рабочая программа по кружку ФГОС "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6 класс)

Тараканова Ольга Ивановна

Программа разработана с учетом требований ФГОС для 6 класса по математике 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarakanova_zanimatelnaya_matematikakruzhok_6_g_klass.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7

имени маршала авиации А. Н. Ефимова

РАССМОТРЕНО

Методическим Объединением «Внеурочная деятельность»

МБОУ лицея №7

Протокол  №1  от  28.08.2019 г.

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом МБОУ лицея №7

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ лицея №7

№ 252 от   29.08 .2019 г.

__________________   /В. А. Жириков/

Рабочая программа

по курсу  «Занимательная математика»

6 «Г» класс

на 2018 – 2019 учебный год

                                   

   Составитель:

О.И.Тараканова

учитель первой

 квалификационной  категории

г. Миллерово

2019 г.

Пояснительная записка

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Решить эти задачи позволяет программа математического курса «Занимательная математика», рассчитанного на 68 часов (2 часа в неделю).

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Для занятий математического курса «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.

Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.  Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Цель:

Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Общая характеристика курса

          Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического курса рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Мир чисел” начинается изучение новой содержательной линии “Анализ данных”. Здесь предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Этот материал нашел отражение в разделах “Задачи на разрезание” и “Дележи в затруднительных обстоятельствах”. Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому на занятиях курса он отражен в разделе “Задачи на разрезание”, где развивается представление о симметрии фигур, и в разделе “Олимпиадные задачи”. Материал темы “Обыкновенные дроби и действия с ними” рассматривается в разделе “Мир дробей”, где развиваются навыки решения задач с дробями. Решение примеров и задач на смекалку. Использование занимательной математики. Углубление учебного материала. Сообщение сведений из истории математики.

Методы работы и формы работы с учащимися

  • упражнения;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • парная работа;
  • групповые занятия;
  • индивидуальные занятия
  • тестовые задания.

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

        


Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
  • понимание роли математических действий в жизни человека;
  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
  • понимание причин успеха в учебе;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
  • самооценки на основе заданных  критериев успешности учебной деятельности;
  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувств одноклассников, учителей;
  • представления о значении математики   для   познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  • учитывать выделенные учителем   ориентиры   действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,   представленной на наглядно-образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • принимать установленные правила  в  планировании  и контроле способа решения;
  • осуществлять  пошаговый контроль  под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Ученик научится:

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать  аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;
  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать  существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Содержание

Название темы

Изучаемые в теме вопросы

1.Числа и вычисления

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.

2.Геометрические фигуры.

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

3.Ребусы. Кроссворды.

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

4.Логические задачи.

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

5.Решение задач.
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

К-во

часов

1.Числа и вычисления

16 часов

2.Геометрические фигуры.

10 часов

Ребусы. Кроссворды.

10 часов

4.Логические задачи.

16 часов

5.Решение задач.
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

16 часов

Итого:

68ч

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Дата план

Дата факт

личностные

метапредметные

предметные

I.

Числа  и  вычисления.

1

1

Греческая и римская нумерация.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

02.09.2019

2

2

Греческая и римская нумерация.

04.09.2019

3

3

Индийская и арабская система исчисления.

09.09.2019

4

4

Индийская и арабская система исчисления.

11.09.2019

5-

5

Древнерусская система исчисления.

16.09.2019

6

6

Древнерусская система исчисления

18.09.2019

7

7

Правила и приемы быстрого счета.

23.09.2019

8

8

Правила и приемы быстрого счета.

25.09.2019

9-

9

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

30.09.2019

10

10

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

02.10.2019

11

11

Знакомство с числовыми ребусами.

07.10.2019

12

12

Числовые ребусы.

09.10.2019

13

13

Решение числовых ребусов.

14.10.2019

14

Решение числовых ребусов.

16.10.2019

15

15

Составление числовых ребусов

21.10.2019

16

16

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

23.10.2019

II.

Геометрические фигуры.10

17

17

Треугольник,

Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков,

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

установление причинно-следственных связей

моделирование

различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту  окружающих предметов;решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы

28.10.2019

18

18

Задачи с  треугольниками.

30.10.2019

19

19

Четырехугольники.

11.11.2019

20

20

Геометрические головоломки.

13.11.2019

21

21

Знакомство с пространственными фигурами.

18.11.2019

22

22

Пространственные фигуры.

20.11.2019

23

23

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

25.11.2019

24

24

Конструирование фигур.

27.11.2019

25

25

«Занимательная геометрия».

02.12.2019

26

26

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

04.12.2019

III

Ребусы. Кроссворды.10

27

27

Знакомство с принципами их составления.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

установление причинно-следственных связей,

моделирование

выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

умение слушать и вступать в диалог

Решение разных видовребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения.

09.12.2019

28

28

Принципы составления.

11.12.2019

29

29

Решение ребусов.

16.12.2019

30

30

Составление ребусов

18.12.2019

31

31

Знакомство с кроссвордами.

23.12.2019

32

32

Виды кроссвордов.

25.12.2019

33

33

Составление и решение кроссвордов.

13.01.2020

34

34

Решение кроссвордов.

15.01.2020

35

35

Конкурс на лучший ребус .

20.01.2020

36

36

Конкурс на лучший кроссворд.

22.01.2020

IV

Логические задачи.16

37

37

Знакомство с  числовыми мозаиками.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

понимают причины неуспеха,– делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач умеют критично относиться к  своему мнению

Решение нестандартных методов решения различных математических задач;

 логические приемы, применяемые при решении задач.

27.01.2020

38

38

Числовые мозаики.

29.01.2020

39

39

Составление и решение числовых мозаик.

03.02.2020

40

40

Решение числовых мозаик.

05.02.2020

41

41

Решение задач со спичками.

10.02.2020

42

42

Составление задач со спичками.

12.02.2020

43

43

Головоломки со спичками.

17.02.2020

44

44

Головоломки

19.02.2020

45

45

Знакомство с принципом Дирихле.

26.02.2020

46

46

Знакомство с принципом Дирихле.

02.03.2020

47

47

Решение задач на принцип Дирихле.

04.03.2020

48

48

Решение задач

11.03.2020

49

49

Решение упражнений по теме «принцип Дирихле»

16.03.2020

50

50

Решение упражнений по теме «принцип Дирихле»

18.03.2020

51

51

 «Математический  КВН».

30.03.2020

52

52

Заключительное занятие    «Математический  КВН».

01.04.2020

V

Решение задач.16

53

53

Решение занимательных задач.

Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика

работают по составленному плану, используют дополнительную литературу, строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого

Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядочения, используют разные приемы проверки правильности ответа,

действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач

06.04.2020

54

54

Решение занимательных задач.

08.04.2020

55

55

Решение шутливых задач.

13.04.2020

56

56

Решение шутливых задач.

15.04.2020

57

57

Задачи от противного.

20.04.2020

58

58

Задачи от противного.

22.04.2020

59

59

Задачи  на движение.

27.04.2020

60

60

Задачи  на движение.

29.04.2020

61

61

Задачи  на движение по реке.

06.05.2020

62

62

Задачи  на движение по реке.

13.05.2020

63

63

Задачи на бассейны.

18.05.2020

64

Задачи на бассейны.

65

64

Старинные задачи.

20.05.2020

66

65

Старинные задачи.

25.05.2020

67

66

Конкурс

«Занимательная математика».

27.05.2020

68

        

СОГЛАСОВАНО

Протоколом  

Методического Объединения

«Внеурочная деятельность»

 МБОУ лицея №7

 от  28.08.2019 г.   № 1

Руководитель _______/ Кутькова В.С /                

            СОГЛАСОВАНО

            с заместителем директора  

            по  воспитательной работе

            29.08.2019 г.  

            __________/Кузнецова И.В./        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .

Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...

Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"

Наряду с решением основной задачи занятия в  математическом  кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...

Рабочая программа математического кружка "Юный математик"

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.Преподавание данного курса строится на изуче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса

                 Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования

Аннотация  к программе математического кружка 7 классаНастоящая программа кружка по математике для учащихся  7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандар...

рабочая программа по кружку ФГОС "Занимательная математика"

рабочая программа ФГОС по кружку "Занимательная математика" 1 час в неделю 6 класс...

Рабочая программа математического кружка в 9 классе «Математика на пять»

Направленность программы: научно-техническая. Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – попул...