Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики".
статья по математике

Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики". Из опыта работы учителя математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики.

Руссева Людмила Ивановна

МКОУ «Октябрьский лицей»  Калачевского муниципального района Волгоградской области.    

Создание  у  учащихся мотивации к  изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом – является одним из главных в методике  преподавания любого предмета, в частности математики. Этап мотивации предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности  («надо»);
  • создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  •  устанавливаются тематические рамки («могу»).

 Мотивационная часть урока представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для учащегося  это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключённого в научных знаниях, является важнейшим звеном формирования интереса к учению. В создании мотивации интерес  всегда является  важнейшим условием успеха. Прежде всего,  интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который поражает воображение учащегося, заставляет удивляться. Остановимся на наиболее эффективных методах создания мотивации.

Аппеляция к жизненному опыту учащихся. Приём заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

 Пример. Урок в 8 классе по теме «Случайные события».

Рассказ учителя: Бывают разные жизненные ситуации. Предположим, что при подготовке к зачёту, вы из 10 вопросов выучили только 9. Каким выгодно идти отвечать? Первым, вторым или последним?  Делайте предположения.

 Зафиксируйте в тетради гипотезу:

№1 – первым

№2 – вторым

№3– своя версия.

Тогда как мы будем проверять ваши предположения?

 Можно поэкспериментировать. (Проводится эксперимент).

Сколько раз мы будем проводить эксперимент, чтобы точно знать каким идти отвечать?

А если вопросов будет, например,50, а выучили – 13. В этом случае как быть?

 Можно экспериментировать много раз, а вообще существует точный математический расчёт, в основе которого лежит пока  неизвестное вам понятие – вероятность.

При изучении правильных многоугольников  и многогранников учащимся можно задать вопрос: « Почему мобильная связь называется сотовой», или «Почему  пчёлы строят свои соты в виде правильной шестиугольной призмы?».

Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Приём состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, которые ему необходимо усвоить. Но не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты описываемой ситуации. В качестве парадоксальной ситуации можно использовать задания, которые содержат преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника. Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Пример. Урок в 10 классе по теме «Что общего  между заходом Солнца и функцией синус?» На уроке учащиеся   повторяют понятие функции, как взаимно однозначного отображения множеств. На этом примере  определяются и свойства функции синус. График получился в результате рассмотрения  «нематематической»  модели, связанной с повседневной жизнью, путём составления  таблицы  значений  времени захода Солнца. Этот график как бы рождается постепенно на глазах учащихся, а не задаётся в готовом виде. Конкретность и наглядность изложения  облегчают учащимся усвоение таких понятий, как «область допустимых значений», «монотонность», «периодичность»,  «наименьший период» и т. д., которые легко распространять и на другие функции.

Проблемная задача. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть учащиеся,  сначала получают задание решить задачу, которую они могут решить. Затем даётся задача, похожая на  предыдущую, но при этом изменённая так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос, почему мы не можем её решить? 

Пример. Урок в 8 классе  по теме  «Иррациональные числа». Можно задать учащимся  следующие вопросы: назовите длину стороны квадрата, площадь которого равна 1  см2 ,9 см2,25 см2,2 см2. Отвечая на первые три вопроса, учащиеся не испытывают затруднений. Ответ на последний вопрос  вызывает затруднение у   учащихся. Здесь можно сказать, что более двадцати веков тому назад в Древней Греции этот вопрос вызвал кризис в математической науке: сторона у квадрата есть, а длины у неё нет.

Ролевой подход. В этом случае ученику или группе учащихся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица.

Пример. Урок в 5 классе по теме «Периметр многоугольника».

Предлагается учащимся выступить   в роли директора школы. На столах учащихся лежит план школы.  

Учитель предлагает задачу: директор школы решил огородить  школу новым забором. В магазине есть листы длиною два метра. Сколько потребуется таких листов? Что надо знать, чтобы решить такую задачу?  

 В начале урока показано применение темы, которую ещё предстоит изучить. Пример. Урок в 9 классе по теме «Последовательности». Здесь можно продемонстрировать изображения растений и животных, где встречается  последовательность Фибоначчи.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и  слабоуспевающих. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к саморегуляции каждого учащегося на уроке, главной движущей силой формирования интереса к уроку.

Важно, чтобы мотивированным было изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

Конспект урока Экономические задачи на уроках математики

Конспект интегрированного урока математика-экономика-информатика Экономические задачи. Так же взяты примеры из литературных произведений Салтыкова-Щедрина, Оноре де Бальзака, Достоевско...

Логические задачи на уроках математики (статья)

Статья посвящена актуальному вопросу включения логических задач в обучение математике на уроках средней и старшей школы. В ней рассматриваются вопросы, связанные с расширением интересов связанных с ре...

Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС

Методическая статья "Мотивационно-целевой  этап урока математики в условиях реализации ФГОС"...

Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики

В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...