Урок по теме "Десятичные дроби"
методическая разработка по математике (6 класс)

Левашова Наталья Федоровна

В представленном материала 2 урока по теме "Деление десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc157 КБ
Office presentation icon prilozhenie1_.ppt436 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt93 КБ
Office presentation icon prilozhenie_3.ppt113.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_4.ppt31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема урока:  Деление десятичных дробей.

Тип урока:  Урок изучения нового материала

Цель урока:  выработка умений самостоятельного применения правил действий с десятичными дробями, осуществление их переноса в новые условия  если результат деления бесконечная десятичная дробь.

 Задачи урока:

  • Введение правила деления дробей, если частное бесконечная десятичная периодическая дробь.
  • Систематизация и обобщение знаний сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, изучение методов нахождения значений выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби.
  • Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
  • Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности

План урока:

I. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

2 минуты

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока

Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку

Фронтальная

Доска, мел

II. Проверка домашнего задания:

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися, устранение обнаруженных пробелов.

5-6 минут

Выявление уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления; ликвидация недостатков

Оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки; использование системы приемов, позволяющих проверить выполнения задания учащимися

фронтальная

Компьютер, проектор

II. Актуализация ЗУН

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов

7-10 минут

Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию

Умение определять и ставить триединые дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели

Фронтальная, групповая

Компьютер, проектор, доска, мел

III. Изучение нового материала

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Формирование у учащихся новых знаний, умений навыков. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний выработать умения

7-10  минут

Самостоятельная работа учащихся; восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация

Опора на жизненный опыт учащихся; индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование успеваемым содержанием

Фронтальная, индивидуальная

Доска, мел

IV. Первичное закрепление нового материала.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами

10 минут

Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки

Фронтальная, индивидуальная

Доска, мел

VI. Подведение итогов.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках

2 минуты

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности

фронтальная

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке? (записать отсутствующих)

Я хочу начать урок с того, что расскажу вам одну поучительную историю. Послушайте, пожалуйста, внимательно:

 Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет,  чтоб лежал под буфетом?..

В чем причина обид  его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека….

Послушав это замечательное стихотворение, я думаю, вы задумаетесь, что может случиться, если пренебрежительно относиться к точности вычислений и поймете, что знания, умения  и навыки в работе с десятичными дробями очень важны.

Поэтому мы очень серьезно отнесемся к проверке домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания:

Приложение 1

В качестве домашнего задания на прошлом уроке вы получили карточки. Вы должны были выполнить действия по блок-схеме и расшифровать слово. Какое слово у вас получилось? Посмотрим, как вы выполняли задание. Проверим, как получилась первая буква этого слова. Расскажет нам об этом(вызвать ученика). Как получили последнюю букву расскажет(вызвать другого ученика). Ребята, а какие правила действий с десятичными дробями  вы использовали при выполнении этого задания.

III. Актуализация ЗУН

Итак, тема нашего урока «Деление десятичных дробей». Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

Мы продолжим работать над темой «Деление десятичных дробей» и при этом приобретем новые знания, а ,следовательно,  умения и навыки.

Давайте еще раз уточним, какие действия вы уже можете производить с десятичными дробями. Сделаем это в процессе выполнения упражнений.

Система «пишу и говорю»(ученик записывает выполнение задания в тетрадь, при это вслух проговаривая каждое действие. Остальные учащиеся записывают услышанное решение ). Также после каждого этапа прогноз ошибок.

Приложение 2.

III. Изучение нового материала

 При просмотре презентации 2 и работе над заданиями возникает проблемная ситуация: 0,05:0,3 (в десятичных дробях получаем бесконечное деление).

Ребята, что же делать?

Для того чтобы выполнить это задание, я предлагаю пойти вот по такому пути: Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

Какие виды дробей мы изучили? (обыкновенные и десятичные)

Всякую ли обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной? (нет) А какую можно? (дробь, которая содержит в знаменателе только простые множители 2 и 5)

Всякую ли десятичную дробь можно представить в виде обыкновенной? (да)

Всякую ли обыкновенную дробь можно разделить на обыкновенную дробь? (да)

Всегда ли при делении десятичной дроби на десятичную дробь получается «хороший результат».

Может быть у кого-нибудь уже появилась идея?

К доске пойдет … и покажет, что у него получилось в результате деления. 0,05:0,3=

А оказывается, найти частное двух десятичных дробей можно и другим способом

0,05:0,3=

Какой вывод можно сделать?

Частное двух десятичных дробей всегда можно найти, перейдя к обыкновенным дробям.

IV. Первичное закрепление нового материала.

Учебник Г.В.Дорофеев, И.В.Шарыгин и др. «Математика 6»

№434(а-е)

Найдите частное и, если возможно, выразите ответ десятичной дробью:

а) 0,7:0,3

б) 3,5:3

в) 2,5:9

г) 4,2:2,8

д) 0,33:0,9

е) 0,24:1,5

№435

Найдите значение выражения:

а);  б) ;  в);  г);  д) .

 №436

Вычислите:

а)

б) 1,4:

в)

г)

д)

е) 0,8:

Учащиеся вызываются к доске по одному и решают задания, проговаривая каждый раз правило.

VI. Подведение итогов.

Ребята, мы хорошо поработали на уроке и узнали очень важное правило, которое позволит нам в дальнейшем считать быстро и правильно.

Выставление оценок в журнал.

VI. Домашнее задание:

Пункт 4.5 (стр. 88), №№434 (ж-и), 435(е-з)

Класс: 6

Тема урока:  Деление десятичных дробей.

Тип урока:  Урок закрепления нового материала

Цель урока:  выработка умений самостоятельного применения правил действий с десятичными дробями, осуществление их переноса в новые условия  если результат деления бесконечная десятичная дробь.

 Задачи урока:

  • Закрепление  правила деления дробей, если частное бесконечная десятичная периодическая дробь.
  • Систематизация методов нахождения значений выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби.
  • Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
  • Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности

План урока:

I. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

2 минуты

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока

Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку

Фронтальная

Доска, мел

  1. Актуализация ЗУН

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов

2-3 минуты

Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию

Умение определять и ставить триединые дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели

Фронтальная, групповая

Компьютер, проектор, доска, мел

  1. Закрепление нового материала.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами

10-15 минут

Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки

Фронтальная, индивидуальная

Доска, мел

IV. Самостоятельная работа.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Контроль и самоконтроль знаний.  Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся; стимулирование учащихся на самообразование.

20 минут

Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний, умений и навыков; проверка сформированности общих учебных умений, установление положительных и отрицательных сторон в знаниях; рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей

Подготовка дополнительных вопросов для проверки осознанности и действительности знаний; использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний (Взаимопроверка).

Индивидуальная, групповая

Компьютер, проектор

V. Подведение итогов.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках

2 минуты

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности

фронтальная

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приготовились к уроку, привели себя и свои принадлежности в порядок. Открываем свои тетради и приступаем  к работе.

  1. Актуализация ЗУН

Давайте вспомним, какое правило деления десятичных дробей мы изучили на прошлом уроке и еще раз его проговорим.

  1. Закрепление нового материала.

Сейчас мы будем решать задачи с практическим содержанием.

№440 (а)

В мешке в 1,5 раза больше сахара, чем  в коробке, и в 12,5 раза больше, чем в банке. Сколько сахара в коробке и сколько в банке, если в мешке 37,5 кг сахара?

№441 (а)

Из 12 м ткани можно сшить 15 юбок. Сколько таких же юбок получится из 4,8 м ткани?

№442 (а) 

От одной станции до другой 165 км. Первые 1,5 часа поезд шел со скоростью 60 км/ч. Остальной путь он прошел за 1,2 ч. С какой скоростью    прошел поезд второй перегон?

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа на 2 варианта. На выполнение 7-8 минут.

Приложение 3

Вариант I

  1. Найдите значение выражения: а)  ; б) ; в) ; г)
  2. Найдите частное: а) 2,25:4,5;      б) 0,44:6,6

     Вариант II.

  1.    Найдите значение выражения: а)  ; б) ; в) ; г)
  2. Найдите частное: а) 3,78:4,2;      б) 0,8:2,8

После выполнения работы ребята обмениваются тетрадями и производят проверку карандашом.

Критерии проверки на слайде

  1.  «+»- отлично

4-5 «+»- хорошо

3 «+»- удовлетворительно

Меньше 3 «+»- неудовлетворительно

 Дифференцированная работа:

Получившие «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» приглашаются к доске(3-4 человека) и выполняют № 445

Вычислите:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Получившие «хорошо» выполняют № 446 с последующей проверкой

Вычислите:

а)

б)

в)

г)

Получившие «отлично» выполняют задания № 1.001 и 1.003 из сборника М.Сканави.

№1.001

№1.003

Ответы к заданиям на слайде

Приложение 4

  1. Подведение итогов.

Ребята, какое правило мы сегодня изучили?

Вы большие молодцы! Оглашение оценок.

VI. Домашнее задание:

Пункт 4.5 (стр. 88), №№440 (б), 441(б), 442(б)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

a 0,05 0,1 0,15 0,2 0,25 0,3 0,35 0,4 5 x 13,25 14,5 15,75 0,17 0,012 0,014 1,6 1,8 20,2 буквы о т н о ш е н и е

Слайд 3

Отношением двух чисел a и b называют частное a/b


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найдите значение выражений: 3,35+4,56= 35,36-4,5= 100-3,6= 11,1-5,69= 200-7,63=

Слайд 2

27,67 · 10 0,678 · 1000 36,32 · 100 0,35 · 1000 38,6 : 10 1,3 : 100 245,3 : 1000 276,7 678 3632 350 3,86 0,013 0,2453

Слайд 3

35, 4 · 0,2= 0,255 · 1,5= 0,0035 · 0,03= 56,2 · 2=

Слайд 4

Переведите обыкновенную дробь в десятичную :

Слайд 5

Переведите десятичную дробь в обыкновенную: 1,2= 3,65= 7,0058= 0,123= 1,045=

Слайд 6

125,5:0,5= 12:0,03= 51,17:1,7= 0,05:0,3=


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариант I 1. Найдите значение выражения: а) б) в) г) 2. Найдите частное: а) 2,25:4,5 б) 0,44:6,6 Вариант II . 1. Найдите значение выражения : а) б) в) г) 2. Найдите частное: а) 3,78:4,2 б) 0,8:2,8

Слайд 2

Проверь себя: Вариант I 1. а) б)0,9 в)1,5 г) 2. а)0,5 б) Вариант II а) б) 0,04 в) г) 2. а) 0,9 б)

Слайд 3

Оценивание 6 «+»- отлично(отметка 5) 4-5 «+»- хорошо (отметка 4) 3 «+»- удовлетворительно(отметка 3) Меньше 3 «+»- неудовлетворительно (отметка 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№ 446 а)1,5 б) в) г) 2,37 Сборник Сканави М.И. № 1.001 20 № 1.003 32

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Урок"Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Урок открытия новых знаний. В  основе урока  лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны....