Разработка урока "Прямая. Части прямой. Ломаная" математика 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Распутина Анна Александровна

Разработка урока по математике 5 класс "Прямая. Части прямой. Ломаная" УМК Е.А. Бунимович

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Прямая. Части прямой. Ломаная»

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Методы:

По источникам знаний: практические, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: формирование умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Цель урока: ввести понятие ломаной, сформировать умение называть ломаные, их вершины и звенья.

Задачи:

 - обучающие: продолжить знакомство с различными линиями, познакомить обучающихся с ломанной;

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;  

 - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные:

- умение строить ломаную линию по заданному количеству звеньев или вершин;

- различать понятие «ломаная линия», «звено ломаной линии», «вершина ломаной линии»;

- знать отличие ломаной линии от прямой линии, луча, отрезка и кривой линии;

- знать отличие замкнутой ломаной линии от незамкнутой ломаной линии.

Метапредметные:

познавательные:

- обогащение математического словарного запаса;

- расширение знаний о геометрическом материале.

коммуникативные:

- сотрудничество с соседом по парте, в коллективе;

- высказывание своего мнения.

регулятивные:

- умение планировать свою учебную деятельность;

- осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные:

- повышение активности обучающихся на уроках для улучшения результатов обучения;

- использование обучающимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные термины, понятия: ломаная, вершины и звенья ломаной, замкнутая и незамкнутая ломаная линия.

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, рабочие тетради обучающихся.

План урока: 1) Организационный момент (1 мин).

                2) Актуализация знаний и умений (5 мин).

                3) Постановка учебной задачи. Открытие нового знания (5 мин).

                4) Первичное закрепление (5 мин).

                5) Включение нового знания в систему заданий и повторение изученного (13 мин).

                6) Подведение итогов урока (2 мин).

                7) Домашнее задание (1 мин).

                8) Рефлексия (3 мин).

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей. 

(Слайд №1)

Сегодня урок интересный у нас.

Готов к нему вижу каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”

За парты садитесь, пора начинать.

Включаются в деловой ритм урока

1. Регулятивные:

- обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

- волевая саморегуляция.

2.Личностные:

- смыслообразование.

3. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2

Актуализация знаний и умений

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Два человека работают с карточками – заданиями у доски.

1

2

Фронтальная работа с классом: (Слайд №2 и №3)

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  1.  

6)

Описание: http://compendium.su/mathematics/mathematics5/mathematics5.files/image016.jpg

Рис. 1

  1.  2

Описание: image22

Рис. 2

Работают у доски

Отвечают на вопросы:

Много.

Только одну.

Прямая АВ или ВА.

2 точки

Луч имеет только начало, а отрезок имеет и начало и конец

Точка С

6 лучей

6 отрезков

1.Личностные:

- внимательно слушать учителя и отвечать на вопрос;

- самоопределение.

2.Регулятивные:

- определять цель и план выполнения задания под руководством учителя;

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3.Познавательные:

- вспомнить известные линии;

-структурировать знания,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3

Постановка учебной задачи. Открытие нового знания

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Слайд №4.

Обучающимся предлагается выполнить задание в тетради, оставив место для записи темы урока:

6

 

Сегодня мы узнаем что такое ломанная и научимся её изображать.

Откройте полученные тетради, запишите число и тему урока «Прямая. Части прямой Ломаная»

Слайд №5.

Выполняют задание в тетради

Ломаная.

Записывают в тетрадь тему урока.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы:

7 вершин

6 звеньев

1. Личностные:

- формирование интереса к учению (добыванию знаний).

2.Регулятивные:

- учиться определять тему урока с помощью учителя;

- оформлять свою мысль в устной форме;

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе ученого действия);

- целеполагание;

- планирование.

3. Познавательные:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

4

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы « Прямая. Части прямой. Ломаная».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Слайд №6

Работа с рисунком:

Назовите ломанную, изображенную на рисунке 3.

Описание: image23 Рис. 3

Сколько вершин имеет эта ломаная?

Сколько звеньев имеет эта ломаная?

Работа с учебником на стр. 15 задание №23.

После выполнения задания меняются тетрадями с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку.

Называют ломаную:

PBCDF

Отвечают на вопросы:

5 вершин

4 звена

Работают в тетради, проверяют правильность выполнения задания у соседа по парте.

1.Личностные:

- учиться оценивать свой ответ и ответы других.

2.Коммуникативные:

- учиться работать в парах, коллективе, распределять друг с другом обязанности;

- умение высказывать своё мнение.

3. Регулятивные:

- планирование,

- целеполагание, как постановка учебной задачи;

- прогнозирование.

4.Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- анализ, построение логической цепи рассуждений;

- выведение следствий.

5

Включение нового знания в систему заданий и повторение изученного

Содействовать усвоению обучающимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся.

Сайд №7.

Рассмотрите рисунок 4, на котором представлены линии и ответьте на вопросы:

  1. Сколько ломаных изображено на рисунке?
  2. Сколько замкнутых ломаных? Назовите их номера.
  3. Сколько замкнутых ломаных с самопересечением? Назовите их номера.
  4. Назовите номера ломаных, состоящих из трёх и более звеньев.

Описание: http://compendium.su/mathematics/mathematics5/mathematics5.files/image022.jpg

Рис. 4

Работают с рисунком и отвечают на вопросы:

4 ломаных

2 под №3 и 4

1 под №4

№3, 4 и 7

1.Коммуникативные:

- участвовать в диалоге на уроке;

- отвечать на вопросы учителя.

2.Регулятивные:

- учиться высказывать свою версию, точку зрения;

- самоконтроль;

- саморегуляция ;

- самооценка.

3.Познавательные:

- отличать новое от уже известного.

4.Личностные:

- учиться объяснять себе, что я делаю с удовольствием, а

что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что нет (результаты).

6

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Слайд №8.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
  2. Что такое ломаная?
  3. Из чего она состоит?
  4. Какие виды ломаной вы знаете?

Комментирование и выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы.

Ломаная линия – это геометрическая фигура.

Ломаная состоит из звеньев и вершин.

Ломаная бывает замкнутая и незамкнутая 

1.Личностные:

- осознавать роль ученика;

- понимать важность новых знаний в повседневной жизни;

- формировать интерес к учению.

2.Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свою мысль в устной речи.

3.Регулятивные:

- определять цель и задачи урока с помощью учителя;

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

4.Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

7

Домашнее задание

Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд №9.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Учебник: стр. 13, стр. 15 №22 (обязательно для всех) и №25 (для желающих получить высокую оценку). Дополнительное задание: приготовить сообщение на тему «Старинные меры длины»  или сочинить сказку «Приключения колобка»

Записывают домашнее задание

8

Рефлексия

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Слайд №10.

Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке? Все ли было вам понятно?

Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тетрадях один из вариантов «смайлика».

Спасибо за урок.

Изображают в конце записей

1.Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

2.Регулятивные:

- самооценка.

Самоанализ урока по теме «Прямая. Части прямой. Ломаная»

Данный урок является новым материалом по теме «Ломаная». На уроке решались следующие задачи:

- обучающие: продолжить знакомство с различными линиями, познакомить обучающихся с ломанной;

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;  

 - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

При ведении урока использовала элементы мультимедийные эффекты, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения. Это оживило учебную деятельность, повысило интерес к заданиям, способствовало лучшему пониманию материала.

В начале урока был сделан акцент на значимости и ценности изучаемого материала на уроках математики. Тем самым, создавая эмоциональный настрой на работу и обеспечение у учащихся необходимой мотивации.

Структура урока, спланированные задания, практическая деятельность способствует познавательной активности обучающихся. Материал излагался научно, доступно. Большинство заданий соответствовали программным требованиям, а часть были ориентированы на способных детей.

С моей точки зрения урок был построен методически верно. Были учтены объём и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями обучающихся. На уроке были использованы разные формы обучения: самостоятельная и  индивидуальные работа обучающихся.

На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь их внимание, вызвать желание мыслит, творить. Объяснительно-иллюстративный метод использовала на каждом этапе урока.

Тон ведения урока доброжелательный. Старалась корректно и объективно подходить к оцениванию деятельности обучающихся, тактично отмечая слабые места. Обучающиеся оценивались по ходу урока. На всех этапах урока обеспечивалась обратная связь, что позволяло мне сделать вывод об усвоении учебного материала. На уроке добивалась от обучающихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым, развивая монологическую речь.

На протяжении всего урока формировались следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные: положительное отношение к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самоанализ и самоконтроль результата в учебной деятельности.
  2. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, формулировать собственное мнение.
  3. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  4. Познавательные: производить обобщение, сравнение, осуществлять поиск информации с использованием учебника.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: учебно-познавательная (умение учиться и оперировать знаниями), личностная (способность к рефлексии), самообразовательная (контроль своей деятельности, постоянный самоанализ), социальная (сотрудничество, работа в парах, коммуникативные навыки), компетентное отношение к собственному здоровью.

Считаю, что перегрузки обучающихся на уроке не было, темп урока средний, на уроке выполнялись психологические и гигиенические требования.

Поставленные задачи реализовались на уроке, тем самым урок своей цели достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сегодня урок интересный у нас. Готов к нему вижу каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!” За парты садитесь, пора начинать.

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Сколько прямых можно провести через одну точку? Сколько прямых можно провести через две точки? Как называют прямую, проходящую через точки А и В? Сколько общих точек могут иметь две прямые? Чем отличается изображение луча от изображения отрезка? Назовите точку, являющуюся началом луча CD .

Слайд 3

Ответьте на вопросы: 7) Сколько лучей изображено на рисунке 1? 8) Сколько отрезков изображено на рисунке 2 ?

Слайд 4

Практическая работа 1). Точка Я помещена в одном из узлов квадратной сетки. Отметьте точку: • А, расположенную на 4 клетки левее и 5 клеток ниже точки Я; • Н, расположенную на 2 клетки правее и 2 клетки ниже точки А; • А у расположенную на 5 клеток правее и 2 клетки выше точки Н; • М, расположенную на 1 клетку правее и 3 клетки выше точки А; • О, расположенную на 2 клетки левее и 7 клеток выше точки М; • Л, расположенную на 6 клеток левее и 5 клеток выше точки Л. 2). Соедините последовательно данные точки. Какая линия получилась?

Слайд 5

ЛОМАНАЯ - это геометрическая фигура. Точки называются вершинами ломаной, а отрезки, их соединяющие, — звеньями ломаной . Сколько вершин имеет данная ломаная? Сколько звеньев?

Слайд 6

Назовите ломанную, изображенную на рисунке 3. Назовите вершины этой ломаной. Перечислите ее звенья.

Слайд 7

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Слайд 8

Ответьте на вопросы: Какие задачи мы решали сегодня на уроке? Что такое ломаная? Из чего она состоит? Какие виды ломаной вы знаете?

Слайд 9

Домашнее задание: Учебник : стр. 13 (термины), стр . 15 №22 (обязательно) и №25 (для желающих получить высокую оценку)

Слайд 10

Изобразите смайлик в тетради: «Совсем никак» «Все хорошо» «И так, и сяк»

Слайд 11

Спасибо за урок!