РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья ( класс) на тему

Тараторкина Елена Алексеевна

С докладом по этой теме я выступала на заседании РМО. это своего рода творческий отчёт о моеё работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predmetnoy_odaryonnosti_na_urokah_matematiki.rar325.27 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1)РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

(слайд 2)В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

М.Горький

          В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

 Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

 (слайд 3)В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.

(слайд 4)Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?

(слайд 5)Рассмотрим такую логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность – талант - гениальность.

Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.

Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности. Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.

Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.  

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

(слайд 6)Современная наука различает  следующие степени одаренности  детей:

  • Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
  • Третья — собственно одаренные (15-25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Как видим,  одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия как патологию нормы.

Таким образом,  около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?

По оценкам специалистов, в России идёт большая утечка талантов до подросткового возраста.

Как же не просмотреть того или иного ребёнка? Как понять, обладает он одарённостью или нет?

(слайд 7)В нашей учительской среде бытует мнение, что все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.

Однако есть примеры, которые доказывают обратное.

 Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении. 

Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!

(слайд 8)Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой «Неуспешные одаренные школьники».  Более 20 лет автор занималась выявлением и развитием талантов детей в хорошо известной в России и за рубежом гимназии «Созвездие», чье кредо не отбирать ярких детей, а максимально развивать их таланты в процессе обучения. Именно поэтому книга полна оптимизма и будет интересна каждому неравнодушному педагогу. Эта книга заставит педагогов посмотреть  на своих учеников совершенно другими глазами.

  Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.

Если у вас в классе есть такие дети, присмотритесь к ним, возможно, им нужно помочь в чём-то проявить себя.

Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.

(слайд 9)В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

(Слайд 10) Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера:  проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.

 Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

(слайд 11)Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:

  • Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС   факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и  углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями  и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

  • Предметные кружки. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.

  • Интеллектуальные марафоны и игры. Это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.  Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
  • Научно-практические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.
  • Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка  является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

(слайд 12-15) Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в нашей школе  являются олимпиады. Мы принимаем активное участие в дистанционных олимпиадах «Альбус», «Олимпус», в интернет-олимпиадах, конкурсах, блиц-турнирах проектов «Инфоурок», «Мультиурок», «Мега-талант», «Новый урок», «Videouroki.net», «Intolimp.org», «Вот задачка», «Рыжий кот», «Продлёнка».

(слайд 16) Большое внимание придаём вовлечению одарённых детей во внеурочную работу по математике. В рамках  недели математики были проведены следующие мероприятия: «Математический ринг», «Звёздный час», «Математическое поле чудес», «Математический супермаркет», «Своя игра», «Математический аукцион».

В нашей школе действуют два кружка по математике: «Юный математик» у Валентины Васильевны и «Математика для всех» у меня. На кружковых занятиях большое внимание   уделяется истории математики, изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению творческих проектов.  Результатом этой работы являются: успешное участие кружковцев в различных олимпиадах, математических конкурсах; создание банка нестандартных задач, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников;  (слайд 17)проектные работы обучающихся «Старинные русские задачи», «О цифрах и счёте», «Математика в моих фотографиях».

(слайд 18)Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. К учителю, работающему с одарёнными детьми, предъявляются следующие требования:

  • нравственность
  • мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися
  • знание психологии одарённых учащихся
  • эрудированность
  • знание всех областей человеческой жизни
  • любознательность
  • поисковая активность
  • увлечённость своим делом
  • желание работать нестандартно

Чтобы соответствовать этим требованиям, я постоянно учусь. За межаттестационный период прошла курсы переподготовки учителей математики, компьютерные курсы, водительские,  курсы повышения квалификации, принимаю активное участие в вебинарах. (слайд 19, 20)

В своей работе придерживаюсь правила:                                                                                                                                                 «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел,  вовек не позабудется»

(слайд 21)Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока...

Современный урок в свете требований ФГОС.

Из опыта работы по новым ФГОС...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го...

Современный урок в свете требований ФГОС

Материал для проведения семинара...

«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:·...