Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Якушенко Татьяна Андреевна

программа расчитана для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_kl..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа

                                                                                           «Утверждаю» «1» сентября 2010 г.                                                                                                                                      

                                                                       Директор МОУ ЯСОШ                             

                                                                                   _______________Карлова В.Н.

 

Программа элективного курса

 "Решение текстовых задач по алгебре".

 9-й класс

Учитель Якушенко Татьяна Андреевна

Доволенский  район

 Новосибирская область

2010-2011 учебный год

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа

1. Пояснительная записка.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся. Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности.

Цели курса. 

  1. Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
  2. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
  3. Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 Кл.)
  4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  5. Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.

2. Содержание обучения. 

  1. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
  2. Задачи на проценты (обобщение знаний).
  3. Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
  4. Задачи на работу и наполнение резервуара.
  5. Задачи на смеси и сплавы.
  6. Задачи на многократные переливания.

Используемые задачи имеют повышенный уровень сложности, существенно превышающий обязательный.

3. Требования к математической подготовке обучающихся.

В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь:

1. Опорные знания:

  1. решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
  2. знать определения понятий: %, концентрация, производительность.

2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:

  1. на движение (по прямой, по реке, по окружности);
  2. на работу и наполнение резервуара;
  3. на смеси и сплавы;
  4. на многократные переливания;
  5. на проценты.

3. Работать с алгебраической моделью:

  1. работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
  2. работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.

4. Учебно-тематический план (17 часов)

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Дата проведения

1

Введение. Задачи на движение по прямой

Лекция-практикум

2

Решение задач на движение по прямой

Семинар

3

Задачи на движение по реке

Лекция-практикум

4

Решение задач на движение по реке

Семинар

5

Задачи на движение по окружности

Лекция-практикум

6

Решение задач на движение по окружности

Семинар

7

Задачи на работу, наполнение резервуара

Лекция-практикум

8

Решение задач на работу, наполнение резервуара

Семинар

9

Задачи на смеси и сплавы

Теоретический семинар

10

Решение задач на смеси и сплавы

Практикум

11

Задачи на многократные переливания

Теоретический семинар

12

Задачи на многократные переливания

Практикум

13

Решение задач на многократные переливания

Практикум

14

Задачи на проценты

Лекция-практикум

15

Решение задач на проценты

Семинар

16

Решение задач на проценты

Практикум

17

Зачет по материалу курса

Смотр знаний

]

5. Список литературы. 

  1. Л.В.Кузнецова и др. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл.-М.: Дрофа, 2002.
  2. А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. - М. :  Педагогический  университет «ПС», 2006.
  3. С.С.Минаев, Т.В.Колесникова. Типовые тестовые задания. 9 класс. - М.:”Экзамен», 2008, 2009.
  4. Л.В.Кузнецова и др. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.:АСТ. Астрель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Программа элективного курса « Текстовые задачи »

Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...

План элективного курса "Текстовые задачи"

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный вы­бор профиля обучения в старших классах и качест...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Текстовые задачи в ЕГЭ» (для учащихся 10 класса.)

данный курс поможет учащимся 10 класса научиться решать текстовые задачи ЕГЭ...

Решение текстовых задач по алгебре.

Стандартная схема решения текстовой задачи состоит из нескольких этапов:Обозначение буквами x, y, z, ... неизвестных величин, о которых идет речь в задаче....