Внеклассное мероприятие по математике устный журнал « Великий Пифагор».
методическая разработка по математике (9 класс)

Чернорубашкина Татьяна Александровна

Внеклассное мероприятие «Устный журнал» приоткроет  занавес и  вы узнаете  о жизни, творчестве великого ученого, имя которого Пифагор. Пифагор Самосский – один из самых известных древнегреческих философов, мистиков и математиков, создатель религиозно-философской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pifagor_samosskiy.docx190.73 КБ
PDF icon velikiy_pifagor_samosskiy.pdf1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Фроловского

муниципального района Волгоградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большелычакская средняя школа»

Внеклассное мероприятие по  математике

устный журнал  

« Великий Пифагор».

Цели:

- познакомить учащихся с фактами из истории математики;

-создать деятельную, творческую обстановку;

- способствовать активизации и развитию  познавательных  процессов;

Задачи:

-расширение кругозора  и математической культуры учащихся;

- воспитание работать в группе-команде, уважение к товарищу;

- развитие логического мышления, быстроты реакции, диалогической и ораторской речи;

- повышение мотивации учебной деятельности

       

 Оборудование:
             Компьютер, проектор, экран, магнитная доска, тексты пословиц, карточки с заданиями,        карандаши ,

Оформление:  портрет Пифагора, плакаты, стенгазеты, информационные листы, высказывания, карты по Древней Греции, выставка «Космические тела», выставка фотографий  «Геометрия вокруг нас»

Место проведения мероприятия: кабинет физики.

Время проведения мероприятия: 45—50 мин.

 План .

I. Организационный момент.

II. Презентация устного журнала.

1.Родина Пифагора- остров Самос

2.Обучение .

4.Познавательные путешествия.

3.Вавилонский плен и накопленные знания.

4.После долгих скитаний…

5.Математика.

6.Нумерология.

7. Школа на Самосе.

Страница вторая.   «Пифагорейская школа»

1.Пифагорейская школа в  Кротоне .

2.Космические тела 3.Астрономия.

4.Правила поведения пифагорейцев.

5.Пифагорейское  учение о числе.

Страница  третья. Наследие Пифагора

 Страница  четвёртая. Занимательная. Игра «Школа Пифагора»

            III. Рефлексивно-оценочный этап.

Ход устного журнала:

I. Организационный момент.

II. Презентация устного журнала.  

“Геометрия владеет двумя сокровищами:

 одно из них - это теорема Пифагора,

которую можно сравнить    

                 с мерой золота» (Иоганн Кеплер)

Вступительное слово

Слайд 1 звучит тихая музыка

 Ведущий 1. Здравствуйте дорогие гости, ученики, учителя, гости. Сегодняшнее внеклассное мероприятие «Устный журнал» приоткроет  занавес и  вы узнаете  о жизни, творчестве великого ученого, имя которого Пифагор. Журнал состоит из 4-х страниц, на каждой из которых, мы сегодня побываем.

Не сохранились его сочинения, биография его стала  легендой, самого Пифагора назвали «на одну десятую гением, на девять десятых - выдумкой». Пифагор проявил себя в разных областях науки, один из историков философии.   Легендарный ученый, который был знаменит при жизни, после смерти ему ставили памятники и чеканили монеты с его изображением. Что о нем известно?

Ведущий 2.  Первая страница нашего журнала. Жизнь Пифагора

Ведущий 1 Пифагор Самосский – один из самых известных древнегреческих философов, мистиков и математиков, создатель религиозно-философской школы.

  Происхождение Слайд 1

Ведущий 2 Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры. Место рождения – греческий остров Самос. Отец  Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток, что дало ему   хорошее  воспитание и образование. 

Ведущий 1  Обучение Слайд 2-3

Будущий великий математик и философ Пифагор  уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса  Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам

Слайд 5

  Познавательные путешествия.    

Ведущий 1Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте.  Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам.

Слайд 6

Ведущий 1  На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес,. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе.

Слайд 7

Вавилонский плен

Ведущий 1Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. Здесь же Пифагор попадает в персидский плен.

 

Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой.

Ведущий 2  .  Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже  за 50 , он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

После долгих скитаний  

Слайд 8

Ведущий 1.  С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор создать собственную философскую школу.

Ведущий 2Довольно быстро он завоевывает большую популярность среди жителей. Пифагор умело использует знания, полученные в странствиях по свету. Уже в своем доме Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь

Ведущий 1 Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики.

Ведущий 2.  В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.

Слайд9

 Ученик 1  Математика

В школе Пифагора геометрия впервые оформляется в самостоятельную научную дисциплину.

Важнейшей научной заслугой Пифагора считается систематическое введение доказательства в математику, и, прежде всего, в геометрию.

1.Теорема Пифагора Слайд 10

Весомый вклад внес Пифагор в геометрию. Сегодня имя популярного античного деятеля известно на основе изучения знаменитой теоремы Пифагора в школах посредством математических задач. Вот как выглядит формула для решения некоторых задач Пифагора: +=

Сегодня принято считать, что Пифагор дал первое доказательство носящей его имя теоремы. Увы, от этого доказательства также не сохранилось никаких следов. Поэтому нам ничего не остается, как рассмотреть некоторые классические доказательства теоремы Пифагора, известные из древних трактатов. Сделать это полезно еще и потому, что в современных школьных учебниках дается алгебраическое доказательство теоремы.

2.Пифагоровы тройки

Треугольник со сторонами 3, 4, 5 называется «Египетским треугольником», потому, что ещё египтяне его использовали для построения прямого угла,

Пифагоровы тройки, это числа, удовлетворяющие теореме Пифагора:

3, 4, 5;     7, 24, 25:    11,60, 61;     15, 8, 17;         33, 56,  65:  

    35,  12, 37:          63, 16,  65:

Эти числа обладают рядом интересных свойств:

Один из катетов должен быть кратным трём

Один из катетов должен быть кратным четырём

Одно из пифагоровых чисел должно быть кратно пяти

3.Таблица Пифагора

Еще одним изобретением великого греческого ученого стала "таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа.

Слайд 10

Ученик 2  Нумерология  

Пристальное внимание  Пифагор уделял числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр.

.Девятка характеризовала постоянство, число восемь – смерть. Ноль – это обозначение истины, пустоты, отсутствия, иногда трансформации, смены мировоззрения. Пятёрка обозначает логику и интуицию человека, а также любовь, сострадание и перемены.

Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству. Последователи  Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное - понимать их цепное значение. Есть положительные и плохие числа, например тринадцать или семнадцать. Нумерология, как наука, не признана официальной, ее считают системой верований и знаний, но не более.

 Слайд11

Ведущий 1Школа в  Самосе.

 После возвращения на Самос он создал свою школу (лучше назвать - секту, общину), которая преследовала не только научные, но и религиозно-этические и политические цели. Деятельность союза была окружена тайной, и все научные открытия, сделанные пифагорейцами, приписывались самому Пифагору.

Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели песни, аккомпанируя себе на лире, потом делали гимнастику, занимались теорией музыки, философией, математикой, астрономией и другими науками.

Школа вызвала недовольство жителей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину.

 Вторая страница журнала:  Пифагорейская школа

Слайд 12

    Ведущий 2  Он переселяется в южную Италию - колонию Греции - и здесь, в Кротоне, вновь основывает пифагорейский союз, просуществовавший около двух веков.

 Ученик 3Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные отличия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн или флейт. Так, гармонический аккорд при звучании трех струн получается в том случае, когда длины этих струн сопоставляются с соотношением чисел 3, 4 и 6. Такое же соотношение было подмечено пифагорейцами и во многих других случаях. Например, отношение числа граней, вершин и ребер куба равно отношению чисел 6:8:12.

Слайд13

Решение такой трудной задачи, как построение правильных многоугольников и многогранников, естественно, произвело сильное впечатление на лиц, решивших ее, и потому указанным многогранникам в школе Пифагора было придано мистическое значение - они считались "космическими фигурами", и каждому из них было присвоено наименование одной из стихий, входящих, по представлению греков, в основу бытия: тетраэдр именовался огнем, октаэдр - воздухом, икосаэдр - водой, гексаэдр - землей и додекаэдр - Вселенной.

Из всех геометрических тел прекраснейшим считался шар. Пифагор полагал, что Земля имеет шарообразную форму и какой-то огонь, но не Солнце, является центром Вселенной, около которого Земля вращается по кругу, причем Солнце, Луна и планеты обладают собственным движением, отличным от суточного движения неподвижных звезд.

Слайд14

Ведущий 1В "правилах" воспитания, основанных на идее о бессмертии души, обязательными были: преклонение перед богами, почитание родителей, воспитание дружбы, смелости, уважения к старшим. Пифагору приписываются "Золотые стихи" и "Символы". Вот некоторые изречения из них

- Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.

- Приучайся жить просто и без роскоши.

Слайд15

Ведущий 2   Правила поведения пифагорейцев

1.Беги от хитрости.

2. Отсекай огнём, железом и любым оружием от тела - болезнь, от души - невежество, от утробы - роскошество, от города - смуту, от семьи - ссору, от всего, что есть - неумеренность.

3. Есть две поры, наиболее подходящие для размышлений: когда идёшь ко сну и когда пробуждаешься. В это время требуй от себя отчёта. Оцени, что сделано и что предстоит сделать

4.Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

5. Сыщи себе верного друга: имея его ты можешь обойтись без богов.

6. Помните, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Ведущий1.

Однако идеология, лежавшая в основе деятельности союза, неуклонно влекла его к гибели. Союз состоял главным образом из представителей аристократии, в чьих руках было сосредоточено управление городом Кротоном, а это оказывало большое влияние на политику. Между тем в Афинах и в большинстве греческих колоний вводилось демократическое управление, привлекавшее все большее число сторонников. Демократические течения стали преобладающими и в Кротоне. Пифагор со своими сторонниками вынужден был бежать оттуда. Но это уже не спасло его. Будучи в городе Метапонте, он, восьмидесятилетний старец, погиб в стычке со своими противниками. Не помог ему и богатый опыт ведения кулачного боя, и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта, завоеванное Пифагором в молодости.

Слайд16

 Ученик 4 Пифагорейское  учение о числе.

  • Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе:
  •   теорема о сумме внутренних углов треугольника;

  • построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них;

  • геометрические способы решения квадратных уравнений;

  • деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел;

  • доказательство того, что не является рациональным числом;

  • создание математической теории музыки и учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.

 Ученик 5 Числа пифагорейцы изображали в виде точек (возможно, камешками, расположенными на песке), которые они группировали в геометрические фигуры. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными:

Слайд17

линейные числа (в современной терминологии это простые числа), т. е. числа, которые делятся на единицу и на самих себя и, следовательно, представимы только в виде последовательности точек, выстроенных в линию http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000089.jpg (линейное число 5);

плоские числа - числа, представимые в виде произведения двух сомножителей http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000090.jpg (плоское число 6);

телесные числа, выражаемые произведением трех сомножителей http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000091.jpg (телесное число 8);

треугольные числа http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000092.jpg (треугольные числа 1, 3, 6, 10);

квадратные числа http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000093.jpg (квадратные числа 1, 4, 9);

пятиугольные числа http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000094.jpg (пятиугольные числа 1, 5, 12)

и т. д.

Ученик 4.    Именно от фигурных чисел пошло выражение "возвести число в квадрат или куб".

Такое фигурное представление чисел часто помогало найти различные числовые закономерности. Например, написав последовательность квадратных чисел, легко увидеть (именно увидеть глазами!)

доказательство следующего математического утверждения:

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000095.jpg

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000096.jpg

Рассмотрение чисел привело пифагорейцев к рассмотрению отношений между ними, т. е. пропорций. Пропорция с равными средними членами определяет среднее значение. По преданию, Пифагору были известны три вида средних значений, которые называли "древними":

арифметическое среднее http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000098.jpg

геометрическое среднее http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000099.jpg

гармоническое среднее http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/pic/000100.jpg

3 станица

 Наследие Пифагора

Слайд18

Ведущий1

  • Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики.

Ведущий2

  • Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики.

Ведущий1

  • В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли.

Ведущий2

  • Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.

Ведущий1

  Доказанная Пифагором знаменитая теорема носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций

Ведущий2

  • Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел.

Ведущий1

  • Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные, что характерно и для некоторых других древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях.

Слайд 19

Четвёртая страница .

   Занимательная.

Игра  «Школа Пифагора »

Пифагорейцы разделили математику на:

 Дисциплины: ФИЛОСОФИЮ, АРИФМЕТИКУ, ГЕОМЕТРИЮ, АСТРОНОМИЮ

По этим дисциплинам и проводятся состязания между командами учащимися из 910,11 классы, в ходе которых определяются достойные члены союза мудрейших.

 Жюри учителя школы.

1. Дисциплина.   ФИЛОСОФИЯ

Задание: раскрыть смысл пословиц, которые Пифагор предлагал своим друзьям.

Задание1. 1балл
Тексты пословиц разложены на столе. Учащиеся по очереди берут пословицы и читают вслух для своей команды. Члены команды объясняют смысл пословиц.

1.Не проходите мимо весов (Не нарушайте справедливости).


2.Не садитесь на подушку (Не останавливайтесь на достигнутом).


3.Не садитесь на хлебную меру (Не живите праздно или с равным достоинством относись к малым и великим мира сего).


4.Не грызите своего сердца. (Не предавайтесь меланхолии)


5.Не поправляйте огня мечом (Не раздражайте тех, кто и так в гневе).


6.Ласточек в доме не держи (Не принимайте болтунов и легкомысленных людей).


7.По торной дороге не ходи (Следуйте не мнению толпы, а мнению знающих людей или свой путь прокладывай в жизни, не следуй чужому мнению).


8.Уходя, не оглядывайся (Решив, не отступай, помни – прошлого не исправишь).


9.Будь с тем, кто ношу взваливает, не будь с тем, кто ношу сваливает (Поощряй людей не к праздности, а к труду и добродетели).


10.Начало есть половина всего (Главное – начать дело, продолжать всегда легче).


11.Не поднимай пыль на жизненном пути (Не нужно непонятной суеты.) Не вреди тем, кто следует за тобой).


12.Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно (Каждый успешный человек является профессионалом в своей области. Каждый должен найти свое место в жизни).


13.Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок (Надо быть самим собой или реализовать себя среди равных).


Фалес Милетский (625 - 547 гг. до н.э.) - выдающийся философ и математик - был      старшим современником Пифагора. До нас дошли его великие афоризмы, сформулированные в виде вопросов и ответов.

Задание». 1 балл (по 2 вопроса)

 Попробуйте ответить на вопросы Фалеса и поясните свой ответ:

  1. Что больше всего на свете? (пространство)
  2. Что быстрее всего? (ум)
  3. Что сильнее всего? (необходимость)
  4. Что мудрее всего? (время)
  5. Что труднее всего? (познать самого себя)
  6. Что легче всего? (дать совет другим)

2. Дисциплина. Арифметика

Задание1. Напишите и проанализируйте фигурные числа, представленные на рисунках и задайте  их формулой, зависящей от номера  n: (1,2,3 балла)

Save0018Безымянный

                                           

  • треугольные; (1,  3,  6,  10….)
  • квадратные;  (1,  4,  9,  16,  25…)  
  • пятиугольные числа (1,  5,  12,  22…)

Задание 2   «Математика в жизни»  1 балл по 3 вопроса

1.Назовите «математическое растение»? (тысячелистник, столетник)

 2. В какие цифры одеваются люди? (в костюм – двойку, в костюм – тройку)

3. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)

4. Какие цифры «пишут» лѐтчики в небе? (восьмѐрки)

 5.Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (от перемены мест слагаемых сумма на меняется)

6.Какая цифра всегда катается в электричке? (элекТРИчка)

7.Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (дюймовочка, от единицы измерения дюйм, который равен 2,54см)

8. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (от перемены мест слагаемых сумма не меняется)

9.Какие бывают современные фотоаппараты? (Цифровые).

10. Как называется 100-я часть числа? (Процент).

3. Дисциплина.  ГЕОМЕТРИЯ    

  Конкурс « Дальше, дальше…» (по 1 баллу , 5 вопросов)

1 задание Дальше-дальше Ведущий задаёт вопрос, вы отвечаете. Если не знаете ответа, то говорите: «Дальше». Правильный ответ – 0,5 баллов

1.Как называется раздел геометрии, изучающий плоские фигуры?
(Планиметрия).

2.Кому принадлежат слова: « Числа правят миром»? (Пифагору). 

3.Квадрат числа 9 равен… (81). 

4. Треугольник, в котором есть прямой угол, называется… (прямоугольным).

5.Стороны, прилегающие к прямому углу, называются… (катетами).

6 Может ли прямоугольный треугольник быть равносторонним? (нет).

7. Сторона, противолежащая прямому углу, называется … (гипотенузой).

8. Может ли катет быть длиннее гипотенузы? (нет).

9. Треугольник со сторонами 3; 4; 5 называется… (египетским).

10.Треугольник, у которого стороны пропорциональны числам 3; 4; 5, называется… (пифагоровым).

11. Сколько острых углов в прямоугольном треугольнике? (2).

12).Катет, противолежащий углу в 30º, равен…. (половине гипотенузы).

13.Сумма длин сторон треугольника называется…. (периметром).

14) Геометрию какого ученого древности изучают в школе? ( Евклида).

15. Сколько тупых углов может быть в треугольнике? (1)

16.Чему равны острые углы в равнобедренном прямоугольном треугольнике? (45º). 

2)Задачи на применение теоремы Пифагора (от 1до 3 баллов)

Теорема Пифагора занимала умы математиков с древнейших времен. Подтверждением служит около 500 разнообразных доказательств, существующих сегодня. Это говорит о чрезвычайной важности теоремы для математики: из неё выводится или так или иначе с нею связано большинство теорем геометрии.

Задачи 1 команде

1.Лестницу длиной 3,7 м прислонили к дереву. Найдите высоту, на которой находится её верхний конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева 
на 1,2 м. Ответ дайте в метрах.

2.Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении, находится на высоте 4 м от земли. Расстояние от основания флагштока 
до места крепления троса на земле равно 3 м. Найдите длину троса. Ответ дайте в метрах. 

3.Пожарную лестницу приставили к окну, расположенному на высоте 15 м 
от земли. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 8 м. Какова длина лестницы? Ответ дайте в метрах.

Задачи  2 и 3 командам

1. Найдите длину лестницы, которую прислонили к дереву, если её верхний конец находится на высоте 1,6 м над землёй, а нижний отстоит от ствола дерева на 1,2 м. Ответ дайте в метрах.

2. Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении, находится на высоте 3,6 м от земли. Длина троса равна 3,9 м. Найдите расстояние от основания флагштока до места крепления троса на земле. Ответ дайте в метрах.

3. Пожарную лестницу длиной 13 м приставили к окну пятого этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 5 м.На какой высоте расположено окно? Ответ дайте в метрах.

3). Решить уравнение  +  = в натуральных числах. (Одно уравнение 1 балл)

Время минута

Решение. Пифагоровы тройки. Например, 3, 4 и 5; 5, 12 и 13. 32 + 42 = 52; 52 + 122 = 132. 

4)Задача Пифагора (0-5) баллов

1.На вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор отвечал: «Половина моих учеников изучает математику,  четверть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько учеников было у Пифагора?

Решение:  Пусть количество учеников у Пифагора   х, тогда математику изучают  1/2 х, природу – 1/4  х , 1/7 х проводит в молчаливом размышлении. Остальная часть учеников – три девы. Получаем

                             х – ½ х – ¼ х – 1/7 х = 3;

                               х × (1 - ½ - ¼ - 1/7) = 3;    

                   х ×(28/28 – 14/28 – 7/28 – 4/28) = 3;

                             3/28  × х  = 3;

                                   х = 28.

Ответ: 28 учеников.

4.   Дисциплина. АСТРОНОМИЯ

 Конкурс « Угадай слово»
Угаданное слово: 5 баллов – если угадали сразу; по 1 баллу за букву.
Угадайте слово, первоначальное значение которого сегодня забыто, в буквальном переводе означает: строй, порядок, прекрасное устроение.
КОСМОС
Пифагорейцы верили в гармоническое устройство Вселенной, в ее стройную организованность и поэтому Вселенную назвали словом «космос».

5.   Дисциплина.  ГАРМОНИЯ    оценивается (от 0 до 5 баллов)

      Пифагорейцы считали, что Земля имеет форму самого совершенного тела - шара и находится в центре Вселенной. Остальные известные им планеты - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн - движутся вокруг нее. При этом расстояние от Земли до каждой из планет таково, что вместе они составляют семиструнную арфу, и при их движении возникает прекрасная музыка сфер. Обычные люди не слышат ее из-за суеты жизни и могут наслаждаться ею лишь после смерти. Великий Пифагор слышал ее и при жизни.

Прочитайте вслух с интонацией цифровые стихи:

17  30  48          2  46  38  1        14  126  14

140  10  01        116  14  20        132  17  43

126  138            15  14  21          16  42… 511

140  3  501        14  0  17            704  83.

                                                    170!  16  39

                                                    514  700  142

                                                    612  349

                                                    17  114  02  

Приложение 1

 Викторина для зрителей. ( Проводится во время выполнения командами заданий)

  1. В честь открытия, какой теоремы была принесена жертва  из 100 быков? ( Теорема Пифагора)
  2. Где и когда родился Пифагор? (в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос).

  1. Что являлось тайным знаком, по которому пифагорейцы

 узнавали друг  друга?     (пентаграмма  – пятиконечная звезда.)

  1. Шуточная формулировка теоремы Пифагора.

(Пифагоровы штаны во все    стороны равны)

  1. Как называлась книга, в которой пифагорейцы объединили свои правила поведения? («Золотые стихи».)

  1. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто ее автор? ( «Начала» Евклида, написанные в 1У в.до н.э.)

  1. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она была впервые изложена? ( Н.И.Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.)

  1. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем его сторонам. ( Герон )

  1. Как называется наука об измерении земли? (Геодезия)

  1. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (Гипотенуза.)

  1. Вопрос: В каком городе Пифагор создал свою школу?

Ответ: в городе Кротоне.

  1.  Что означает латинское слово «градус»? (ступень, правильным можно считать ответ «шаг»).

  1. В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (Более 3000 лет назад в Вавилоне.)

                  14.Что связывает Пифагора и олимпийские игры.

     III. Рефлексивно-оценочный этап.

 Учитель: Прибудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век      (
Немецкий писатель А. Шамиссо.)

А теперь ребята составьте мини - текст   рекламы на радио и телевидение нашего журнала» Великий Пифагор» (Учащиеся составляют тексты и  по разному рекламируют  журнал)

Учитель.  Я думаю, вам интересно было участвовать в игре, а раз вы заинтересованы, значит, Пифагора можно назвать  одним из интереснейших  и величайших людей на планете. В будущем мы посвятим наш журнал десяти самым великим математикам.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей и самых активных зрителей.

Литература.

1. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. — М.: Наука, 1990. — ISBN 5-02-027292-2

2.Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб., 1994. —                    376 с. — ISBN 5-86050-066-13. Д.К. Самин «100 великих ученых»

    4. Математика в школе, 2010 г.

    5.Математика в школе, 2011 г.

6https://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагор


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по геометрии "По следам Пифагора".

Внеклассное мероприятие по геометрии для 8 класса на тему "Теорема Пифагора"....

Внеклассное чтение. Урок - устный журнал "О матери"

Урок по внеклассному чтению "О матери". Цель урока: ознакомить учащихся с образом матери в произведениях тувинского писателя  Александра Даржая....

Устный журнал "Великое русское слово"

Методическая разработка по русскому языку в рамках реализации ФГОС....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Устный журнал "Теорема Пифагора"

Практическое приложение к изучению теоремы Пифагора, исторические сведения....

Устный журнал "Великая забытая война"

Цель: восстановление исторической справедливости возвращение памяти  о первой мировой войне....

Устный журнал "Великий наш край! Все в нем прекрасно: и природа и люди…"

Журнал содержит краеведческий материил, посвященный 800-летию Нижнего Новгорода....