ответа в таблицу №2 под номером картинки. Получите слово. Оценивается задание так же, как и предыдущее.

(Ученики выполняют задание)

(см. приложение, слово - радиус)

Учитель информатики: Ребята, вы немного устали. Давайте отдохнём и проведём физкультминутку.

Физкультминутка. Упражнения для снятия утомления с глаз.

(Упражнения выполняются сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз)

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 5-10.

2. Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счёт 1-4, затем налево на счёт 1-4 и прямо на счёт 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6.

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Учитель информатики: Итак, дети! Осталось немного. Закройте файл «Математические картинки». Последний маршрут.

3. «Налево пойдёшь – на лёгкий, но длинный путь попадёшь».

Запустите файл «Проверь себя» на рабочем столе компьютера. Перед вами 10 вопросов и несколько вариантов ответов. Задание выполняется аналогично предыдущим. В таблицу №3 занесите букву верного ответа под каждым номером задания. Получите последнее зашифрованное слово маршрута.

(Ученики выполняют задание)

(см. приложение, слово - окружность)

Учитель информатики: Все успешно справились с заданиями на пути. Молодцы! Вот мы и прибыли в «Царство дроби».

Учитель математики: Ну что, ж, ребята, с благополучным прибытием в «Царство Дроби»! Здесь нас встречают Царица с советниками. Слово Царице.

Царица Дробь: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем царстве. Ребята! А вы знаете, что римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь  - унция. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я прочитал  книги», они говорили: «Я прочитал 5 унций книги». Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времён правления царя Нумы (VIII-VII в.в. до н.э.).

Учитель математики: А сейчас послушайте сообщение Числителя.

Числитель: А знаете ли вы, когда появились дроби? По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби , , ,  и т.д., которые теперь называются родовыми или основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили ещё по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.

Учитель математики: А что нам расскажет знаменатель.

Знаменатель: Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: ,  и т.д. Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVI в. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это  часть часа, одна секунда – это  часть часа.

А ещё существуют цепные дроби. Например,  цепными дробями будут такие выражения: (на доске висит плакат с записями цепных дробей)

1+,                 1+,                 1+,                1+

Первые два выражения представляют собой конечные цепные дроби, а последние – бесконечные.

Цепные дроби устроены наподобие матрёшек: в знаменателе очередной дроби снова «прячется» цепная дробь.

Учитель информатики: А сейчас объявляется конкурс «Математических компьютерных художников», в котором вы покажите, как научились работать в графическом редакторе Paint. И вновь обращаемся к компьютерам. Рабочая область в окне программы Paint заменит вам лист бумаги, инструменты – кисти, а палитра цветов -  краски. С рабочего стола запускаем файл «Художник».

Всего два варианта задания «Художник», которые чередуются через один компьютер

Вам необходимо закрасить часть круга, соответствующую указанной дроби с помощью компьютера. Всего 6 окружностей в задании. Приступайте к выполнению.

(Ученики выполняют задание, а учителя математики и информатики проверяют и оценивают)

Учитель информатики: Все молодцы! Настоящие математические компьютерные художники! Вы сумели сегодня применить знания, приобретённые на уроках информатики при работе с компьютером, для решения задач по математике.  Закройте окно программы и сядьте на свои места за парты.

Учитель математики: Дети вы сегодня показали, что научились работать с дробями и решать разные упражнения и задачи с дробями. А также узнали что-то новое о дробях. А сейчас, Числитель продиктует вам домашнее задание, но ему нужен помощник.

Числитель: Ну что ж, домашнее задание сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно у того, кто с дробями справится.

В жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитываю, а вы запишите встретившиеся дроби в тетради.

(Один из учащихся выполняет работу на отвороте доски, а остальные ученики записывают в тетради и потом по его записям проверяют свои работы).

Рецепт печенья. Взять треть чайной ложки соды, пол чайной ложки соли, три четвёртых пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесить тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в духовку.

(Верна запись рецепта в виде дробей на доске)

                         1 и             1 и          

Учитель математики: Спасибо вам за работу. На этом наш урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

Направо

Прямо по


пойдёшь-

йдёшь- ме


на лёгкий

ньше труд


но длинн

ностей на


ый путь п

йдёшь, но


опадёшь.

к цели бы


Налево

стро не до


пойдёшь -

йдёшь.


короткий

путь избе


рёшь.



Предварительный просмотр:

  1. Что показывает знаменатель дроби?

О). Знаменатель показывает, насколько равных частей делили предмет?        

Д). Знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

В). Знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

2. Дана дробь: . Какое высказывание верно?

А). 3 - знаменатель дроби.

К). 3 – числитель дроби

С). 5 – числитель дроби.

3. Какая часть квадрата заштрихована?

Б).         

М).         

Р).

4. На каком рисунке изображено число ?

Д).

У).

К).

5. Какое число отмечено точкой на координатной прямой?

А).                 С).                 Ж).

6. На каком рисунке отмечено точкой число ?

М).

Н).

Ж).

7. В коробке лежит 12 карандашей, 5 из них красные. Какую часть карандашей составляют красные?

З).                 О).                 Н).

8. На полке 40 книг,  всех книг – учебники. Сколько учебников на полке?

К). 5                С). 15                А). 12.

9. Дополните равенство:  кг =        г.

Т). 400 г.                Б. 2500 г.                Я). 200 г.

10. Чему равна длина отрезка, если его длины составляет 20 см?

Ц). 400 г.                К). г.                С). 100 см.



Предварительный просмотр:

Кроссворд

По горизонтали: 1.Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с её внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют …

4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. .

1

2

3

4

5

Кроссворд

По горизонтали: 1.Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с её внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют …

4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. .

1

2

3

4

5

        

Кроссворд

По горизонтали: 1.Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с её внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют …

4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. .

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики. 5 класс. Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Тип урока:урок  новых знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.Задачи урока:1....

тест по математике 6класса по теме: "Обыкновенные дроби."

Тест  по теме :"Обыкновенные дроби" состоит из  двух  вариантов....

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

Урок на тему "Геометрическое моделирование в графическом редакторе Paint" 7 класс

Содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал, подходит для урока-закрепления навыков геометрического моделирования...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....