Урок математики в 5 классе по теме "Прямая. Части прямой. Ломаная."
план-конспект урока по математике (5 класс)

Бондарчук Ирина Витальевна

С рассмотрения линий и их свойств в 5 классе по учебнику авторов Дорофеева Г.В. и др. начинается изучение самой древней науки - геометрии. Геометрия не только строга и логична, как и положено науке, но и очень красива. Многое роднит ее с искусством, поэтому необходимо прививать интерес и любовь к предмету с раннего возраста. Предлагаю материал из опыта работы по применению метода "Кластер" на уроках математики в 5 классе по теме "Прямая. Части прямой. Ломаная".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики.

Учитель математики МОАУ СОШ №4 Бондарчук И.В.

5 класс, урок математики.

Тема урока: Прямая. Части прямой. Ломаная.

Цели урока:

  1. Развитие навыков самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности;  развитие навыков самоанализа, самоконтроля при оценке результатов своей деятельности.
  2.  Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности обучающихся, умения работать с информацией.
  3. Формирование умений проводить и обозначать прямые, лучи, строить и измерять отрезки, находить длину ломаной.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Учебные задачи урока:

  1. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при закреплении понятий и правил построения.  Обобщить и закрепить полученные умения строить прямую, ее части, ломаную и находить их длины. Провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
  2. Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу урока, применять такие операции мышления, как сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация.  Формировать отдельные составляющие исследовательской деятельности: наблюдение, умение делать выводы.
  3. Создать условия для воспитания культуры общения и адекватной самооценки.

Обеспечение урока:  учебник «Математика 5», авторы Г.В. Дорофеев и др., учебное пособие «Математика 5, Дидактические материалы», авторы Л.В. Кузнецова и др.,  мультимедийное оборудование, документ-камера, интерактивная доска, презентация к уроку, бумага, фломастеры.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Применение ЭОР, интерактивного оборудования

Время

1.

Организационный момент

Приветствие обучающихся, организация рабочего места

Приветствие учителю, организация рабочего места, демонстрация готовности к уроку

Развитие умения организовать рабочую среду

1 минута

2.

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения обучающимися домашней работы, усвоения обучающимися знаний, полученных на предыдущих уроках

Сверяют свое решение домашних заданий с решением, представленным на доске с помощью документ-камеры, и, если есть вопросы, задают их

Коммуникативные УУД:

развитие умения задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения

Документ-камера для проецирования обучающимися выполненного домашнего задания на доску

3 минуты

3.

Мотивационно-целевой

Устная работа по теме «Прямая. Части прямой. Ломаная» слайды 2-6

- Сколько прямых можно провести через одну точку, через две точки?

- Как обозначают прямую, проходящую через точки А и В?

- Прямые АВ и ВА совпадают или нет?

- Сколько общих точек могут иметь две прямые?

- Чем отличается изображение луча от изображения отрезка?

- Назовите точку, являющуюся началом луча CD?

- Совпадают ли отрезки КМ и МК?

- Сколько лучей изображено на рисунке? (слайд 4)

- Сколько отрезков изображено на рисунке? (слайд 5)

Отвечают на поставленные вопросы, контролируют ответы одноклассников, если нужно, дополняют или поправляют.

Личностные УУД:

проявление интереса к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД:

формулировка информационного запроса.

Регулятивные УУД:

определение темы урока, целей учебной деятельности.

Слайды из презентации к уроку: устная работа, тема урока, цели урока

3 минуты

4

Практический этап

Практическая работа

Самостоятельная работа с учебником

1)Создание кластера (групповая работа).

Напишите не менее 5 утверждений к рисунку (слайд 6)

2) Защита кластеров (от каждой группы обучающихся).

Физминутка «Встали-сели»

(слайд 7), учитель читает утверждения:

-прямые a и b пересекаются в т. С;

- прямые a и b пересекаются в т. D;

- точка С лежит на прямой а;

- точка М лежит на прямой прямой а;

- точка С принадлежит отрезку КD;

- точка С принадлежит лучу КD;

-прямая b проходит через точку А;

- прямая а проходит через точку А;

- отрезок КD лежит на прямой b;

- отрезок DM лежит на прямой b.

3)Построение ломаной по описанию на клетчатой бумаге (слайд 8)

4)Создание кластера по теме «Ломаная» Напишите не менее 5 утверждений к своему рисунку

5) Защита кластеров (от каждой группы обучающихся).

Выполнение упражнений №1, 2 на стр. 22.

Применяют все знания, полученные при изучении темы «Прямая. Части прямой».

Если утверждение верно, то ученики садятся, если неверно, то встают.

Применяют умения отмечать точки на клетчатой бумаге.

Применяют все знания, полученные при изучении темы «Ломаная».

Выполняют самостоятельно упражнения, применяя знания, полученные ранее, один обучающийся выполняет №1 на интерактивной доске.

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под изученные понятия, дополнять ответы другой группы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под изученные понятия, дополнять ответы другой группы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: анализ изученного и применение его для решения упражнений.

Слайд презентации к уроку.

На слайде рисунок

На слайде в презентации к уроку «Построение ломаной».

Критерии оценивания на слайде в презентации к уроку.

5 минут

5 минут

2 минуты

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5.

Рефлексивно-оценочный этап

Оценим факт достижения целей урока: все ли основные понятия знаем, умеем применять при построении прямой, частей прямой, ломаной.

Выскажите свое мнение об уроке: что нового узнали, где можно применить полученные знания.

Выставим отметки за урок с комментариями. (слайд 9)

Оценивают степень достижения цели, определяют, что труднее всего удавалось. Какого типа задания нужно повторить на следующем уроке.

Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании.

На слайде вопросы, помогающие оценить отношение к уроку.

На доске с помощью документ-камеры показаны выставленные за урок отметки, которые обсуждаются с обучающимися.

4 минуты

6.

Задание на дом

Записать домашнее задание: п. 1.2, 1.3, № 18, 20, предложить творческое задание (придумать задачу по изученному материалу с рисунком к ней) (слайд 10)

Записывают домашнее задание в дневнике.

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Домашнее задание на слайде в презентации к уроку.

2 минуты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе Прямая. Части прямой. Ломаная. Учитель математики МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Бондарчук И.В.

Слайд 2

Прямая. Части прямой. Ломаная. Цели урока: Закрепление умений проводить и обозначать прямые, лучи, строить и измерять отрезки, находить длину ломаной.

Слайд 3

Прямая . Части прямой. Ломаная . Устная работа. -Сколько прямых можно провести через одну точку, через две точки? - Как обозначают прямую, проходящую через точки А и В? - Прямые АВ и ВА совпадают или нет? - Сколько общих точек могут иметь две прямые? - Чем отличается изображение луча от изображения отрезка?

Слайд 4

Прямая . Части прямой. Ломаная. Устная работа. - Назовите точку, являющуюся началом луча CD ? - Совпадают ли отрезки КМ и МК?

Слайд 5

Прямая. Части прямой. Ломаная. Устная работа. - Сколько лучей изображено на рисунке?

Слайд 6

Прямая. Части прямой. Ломаная. Устная работа. - Сколько отрезков изображено на рисунке?

Слайд 7

Прямая. Части прямой. Ломаная. Напишите не менее 5 утверждений к рисунку .

Слайд 8

Схема кластера.

Слайд 9

Физминутка «Встали-сели».

Слайд 10

Прямая. Части прямой. Ломаная. Отметить точку А в одном из узлов клетчатой сетки. Отметить точку В, расположенную на 4 клетки левее и 5 клеток ниже точки А. Отметить точку С, расположенную на 2 клетки правее и 2 клетки ниже точки В. Отметить точку D , расположенную на 1 клетку правее и 3 клетки выше точки С . Отметить точку Е, расположенную на 2 клетки левее и 7 клеток выше точки D . Отметить точку F , расположенную на 6 клеток левее и 5 клеток выше точки Е.

Слайд 11

Напишите не менее 5 утверждений к своему рисунку по схеме:

Слайд 12

Самостоятельная работа. № 1, 2 на странице учебника 22 Критерии оценивания: «5» - выполнили № 1, 2; «4» – выполнили №1; «3» – выполнили №2 или нашли длину отрезка AN ; «2» – не выполнено выше перечисленное.

Слайд 13

Прямая . Части прямой. Ломаная . Подведем итоги урока. В се ли основные понятия знаем? У меем применять их при построении прямой, частей прямой, ломаной? Ч то нового узнали, где можно применить полученные знания?

Слайд 14

Домашнее задание. п . 1.2, 1.3, № 18, 20. Т ворческое задание: придумать задачу по изученному материалу с рисунком к ней.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Задачи на части"

Полная разработка урока 5 класса по теме "Задачи на части"...

Прямая. Части прямой. Ломаная.

Урок общеметодологической направленности с проблемно-диалогическим методом обучения. Использованы технологии: развивающего обучения, проблемного обучения....

Самостоятельная работа по теме: «Прямая. Части прямой. Ломаная».

Самостоятельная работа состоит из двух вариантов, проверяет как обучающиеся усвоили основные геометрические понятия, научились работать с чертежами и условными обозначениями....

Самостоятельная работа по теме: «Прямая. Части прямой. Ломаная». вариант 2

Самостоятельная работа составлена из 2 вариантов, проверяет как обучающиеся усвоили основные понятия, научились работать с геометрическими чертежами и символами....

Разработка урока "Прямая. Части прямой. Ломаная" математика 5 класс

Разработка урока по математике 5 класс "Прямая. Части прямой. Ломаная" УМК Е.А. Бунимович...

Конспект открытого урока математики 5 класс Задачи «на части»

Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 12.10.2021Предмет: математикаТема урока: Задачи на частиКласс: 5Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока:  П...

Конспект урока математики 5 класс (УМК Г.В. Дорофеев). Тема "Нахождение части от целого и целого по его части"

Представленный конспект урока содержит задания, ориентированные на формирование патриотического воспитания. Каждая задача содержит данные о Великой Отечественной войне. Материал можно использовать для...