Использование образовательных технологий на уроках математики
статья по математике

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

Педагогические образовательные технологии на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование образовательных технологий

на уроках математики

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения математике переживает сложный период. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий  позволит мне как  учителю:

  • усилить глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать логическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • воспитывать  у учащихся потребность в обучении и ответственность за результаты  сдачи ЕГЭ и ОГЭ.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично.

         Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого  необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.

Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся учитель, а теперь – ученик. Это дает возможность каждому обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы и каких достигаю результатов:

1. Личностно-ориентированная технология обучения 

Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

2. Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

3. Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

4. Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

5. Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

6. Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

7. Зачетная система

Данная система помогает учащимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

8. Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

9. Технология модульного обучения

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познаний. Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика. Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания. Использования блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям математики; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах. В практике своей работы использую технологию модульного обучения. Модули программы составлены по темам для 10-11 классов на базе методических пособий (автор Мордкович А.Г. «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы, базовый уровень) и примерной программой

10. Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Приобрела энциклопедические программы из серии: «Открытая математика», «Живая математика», « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.

11. Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

12. Технология развития критического мышления

Одной из самых эффективных технологий для меня на сегодняшний день  является «Технология развития критического мышления». В работе является важным не количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Именно технология РКМЧП дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии. Способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности. Влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.

Цель применения мною данной технологии: развитие навыков анализа и критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, формирование метапредметных компетенций и достижение личностных результатов.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике хорошая, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Методический день

«Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников»

                             

                             Заместитель директора по УВР:    М.В. Золтуева                                                    

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов  в период внедрения новых стандартов.

Задачи:

  1. Показать использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием кейс-технологий в контексте новых ФГОС.
  3. Определить роль интеграции  школьных предметов в формировании целостной системы УУД.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами 

/Али Апшерони/

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. К современному учителю предъявляются большие требования.

Исходя из этого учитель осуществляет использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.

Для решения данной проблемы в современной школе  применяются многочисленные инновационные технологии,   включающие активные методы обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Остановимся сегодня на следующих образовательных технологиях:

  • информационные технологии
  • интерактивное обучение с использованием ЭОР
  • кейс-технологии
  • технологии интеграции

Роль информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы  учащихся сегодня возможно только  при условии использования ИКТ. А значит успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от  их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться. Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Использование ИКТ на уроке формирует эмоционально положительное отношение к предмету, активизирует деятельность учащихся на уроке,  обеспечивает социализацию личности учащегося через освоение информационных технологий, делает урок более ярким. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. 

Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Информационные  технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Можно выделить следующие особенности данной технологии: 

  1.  Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  11. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий  характер.

Выделяют три варианта применения НИТ(новых информационных технологий):

1) использование программ – тренажеров;

2) использование программ – тестов;

3) компьютерный эксперимент.

        Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Второе направление – применение программ – тестов. На уроках используются тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют задания, и компьютерная программа сама оценивает их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.

Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, можно решать очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования.

Обучение с использованием электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
      Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения такова:  

  1. Повышение интереса к учебному материалу (личностные УУД)
  2. Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения (регулятивные УУД)
  3. Развитие внимания, орфографической зоркости (познавательные УУД)
  4. Понимание знаков, символов, моделей, схем (познавательные УУД)
  5. Развитие творческих способностей (познавательные УУД)
  6. Принятие другого мнения и позиции; формулирование собственного мнения и позиции (коммуникативные УУД)
  7. Умение работать на компьютере (метапредметные УУД)
  8. Смена видов деятельности на уроке
  9. Экономия времени на уроке
  10. Экономия времени учителя на подготовку к уроку

В последнее время все более популярным становится использование кейс-технологий, которые  представляют собой группу образовательных технологий, приёмов  и методов  обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они  позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе   в 1924г.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР.

Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании.   Метод  направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося и преподавателя.

Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика, а так же при проверке результатов обучения на экзаменах.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск  способов её решения. А также  по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках  получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-метод используют не только в виде  педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования. 

Создание кейса и вопросов для его анализа включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Возможность  оптимально сочетать теорию и практику является преимуществом кейсов.

Создание  проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью этого метода. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы.

Целью кейс-технологий является:  

научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной  задачи,
  • выявлять главные  проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  •  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий

Пример технологической карты при использовании кейсового метода

Фаза работы

Действия учителя

Действия учащегося

До занятия

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы.

3. Разрабатывает сценарий урока.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Самостоятельно готовится к занятию.

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на подгруппы.

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решения.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятий

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его  ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля.

Можно говорить о том, что деловая игра является эффективным средством реализации компетентностного подхода в школе. Она в той или иной мере позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции – компетенцию личностного самосовершенствования, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.

Кейс-метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения.

Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на учеников.

Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала является интегративность образовательного процесса.

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам предлагают учащимся усвоить большое количество понятий.  Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Поэтому интеграция дисциплин способствует комплексному обучению.

Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых  проблем, ситуаций, явлений изучаемых в разных предметах. Восполняет целостность   восприятия мира, совершенствует  эстетическое и нравственное воспитание учащихся.  Интеграция оживляет образовательный процесс, устраняет дублирование в изучении материала, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует  мышление на будущее и создаёт благоприятные условия для обучения. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования.

Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

   Интегрированные уроки, в большей степени, чем обычные, развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, способствуют развитию речи, самостоятельности  в учении.

Возможность использования  на интегрированных уроках различных  технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  нашей школы - это  здоровьесберегающий  подход в обучении.  Интегрированный урок имеет психологическое преимущество:

пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

        Таким образом,так или иначе, почти каждый нынешний ученик или будущий выпускник столкнется с компьютером, и чем раньше будущие специалисты оценят все преимущества, которые предлагают современные технологии, и научатся их использовать, тем лучше.

Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают, внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.

Пришла необходимость создания единого информационного пространства школы – системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.

Рефлексия.

 Предлагаю сформулировать ответы на следующие вопросы:

- Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация?

-Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Развитие самостоятельных навыков школьников в освоении учебного материала и во внеурочной деятельности

Слайд 4

Самостоятельность головы учащихся – единственное прочное основание всякого плодотворного учения. К.Д.Ушинский

Слайд 5

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. Питер Клайн

Слайд 6

Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А.Д.Дистереев

Слайд 7

Услышал – забыл, Увидел – запомнил, Сделал – понял. Древняя поговорка Усвоение информации: 10% того, что слышит. 50% того, что видит. 90% того, что делает сам. Из практики педагогов

Слайд 8

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков

Слайд 10

Проблемные облака Потребность современного общества в активных, творческих, конкурентоспособных личностях Отсутствие разработок, практических методик и технологий воспитания самостоятельности Снижение мотивации к обучению, падение уровня дисциплины на уроках и во внеурочное время Возврат к принудительным, неэффективным воспитательным мерам Возрастающая пассивность детей Отсутствие механизмов активизации деятельности детей у учителей и классных руководителей

Слайд 11

Поиск путей, при которых процесс воспитания самостоятельности учащихся в школе будет результативным, способствующим повышению качества и эффективности всей учебно-воспитательной деятельности школы. Проблема

Слайд 12

Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль. Самостоятельность

Слайд 13

качество, формируемое в деятельности умение школьника поставить учесть цель условия осуществить элементарное планирование получить результат Познавательная самостоятельность

Слайд 14

Пути развития познавательной самостоятельности Обучение деятельности (давать алгоритм каждого действия) Включение в разнообразную познавательную деятельность Поручение выполнять разные роли в процессе учебной деятельности

Слайд 15

Уровни познавательной самостоятельности 1 уровень воспроизводящая самостоятельность копирующее действие обучающихся по образцу Самостоятельная деятельность по переносу знаний в совершенно новых ситуациях Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний 2 уровень 3 уровень 4 уровень вариативная самостоятельность частично-поисковая самостоятельность творческая самостоятельность Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации

Слайд 16

Виды самостоятельной деятельности По дидактической цели По характеру учебно-познавательной деятельности 1. Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником Работа с книгой 2. Закрепление и уточнение знаний с помощью специальной системы упражнений 2. Специальная система упражнений: по образцу, рецензирование ответов других 3. Формирование умений и навыков практического характера осуществляется с помощью решения задач различного уровня 3. Самостоятельные работы, контрольные работы, тесты различного уровня 4. Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации достигается при написании рефератов, подготовке докладов, при поиске новых способов решения задач 4. Подготовка докладов, рефератов, презентаций

Слайд 17

индивидуальная парная групповая коллективная Формы самостоятельной деятельности обучения

Слайд 18

Критерии оценки самостоятельной деятельности школьников : личностное отношение учащихся к учению; овладение способами управления своей учебной деятельностью (с учетом возрастных особенностей); удовлетворение от процесса самостоятельной работы.

Слайд 19

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Слайд 20

Развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Слайд 21

Развитие самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания не сводящиеся к известным способам решения; способствующие созданию проблемной ситуации; предусматривающие использование жизненного опыта детей; несущие элементы занимательности; имеющие практическую значимость; допускающие разные способы решения.

Слайд 22

Приём «Столкновение мнений» Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс Учитель Ученик -Ребята! Посмотрите на выражения, записанные на слайде. Видят выражения: а 3 +а 2 ; а 3 -а 2 ; а 3 ∙а 2 ; а 3 :а 2 ; (а 3 ) 2 - Как вы думаете, какие действия можно выполнить со степенями? Высказывают различные мнения. (Возникла проблемная ситуация) - Вопрос был задан один, а сколько мы услышали мнений? - Мнений было высказано много различных. (Возникло противоречие) - Ребята! Так чего же мы с вами пока не знаем, какой перед нами возникает вопрос? - Записываем вопрос на доске. Формулируют вопрос. - Какие же действия можно выполнять со степенями?

Слайд 23

Приём «Задание на ошибку» Урок математики 5 класс «Задачи на проценты» Учитель Ученик Ситуация: цена товара была 200 рублей. Сначала её повысили на 10%, а затем понизили на 10%. Как вы думаете изменилась ли цена товара? Предположения (Житейское представление) - Подсчитаем. Цена была 200 рублей, после повышения на 10%, станет 10%=0,1; 200∙0,1=20, получаем 220 руб. После понижения на 10%, станет 10%=0,1; 220∙0,1=22, значит, получаем 220-22=198 рублей. 198 рублей. (Проблемная ситуация) - Ребята! Какое предположение вы сказали вначале? - Что оказалось после вычислений? -Цена не изменится. -Цена уменьшилась. (Противоречие) - Значит, какие задачи нам надо научиться решать? Записываем тему урока. -Задачи на %. (Тема урока)

Слайд 24

Приём «Незнакомое задание» «Умножение десятичных дробей» 5 класс Учитель Ученик Д/з : записать количество расходов (в рублях и копейках), на коммунальные платежи, а для электроэнергии - показания счётчика за месяц. Задание. Подсчитать сумму на оплату услуг 1)Вывоз мусора, обслуживание – 775,37 руб. 2)Холодная вода, водоотведение – 660,77 руб. 3)Горячая вода, отопление – 3 062,42 руб. 4)Электроэнергия – 85 кВт (1 кВт стоит 2,87 руб.) Итого: ? рублей. Учащиеся предлагают всё сложить, но замечают, что напротив электроэнергии нет конкретного числа. (Возникает проблемная ситуация) - Ребята! Как вы думаете, что же нам надо сделать? - Умеем ли мы вычислять такое произведение? - Надо вычислить произведение десятичной дроби и натурального числа. - Нет. - Как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Умножение дес. дробей на натуральные числа

Слайд 25

Подводящий к теме диалог «Разложение на простые множители» 6 класс Учитель Ученик Посмотрите на примеры, записанные на доске. На доске записано: 60=2∙2∙3∙5 50=25∙2 210=30∙7 45=3∙3∙5 -Что заметили общего? - Числа разложили на множители. - В чём различие? - У некоторых чисел все множители – простые числа, а у некоторых нет, но эти множители тоже можно разложить на простые множители. - Какая же тема нашего урока? - Разложение чисел на простые множители.

Слайд 26

Сообщение темы с мотивирующим приёмом 1 ) «яркое пятно» - классу сообщается интригующий материал, связанный с темой, который захватывает внимание учеников ( пример: тема урока зашифрована в кроссворде, разгадав который учащиеся открывают тему урока); 2) «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учеников

Слайд 27

Урок математики 5 класс «Проценты» Учитель Ученик - Ребята! Тема нашего урока по своему названию вам хорошо знакома. Покупая молоко на упаковке написано 3,2 … Чего? В магазинах на товар скидка 30….. Чего? Банк даёт кредит под несколько…. Чего? Отвечая на все вопросы, вы дали один и тот же ответ. Тема урока «Проценты». Процента Процентов Процентов

Слайд 28

Воспитывать самостоятельность Делает работу на уроках интересной Высокая мотивация преимущество этого опыта Творческая деятельность учителя и ученика Здоровьесберегающий характер Развитие личности ребенка Высокий уровень обученности

Слайд 29

Развитие самостоятельности школьников во внеурочной деятельности

Слайд 30

Личностный рост Личностный рост

Слайд 31

игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Виды внеурочной деятельности

Слайд 32

Результаты Вид деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Игровая Развлекательные, интеллектуальные, ролевые игры, организуемые педагогом Деловые игры, организуемые педагогом; развлекательные, интеллектуальные, ролевые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД Социально моделирующие игры, организуемые педагогом; игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей и для представителей окружающего школу социума

Слайд 33

Типичные проявления Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: 1-й этап - 5-й класс «Нужна ли мне самостоятельность?» Становится непослушным и негативным Сопротивляется проявлению заботы и контроля Детские желания и поступки • терпеливо проявлять внимание, участие • акцентировать внимание на положительных качествах • осуществлять поддержку • повышать уверенность в себе • обсуждать начало взросления. Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

Слайд 34

2-й этап - 6-7-й классы «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое» • Борется за свою независимость • Закрывается в комнате • Настаивает на правах, игнорирует обязанности • Часто не следит за своей речью, может обидеть • обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей) • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка • прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку

Слайд 35

3-й этап - 8—9-й классы «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею» • Есть свое мнение, не всегда верное Считает именно свое мнение истинно верным • Не считается с мнением родителей • Поступает так, как хочет • Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) • Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности) • аргументировать запреты • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое) • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим) • не считать свою позицию на 100% правильной • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) • не ругать ею друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился • в спорах пытаться договориться

Слайд 36

4-й этап - 9-11-й классы «Проявляю самостоятельность» • Прислушиваются к мнению родителей • Сами просят советов • Понимают свои реальные возможности • Пытаются сами договориться • Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания • Действуют самостоятельно • Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа) • поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам) • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь • минимизировать контроль • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям

Слайд 37

Формы организации деятельности по воспитанию самостоятельности ученика: Классные часы; Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Смотры-конкурсы, выставки Тренинги общения Наблюдение учащихся за событиями в социуме, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Ролевые игры Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов Организация ученического самоуправления.

Слайд 38

создание ситуации вынужденной самостоятельности; доверие; похвала; личный пример взрослых . Способы воспитания самостоятельности :

Слайд 39

С ЛАЖЕННО П ОЛЕЗНО А КТУАЛЬНО С ОВРЕМЕННО И НТЕРЕСНО Б ЛЕСТЯЩЕ О РИГИНАЛЬНО

Слайд 41

Прогноз погоды Подходит к концу 2016 год. В преддверие нового года каждый учитель делает погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе, когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся. Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство. Всего доброго всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Создание условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключ...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования

Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

В данном материале содержится опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках математики...

Программа"Продуктивное использование образовательных технологий на уроках математики"

Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым обучающимся высоких результатов важны и по сей день....