Устный журнал "Великое русское слово"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Методическая разработка по русскому языку в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikoe_russkoe_slovo.docx744.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

( в рамках реализации ФГОС)

ОУ: МБОУ «Клязьмогородецкая ООШ»

Учитель: Елисова Е.Н., учитель русского языка и литературы

Дата проведения: 20.02. 2014 г.

Форма проведения: устный журнал

Тема: «Великое русское слово»

Возраст обучающихся:  8 класс

ЦЕЛЬ:  создание условий для осознания глубокого назначения  русского языка как основного средства общения.

 Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Способствовать пониманию  русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа, уважительному отношению к русскому языку.
  •  Содействовать стремлению к речевому самосовершенствованию
  • Обеспечить высокую творческую активность при выполнении игровых  заданий.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации.
  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать собранную информацию.
  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Актуализировать знания о словарном богатстве русского языка, о фразеологических оборотах, пословицах и поговорках.
  •    Способствовать использованию учащимися нового знания о роли, богатстве и выразительности  русского языка в практической деятельности.
  •    Организовать деятельность по созданию связных устных и письменных высказываний на предложенную тему «О слово русское, родное…»

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: декламирование лирических произведений, проблемное изложение, творческое задание с презентацией, занимательные вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, проектная деятельность, технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Краткая аннотация

Устный журнал – одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. Одной  из основных форм устный журнал может стать в 8-9 классах. Устный  журнал проводится  в рамках традиционной предметной декады ЛИРа  (Литература. История. Русский язык)  Проведению данного мероприятия  предшествует подготовительная работа, которая  включает в себя следующие этапы:

  1. «Мозговой штурм»: формулирование и обсуждение страниц устного журнала.
  2. Формирование групп, разрабатывающих конкретную страницу Устного журнала.
  3. Подготовка необходимых материалов: работа со справочной литературой, поиск информации в сети Интернет.
  4. Индивидуальная работа над декламированием лирических стихотворений.
  5. Создание мультимедийной презентации

Технологическая карта

Название этапа

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Л – личностные; К – коммуникативные; П – познавательные; Р – регулятивные.

Самоопределение к деятельности

(Приложение №1)

Доброе пожелание. Декламирование лирического стихотворения.

Мотивация к творческой деятельности. Эмоциональный настрой.

Эмоционально настраиваются на мероприятие

К. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л. Самоопределение к деятельности.

Первая страница устного журнала

(Приложение №2)

Эвристическая беседа. Слушание. Наблюдение. Игра.

Организует демонстрацию учащимися знаний, полученных в процессе перспективной подготовки к проводимому мероприятию. Включает учащихся в игру.  

Демонстрируют знания, представляют собственный опыт.

Л. Анализ и сопоставление личного опыта.

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Вторая страница устного журнала

(Приложение №3)

Беседа. Задача с недостающими данными. Игра.

Организует подводящий диалог. Включает учащихся в игру.

Включаются в подводящий диалог. Представляют собственный опыт. Демонстрируют известные знания.

Р. Способность понимать и сохранять сформулированную задачу,  следовать плану её реализации.

К. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Третья страница устного журнала

(Приложение №4)

Декламирование лирических стихотворений. Слушание.

Создаёт эмоциональный настрой. Способствует пробуждению чувства патриотизма, гордости за родной язык.

Декламируют лирические стихотворения.

Л. Формирование собственной оценки роли русского языка в переломные моменты истории. Осознание силы и значимости родного слова.

Четвёртая страница устного журнала (Приложение №5)

Защита проекта. Учебная дискуссия.

Организует работу по защите проекта. Побуждает учащихся к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, её решение.

Анализируют проблемную ситуацию. Вступают в диалог. Оценивают итоги  представленного проекта – опроса.

П. Формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать.

Л. Формирование ответственности за свою речь, положительного отношения к себе.

Р. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию.

Пятая страница устного журнала

Рефлексия

(Приложение №6)

Творческая работа

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Решают творческую задачу, используя приобретённые знания. Самооценка.

Р. Рефлексия способности организовать творческую работу.

Л. Реализация личностного потенциала.

Приложение №1

  1. Чтец читает стихотворение

Язык, великолепный наш язык,

 Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

 В нём воркованье голубя весной,

 Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.

 Берёзовая роща. Свет сквозной.

 Небесный дождь, просыпанный по крыше…

                     Константин Бальмонт

  1. Учитель.

  Дорогие друзья! Мы рады видеть вас здесь, на нашем мероприятии, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Тема нашего устного журнала «Великое русское слово». Сегодня мы перелистаем страницы нашего журнала  и ещё раз воспользуемся возможностью познать богатство, красоту и величие родного языка.

Приложение №2

  Открываем первую страницу нашего журнала. Она  называется «Почему мы так говорим?» Эпиграф к этой странице - слова Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так  замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко   сказанное русское слово».

  Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.

  Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. У вас было задание: познакомиться с историей происхождения образных выражений. Послушаем историю некоторых фразеологизмов.

1-й ученик. Выражение «баклуши бить». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши - значит заниматься пустяками, бездельничать.

2-й ученик. «Калачом не заманишь». Русские до XVII века ели ржаной хлеб (как бедные, так и богатые). Из пшеничной муки лишь на праздники пекли калачи и считали их большим лакомством. Калачом не заманишь – это значит никакими лакомствами, никакими обещаниями не заманишь.

3-й ученик. «Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее: вот откуда «пересолил»). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно хлебавши.

Учитель. Объяснение значений и происхождение фразеологических оборотов можно найти во фразеологических словарях или в «Кратком этимологическом словаре русской фразеологии».

А теперь поиграем - попробуйте отгадать фразеологические загадки. О каком же слове идет речь? Приведите примеры фразеологических оборотов с отгаданным вами словом.

-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)

-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

    Приложение №3

Учитель. Вторая страница нашего журнала называется «Жемчужины русского языка» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». Что вы дополните к рассказу о пословицах.

1-й ученик: Пословицы  знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как на Руси появилась грамота. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.

 

2-й ученик: Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.

 

3-й ученик: Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!

 

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду начинать пословицу, вы будете заканчивать.

 

1.      Не спеши языком… (торопись делом)

2.      Готовь сани летом … (а телегу зимой.)

3.      С кем поведешься … (от того и наберешься)

4.      Труд человека кормит, … (а лень портит)

5.      Делу время, … (потехе - час)

6.       Кто много говорит, … (тот мало делает)

7.      Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)

8.      Лучше горькая  правда, … (чем сладкая ложь)

9.      Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет)

10.    Красна птица пером,  … (а человек умом.) 

Учитель: Ребята, какое главное спортивное событие начала зимы 2014 года?

 Пословицы о спорте появились в далёком прошлом  и также содержат богатый опыт наших предков.  Я давала вам задание – найти пословицы о спорте. Какие вы нашли?

Ответы.

В здоровом теле здоровый дух.

Со спортом  не дружишь – не раз о том потужишь.

Двигайся больше проживёшь больше.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Кто крепок телом – тот богат и здоровьем и делом.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Учитель:  Известный писатель Михаил Васильевич Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью». «Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость»

  Приложение №4

 Учитель.  В языке отражается вся жизнь народа, и это особенно заметно в переломные, исключительно важные периоды его истории. Открываем третью страницу нашего журнала «Отражение в языке жизни народа». Великая Отечественная война была величайшим испытанием для советского народа. В первые дни войны русское слово становится огромной силой, оно мобилизует народ на беспощадную борьбу с захватчиками во имя свободы и независимости Родины.

27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, день, которого упорно ждали город-герой Ленинград и все его защитники. В этом году отмечается  70 лет со дня снятия блокады. Поэтессу Ольгу Берггольц называли «блокадной мадонной». Она умирала от голода, потеряла ребёнка, отца – но не сдавалась. Её стихи звучали по радио в страшные дни блокады, вселяя в ленинградцев веру и надежду.

Послушаем отрывок из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц

Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели клей, потом ремни;

но, съев похлёбку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые  войне.

Но он точил, пока рука

могла производить движенья.

И если падал - у станка,

как падает солдат в сраженье.

И люди слушали стихи,

как никогда, - с глубокой верой,

в квартирах чёрных, как пещеры,

у репродукторов глухих.

И я утрату понесла.

К ней не притронусь даже словом -

такая боль... И я смогла,

как вы, подняться к жизни снова.

Затем, чтоб вновь и вновь сражаться

за жизнь.

Строки стихотворения «Мужество» А.А. Ахматовой также родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы.

 А.Ахматова. «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 Но для А.А. Ахматовой сохранить «великое русское слово» означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю, свою культуру.

 Приложение №5.

С тех пор прошло почти 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям. Четвёртая страница нашего журнала: Социологический опрос: как ребята относятся к проблеме бережного отношения к своему языку.

В школе был проведён социологический опрос, чтобы выяснить,  как ребята относятся к проблеме бережного отношения к своему языку.

Обучающиеся 7-8 и 9 классов  ответили на вопросы анкеты. И вот какие данные мы получили:

Первый вопрос

1. Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к своему языку?

100% учащихся дали ответ – да, мы должны бережно относиться к своему языку

Второй вопрос

2. Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?

40%  ребят считает,  что бережно относиться к языку - это не употреблять жаргон, слова-паразиты, излишние заимствования;

33%  утверждают, что это значит  грамотно писать и говорить;

27% - не выражаться нецензурно;

Третий вопрос

3. Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике?

33% опрошенных дали честный ответ - да, они часто употребляют в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике;

53% употребляют слова, относящиеся к ненормативной лексике,  только в кругу своих сверстников;

14% учащихся ответили нет, они не часто употребляют  жаргон, слова- паразиты и другую ненормативную лексику.

Четвёртый вопрос

4. Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике?

45% ответили  нет, не раздражают.

43% - да, такие слова раздражают.

12% - не все слова, не относящиеся к нормативной лексике раздражают.

Пятый вопрос

5. Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?

40% считают, что правильно говорят  учителя; преподаватели учебных заведений, писатели

20% уверены, что правильно говорят  учителя русского языка и литературы;

28% отдали свои голоса людям старшего поколения, родителям;

12% считают, что никто не говорит правильно

В опросе участвовало 26 человек. Из опроса мы выявили, что к русскому языку надо относиться бережно, т. е. не засорять свою речь жаргоном, словами - сорняками, неоправданным заимствованием. Хотя ребята и используют ненормативную лексику, но в определённых обстоятельствах, в кругу своих сверстников. Учеников сколько раздражает, столько и не раздражает  ненормативная лексика.  Ребята считают, что правильно говорят учителя и  родители.

Приложение №6.

Пятая страница нашего устного журнала «О слово русское, родное»

В умелых руках любое простое слово может стать царственным, если его поставить в нужное место, как делал это А.С.Пушкин. Помните: всего четыре обычных слова: «Я помню чудное мгновенье…» - и получился шедевр. «Унылая пора. Очей очарованье…» - и ещё шедевр.

К сегодняшнему занятию я попросила вас написать черновики  сочинения-миниатюры «О слово русское, родное…» Пожалуйста, посмотрите и осмыслив услышанное, отредактируйте свои работы и познакомьте нас с ними. Сочинение – эссе «О слово русское, родное»

Ученики - Читают написанные сочинения.

Учитель  - Вы блестяще справились с работой, в каждой вашей строке чувствуется искренняя и глубокая мысль, в каждом слове дышит чувство. Постарайтесь и во взрослой жизни сохранить такое же бережное отношение к родному слову, нашей силе, нашей гордости, нашей красоте, и передать его своим детям.

Литература

  1. Э.А.Вартаньян.  Путешествие в слово: М. Просвещение, 2007
  2. В.В.Колесов. Гордый наш язык…  Азбука-классика. Авалон, 2008
  3. Т.А.Шумовский. Странствия слов. Протей, 2004
  4. И.Б.Голуб. Секреты русского языка. КноРус, 2010
  5. Лев Успенский. Слово о словах. Зебра Е, 2009

E:\семинар русского языка\DSC_0197.JPG

E:\семинар русского языка\DSC_0209.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

Устный журнал "Волшебное слово "СПАСИБО"(для учащихся 5-10 классов)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Устный журнал: Волшебное слово «Спасибо»Для учащихся 5 — 10 классов Цель: познакомить учащихся Центра с историей Всемирного дня «спасибо&raqu...

Тайна русского слова: слово – и экология души.

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Устный журнал "Любитель русского слова"

Устный журнал был подготовлен и проведён учащимися 7 класса в МБОУ "Агибаловская СШ" на основе работы над информационным проектом "В.И.Даль"...