сценарий урока в 5 классе "Прямоугольный параллелепипед"
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Лиц Людмила Юрьевна

Данный урок проводится в классе, изучавшим эту тему в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Урок по математике в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»

Автор: Лиц Людмила Юрьевна,

учитель математики МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым

1 урок по теме «Прямоугольный параллелепипед»

Данный урок проводится в классе, изучавшим эту тему в начальной школе.

Предмет

математика

Класс

5      

Тема урока

Прямоугольный параллелепипед

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для вывода формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Формирование умений применять эту формулу при решении практических задач.

Задачи урока

Образовательные: организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы; сформировать навык вычисления по формуле при решении практических задач.  

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать математическую речь обучающихся (устную и письменную); содействовать развитию навыков оценивания и самооценивания, развитие умения сотрудничества в коллективе.

Воспитательные: способствовать выработке умения анализировать проделанную работу; формировать положительную мотивацию к обучению; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, ответственности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные УУД

Организационный

1.Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку. Напоминает о правилах работы в группах.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

 1.С помощью презентации проверяет домашнюю работу. Контролирует правильность выполнения домашнего задания. Организует устранение пробелов в знаниях учащихся. (Слайд 2)

2.Организует фронтальную работу учащихся с понятиями: площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника, периметр прямоугольника. (Слайды 3,4)

3.Обращает внимание обучающихся на то, что формул, которых они не знают, еще очень много.

1.Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, решают устные упражнения, анализируют ответы одноклассников.

2.Комментируют домашнюю работу, вносят дополнения и исправления.

Познавательные: структурировать собственные знания.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Самоопределение в деятельности.

Подводит учащихся к формулировке темы урока: Помимо плоских фигур (фигуры, которые можно положить на плоскость) существуют пространственные фигуры, которые окружают нас повсюду. (Слайды 5,6) Эти фигуры и их свойства мы будем изучать в 10-11 классах. Но об одной из них поговорим сегодня. Дома вы прочитали п.20, вспомнили все, что изучили об этой фигуре в начальной школе и изготовили ее модель по заданным размерам.

-Какова тема нашего урока?

Предлагает в группах заполнить таблицу с вопросами по теме «Прямоугольный параллелепипед», используя прочитанный дома материал и модели фигуры (Приложение).

1.Слушают учителя. Формулируют тему урока. (Слайд 7)

2.Работают в группах, отвечают на предложенные в таблице вопросы, используя ранее полученные знания.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, основываясь на прочитанном дома тексте.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного). Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Выявление места и причины затруднения.

1.Предлагает проверить ответы, сделать выводы об элементах прямоугольного параллелепипеда. Выясняет, на какие вопросы получены разные ответы и какое задание вызвало затруднение.

2.Предлагает представителям от каждой группы написать решение к заданию№10.

3.Контролирует выполнение задания, задает вопросы, корректирует выявленные пробелы.

4.Подводит обучающихся к формулировке цели урока.

 1.Отвечают на вопросы, сверяют ответы своей группы с ответами других, задают уточняющие вопросы. Делают выводы. (Слайд 8)

2. Записывают на доске решение.

3.Формулируют собственные затруднения.

4.Формулируют цель урока: «Вывести формулу для нахождения площади прямоугольного параллелепипеда».

Познавательные: уметь выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Коммуникативные: слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий.

Реализация проекта выхода из затруднения.

1.Организует учащихся на выполнение задания №11, предложив записать решение задания №10 в форме числового выражения.

2.Предлагает заменить числа в данном выражении на буквы.

3. Приглашает к доске представителя от каждой группы записать полученную формулу.

4. Организует обсуждение полученных формул.

1.Обсуждают ход решения задачи.

2.Записывают числовое выражение.

3.Выводят формулу для нахождения площади прямоугольного параллелепипеда.

4.Записывают на доске полученные формулы. (Слайд 9)

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы.

Регулятивные: вносить исправления в выполненную работу.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Используя данную формулу, предлагает найти площадь поверхности параллелепипеда с измерениями 2дм, 3дм, 11дм.

2. Из фанеры требуется сделать открытый ящик, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 40 см, 20 см, 15 см. Сколько фанеры потребуется для изготовления ящика?

3.Организует работу по проверке предложенных заданий.

1.Решают в группах предложенные задания.

2.Обсуждают и проверяют решение. (Слайды 10,11)

Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать свое мнение. контролировать действия одноклассников.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексия учебной деятельности на уроке, информация о домашнем задании.

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

- Какую цель вы ставили на уроке?

- Достигли вы поставленной цели?  

  -Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу (Приложение).

Комментирует задание на дом.

1.Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень ее соответствия.    

2.Записывают домашнее задание.            

(Слайд 12)

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Приложение

вопросы

ответы

1.Назовите три предмета, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

2.Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?

3.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

4.Сколько измерений имеет  прямоугольный параллелепипед?

5.Как называются эти измерения?

6.Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

7.Какую форму имеют эти грани?

8.Противоположные грани параллелепипеда покрасьте одинаковым цветом.

9.Что вы можете сказать о противоположных гранях?

10.Найдите площадь поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.

11.Напишите формулу для вычисления площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны а, b, c.

Лист самооценки                    

Утверждения

Поставь знак «+», «-» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

4) Я умею находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Напиши имена одноклассников(двух), которые лучше всех сегодня работали в твоей группе:

      Литература

1. Н.Я. Виленкин.  Математика 5 класс.

2. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон, 5 класс (часть 1).  № 272


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Разработка к уроку "Объем прямоугольного параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В.

Технологическая карта к уроку по ФГОС "Объем параллелепипеда" в 5 классе Дорофеев Г.В....

Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Разработка урока "Объем прямоугольного параллелепипеда" - второй урок по данной теме + презентация...

Урок-презентация "Объём параллелепипеда" 5 класс

Закрепление материала по теме  "Объём параллелепипеда"...

Сценарий урока по математике "Прямоугольный параллелепипед, пирамида"

урок на развитие пространственного мышления в 5 классе...

Конспект урока математики в 9 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Открытый урок по математике для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведён в рамках предметной недели по математике для учащихся 9 класса. Тема урока "Объём прямо...