Методика подготовки к ОГЭ по математике
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

Жукова Наталья Григорьевна

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podgotovki_k_oge_po_matematike_iz_opyta_raboty.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки к ОГЭ по математике (из опыта работы).

Жукова Н. Г. – учитель математики и информатики

МБОУ «Школа № 18».

      Каждый учитель заинтересован в успешной сдачи ОГЭ выпускниками 9 класса.

Содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.

      Для успешной сдачи основного государственного экзамена обучающимся 9 классов необходима мотивация. Часто ребята не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много учеников со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежеланием учиться.

1. Работа с родителями.

 Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года Для обучающихся и их родителей в сентябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем о организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

2. В кабинете математики оформлен информационный стенд, на котором также есть вся необходимая информация для учащихся.

3. Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы, перед каждой поставила свои задачи.

1 группа:

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3» (в этом учебном году группы по 14-15 человек).

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями из 2 части.

Это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с учениками по ликвидации пробелов в их знаниях. Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ОГЭ.

Первая группа. Отрабатываем базовые математические навыки.

Вторая группа. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами в которых ученик более успешен, отработать темы, дающие возможность решения наиболее сложных заданий из второй части.

4. Повторение теории и решения основных задач

      Прежде чем приступать к решению практических заданий, необходимо добиться твердого знания основных вопросов математики. При этом используем различные приемы. Мы в течение первого полугодия работаем над созданием справочника. Справочник – это основные определения, свойства, формулы, которые встречаются в школьном курсе математике.

Если я веду класс с пятого класса, то удобно составлять справочник сразу при изучении той или иной темы.

Например, при изучении формул сокращенного умножения, их сразу записываем в справочник. Изучаем квадратный корень – основные свойства записываем в справочник.

Так, к 9 классу у нас будет справочник, содержащий всю необходимую информацию. И учащимся при подготовке к экзамену не придётся перерывать кучу учебников и пособий. Все будет в одном месте.

Если же взяли класс только в 9 классе, то справочник можно составлять в процессе повторения материала. Он станет хорошим подспорьем перед экзаменом.

5. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

       Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

       Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

       Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

       Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач на каждом уроке в 5-9 классах я отвожу несколько минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

      Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

6. Самостоятельная работа учащихся.

Чтобы достичь более высоких результатов на экзамене по математике, надо увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. С конца сентября в классе, на дополнительных занятиях и дома я даю для решения большое количество заданий в форме ОГЭ. Ответы затем проверяю и те задания, в которых была допущены ошибки, разбираем.

7. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.

На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из ОГЭ. Так использую в работе тематические карточки с заданиями в форме ОГЭ по алгебре («Уравнения», «Неравенства», «Функции и их графики») и геометрии («Треугольники», «Четырехугольники», «Площади фигур»).

8. Особое внимание геометрии

Анализ проведенных диагностических работ позволяет увидеть, что большинство учащихся не справляется с заданиями по геометрии. Поэтому особое внимание я уделяю отработке вопросов теории. Для этого применяю тематические таблицы по геометрии. Это хороший инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить. Мы готовим тематические таблицы по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность», «Площади фигур». Ребята устно рассказывают теорию, используя эти таблицы. Затем решаем задачи разного типа сложности по этим темам. Берем задания из открытого банка и из разных сборников.

9. Чтобы повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ систематически провожу пробный экзамен в формате ОГЭ в течение года.

Для проведения таких работ используем задания с сайта ФИПИ и из сборников по подготовке к ОГЭ.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания.

- Правила записи ответа в бланк ответов.

10. Мониторинг качества подготовки учащихся к экзамену.

       Особое внимание в процессе подготовки учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества и обученности по предмету. Мониторинг качества провожу системно и комплексно. Он включают следующие параметры: контроль текущих оценок, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного и диагностического ОГЭ.

       Анализирую их, выношу на обсуждение на совещания, довожу до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ОГЭ.

Мониторинг показывает большое количество вычислительных ошибок, допущенных учащимися как при выполнении задач базового, так и повышенного уровней сложности; ошибки, связанные с незнанием свойств степени, квадратного корня; с неумением использовать стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств; невнимательного чтения текста и т.д.

11. Работа над ошибками

Веду мониторинг выполнения работ каждым учеником. Большое внимание уделяю работе над ошибками у каждого ученика.

Те задания, которые вызвали затруднения у большинства учащихся, разбираем на доске.

Использую индивидуальные задания по отработке того или иного правила. Использую сайт http://fipi.ru/; https://www.time4math.ru/  и др.

12. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

· консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

· консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

· индивидуальные консультации

      Стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

Подготовку решения заданий второй части начинаю со 2 четверти.

Для этого использую дополнительные занятия, на которые приглашаю более подготовленных ребят. Затем даю домашнее задания из 2 части.

13.Систематическое повторение учебного материала начинаем с 4 четверти.

 Итоговое повторение строится исключительно по отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ.

Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru  и др.

14. Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.

       Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

        Задача учителя – подготовить всех учащихся на базовом уровне, бывает порой очень сложной. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, и успешно сдали экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

Методика подготовки и проведения практических работ по математике

В работе показаны этапы подготовки,  проведения практических зпнятий, правила оформления и оценивания практическх работ...

Презентация "Методика подготовки к ОГЭ по математике"

В презентации представлены этапы подготовки школьников к ОГЭ....

Методика подготовки к олимпиаде по математике

Методика подготовки к олимпиаде по математике...

Методика подготовки к ОГЭ по математике в школе.

В презентации содержатся основные моменты подгтовки к ОГЭ по математики....