элективный курс "Решение текстовых задач"
рабочая программа по математике (9 класс)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_k_9_kl17_ch_reshenie_tekstovyh_zadach.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа № 9»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №

от “___”  _________20__ г.

Утверждено

приказом по школе

                №____ от ______20__г.

Директор школы  ___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективный курс "Решение текстовых задач"

     9  А      класс

Налетова Галина Николаевна

 (Ф.И.О. разработчика)

2017 год

 (год составления программы)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета элективного курса "Решение текстовых задач" для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (Приказ  Минобрнауки  России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  • Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы», - М.:Просвещение, 2014. Составитель Т. А. Бурмистрова

Цель: формирование у обучающихся умений рассуждать, доказывать, осуществлять поиск решения алгебраических задач, формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей обучающихся.

Задачи:

  • Овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Научить различным приемам решения текстовых задач.
  • Подготовить обучающихся к ОГЭ по математике в 9 классе.

Особенности реализации в школе

На изучение курса отводится 17 часов: 1 час в неделю в течение полугодия.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4)  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

14) умение применять  индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

осознание роли математики в развитии России и мира;

возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;

нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;

3) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:

выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений ;

решение линейных и квадратных уравнений; уравнений, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений;

4) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Содержание учебного курса

1.Задачи на движение.  Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

2.Задачи на производительность. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

3.Задачи на проценты.  Основные задачи на проценты. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Банковские операции. Задачи на повышение (понижение) банковского кредита. Задачи на сложные проценты. Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

4.Задачи на концентрацию, смеси, сплавы. Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

5.Задачи на числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

Тематическое планирование

№ темы

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Задачи на движение

4

2

Задачи на производительность

3

3

Задачи на проценты

3

4

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

4

5

Задачи на числа

2

Итоговое тестирование по курсу

1

Итого

17

Календарно-тематическое планирование  

урока

Название раздела

и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

Задачи на движение

4

1

Задачи на совместное решение

1

2

Задачи на движение по реке

1

3

Задачи на движение протяжённых тел и среднюю скорость

1

4

Задачи на движение протяжённых тел и среднюю скорость

1

Задачи на производительность

3

5

Задачи на работу двух объектов

1

6

Задачи на работу двух объектов

1

7

Задачи на работу трёх объектов

1

Задачи на проценты

3

8

Основные задачи на проценты

1

9

Последовательное снижение (повышение) цены товара.

1

10

Банковские операции

1

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

4

11

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

1

12

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

1

13

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

1

14

Задачи на концентрацию, смеси, сплавы

1

15

Итоговое тестирование по курсу

1

Задачи на числа

2

16

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

17

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

Учебно – методическое обеспечение рабочей программы

1.Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л.  «Внеклассная работа по математике» -

Москва, Просвещение 2012

2. Дрёмов В.А. Алгебра.Задачи ОГЭ с развёрнутым ответом. 9 класс. Ростов – на –Дону: Легион, 2017

3.Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К.. Как решают нестандартные задачи. – М.:

МЦНМО, 2011

4.Литвинова С.А. «За страницами учебника математики». М.:Глобус, 2012

5. Лысенко Ф.Ф.  «Математика. Подготовка к ОГЭ-2018». Ростов – на –Дону: Легион, 2017

6.Мордкович А.Г. Алгебра.8-9 класс. Часть 2, задачник – М.: Мнемозина, 2015

7.Перельман Я.И. Математика – это интересно! – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2012.

8.Пичурин Л.Ф., «За страницами учебника алгебры».  Книга для учащихся, 7-9 класс, М.,

Просвещение, 2012г

9. Ященко И.В., Шестаков С.А. «Я сдам ОГЭ! Модульный курс. Математика. Практикум и диагностика» М., Просвещение, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

элективный курс "Решение текстовых задач"

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деят...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Программа элективного курса « Текстовые задачи »

Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...

План элективного курса "Текстовые задачи"

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный вы­бор профиля обучения в старших классах и качест...