Развитие предметной одаренности на кроках математики в свете требований ФГОС
статья

Распутина Анна Александровна

Выступление на заседании РМО учителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

(слайд 2)В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

М.Горький

          В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

 Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?

Рассмотрим такую логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность – талант - гениальность.

Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.

Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности. Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.

Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.  

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Современная наука различает  следующие степени одаренности  детей:

  • Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
  • Третья — собственно одаренные (15-25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Как видим,  одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия как патологию нормы.

Таким образом,  около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?

По оценкам специалистов, в России идёт большая утечка талантов до подросткового возраста.

Как же не просмотреть того или иного ребёнка? Как понять, обладает он одарённостью или нет?

В нашей учительской среде бытует мнение, что все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.

Однако есть примеры, которые доказывают обратное. Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей, и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении. 

Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!

Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.

Если у вас в классе есть такие дети, присмотритесь к ним, возможно, им нужно помочь в чём-то проявить себя.

Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

 Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.

 Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:

  • Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС   факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и  углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями  и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

  • Предметные кружки. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.

  • Интеллектуальные марафоны и игры. Это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.  Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
  • Научно-практические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.
  • Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка  является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в нашей школе являются олимпиады. Мы принимаем активное участие в дистанционных олимпиадах «Олимпус», в интернет-олимпиадах, конкурсах, блицтурнирах проектов «Инфоурок», «Кенгуру»

 Большое внимание придаём вовлечению одарённых детей во внеурочную работу по математике.

В нашей школе действуют кружки по математике: «Занимательная математика», «Юный математик» На кружковых занятиях большое внимание   уделяется истории математики, изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению творческих проектов.  Результатом этой работы являются: успешное участие ребят в различных олимпиадах, математических конкурсах; создание банка нестандартных задач.  

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. К учителю, работающему с одарёнными детьми, предъявляются следующие требования:

  • нравственность
  • мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися
  • знание психологии одарённых учащихся
  • эрудированность
  • знание всех областей человеческой жизни
  • любознательность
  • поисковая активность
  • увлечённость своим делом
  • желание работать нестандартно

В своей работе придерживаюсь правила:                                                                                                                                                 «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел,  вовек не позабудется»

Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие предметной одарённости на уроках математики Учитель математики МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 Распутина Анна Анлександровна

Слайд 2

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат. М.Горький

Слайд 3

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.

Слайд 4

Главные задачи современной школы: Раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации .

Слайд 5

Ступени развития творческих способностей человека:

Слайд 6

Степени одарённости

Слайд 7

Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении. Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!

Слайд 8

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Слайд 9

Методы работы с одарёнными детьми на уроке: проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

Слайд 10

Формы внеурочной деятельности Факультативные занятия. Внеурочные занятия. Интеллектуальные игры. Олимпиады .

Слайд 11

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися : нравственность увлечённость своим делом знание всех областей человеческой жизни любознательность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихся эрудированность поисковая активность желание работать нестандартно

Слайд 12

В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ