Статья Использование игровой технологии на уроках математики»
статья по математике (6 класс)

Финоженкова Екатерина Яковлевна

Статья .  «Использование игровой технологии на уроках математики»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финоженкова Е.Я., учитель математики

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Статья .  «Использование игровой технологии на уроках математики»

         Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

       Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

        Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

        Но сама по себе математика ум учащегося в порядок не приводит. Всё зависит от ориентации обучения, способа преподавания. И ни одна другая дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

         Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

 ЧТО ТАКОЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

           Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста.  

           Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.

           Целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; как основы  взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности.

Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.

ВИДЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

По дидактическим целям урока игры подразделяются на: обучающие, контролирующие, обобщающие.

🞆 Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки.

🞆 Контролирующей будет игра, цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

🞆 Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений: 

🞆 Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

🞆 Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

🞆 Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

🞆 При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль  за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

🞆 Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

🞆 Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

🞆 Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.

🞆 Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

        Приведу несколько игр, которые могут быть использованы на уроках.

№ 1

  Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите пример и заполните таблицу:

М   15 : 1 + 16 =                         Л   (40 – 8) ∙ 2 =

Я    60 ∙ 6 – 120 =                         Т   39 : 3 + 37 =

Г   (320 – 40) : 70 =                 О   72 : 3 : 12 =

И   (152 – 12) : 7 =                 Э   100 : 10 ∙ 7 =

70

50

20

31

2

64

2

4

20

240

Ответ: этимология

№ 2

  Выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово, которое будет вам наградой.

37,85 : 0,1                                    3,7851 : 0,01                        37,85 : 0,001

3, 875 : 0,001                        42,396 : 0,001                        10 : 0,001

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

378,5

М

А

Ж

О

Б

Л

В

4,23

10000

0,38

3785,1

36,4

47,81

О

З

Д

К

Е

Ц

Ответ: молодец

№ 3

  Для усвоения учащимися построения точек по  заданным координатам предлагается нарисовать животных на координатной плоскости по их заданным координатам; каждую точку последовательно соедините с предыдущей точкой  отрезком. В результате получится рисунок.

Постройте животное по его координатам:

    а)  (3;  0),  (1;  2),  (-1;  2),  (3;  5),  (1;  7),  (-3;  6),  (-5;  7),  (-3;  4),

(-6;  3),  (-3;  3),  (-5;  2),  (-5;  -2),  (-2;  -3),  (-4;  -4),  (1;  -4),  (3;  -3),

(6;  1), (3;  0),  глаз (-1;  5).

Ответ: утёнок.

   б) (3; 3),  (0; 3),  (-3; 2),  (-5; 2),  (-7; 4),  (-8; 3),  (-7; 1),  (-8; -1),  (-7; -2),

(-5; 0),  (-1; -2),  (0; -4),  (2; -4),  (3; -2),  (5; -2),  (7; 0),  (5; 2),  (3; 3),  (2; 4),

(-3; 4),  (-4; 2),  глаз (5;0).

Ответ: рыба

№ 4

   Прочтите при помощи букв ключа  (верхняя таблица)  зашифрованный
текст (нижняя таблица). Вы узнаете, что сказал великий русский учёный

  М. В. Ломоносов о математике.

1

а

в

г

е

з

2

3

и

к

л

м

п

р

т

у

ф

х

я

1

2

3

4

5

6

 

3,  4

2,  1

2,  4

2,  1

3,  5

2,  5

2,  6

1,  1

1,  2

1,  1

3,  5

2,  6

3,  2

2,  2

1,  1

3,  3

2,  1

1,  5

2,  1

2,  2

2,  1

2,  4

1,  1

3,  1

1,  4

2,  4

1,  1

3,  1

2,  1

2,  2

1,  1

1,  4

1,  4

1,  3

2,  3

1,  1

1,  5

 

  Указания-пояснения:

1)   в зашифрованном тексте 7 слов. Каждая строчка в нижней таблице – слово.

2)   Две цифры в квадратике – буква, которую находите в «ключе» в верхней таблице.

Например:    2, 5   -  п;        3, 1   -  т;             1, 3   -  г  и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...