Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
календарно-тематическое планирование (алгебра, 9 класс) по теме

Юдина Валентина Анатольевна

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах,  содержат разнообразные текстовые задачи.

Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.

Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Программа курса имеет практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

 "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс

На 2011-2012 учебный год

Всего:35 часов

Учитель :Юдина В.А.

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа

1. Пояснительная записка.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах,  содержат разнообразные текстовые задачи.

Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.

Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Программа курса имеет практическую направленность.

Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности . Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс.

Цели курса. 

  1. Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
  2. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
  3. Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.
  4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  5. Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 35часов.

Приложение программы состоит из двух частей: 

  1. задач для активного обучения;
  2. задач для самостоятельной работы.

Раздел “Задачи для активного обучения” содержит материал для организации учителем лекций-практикумов, теоретических семинаров.

Упражнения раздела “Задачи для самостоятельной работы” предназначены для проведения практикумов, практических семинаров, итоговых зачетных уроков.

2. Содержание обучения. 

  1. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
  2. Задачи на проценты (обобщение знаний).
  3. Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
  4. Задачи на работу и наполнение резервуара.
  5. Задачи на смеси и сплавы.
  6. Задачи на многократные переливания.

.3. Требования к математической подготовке обучающихся.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

1. Опорные знания:

  1. решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
  2. знать определения понятий: %, концентрация, производительность.

2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:

  1. на движение (по прямой, по реке, по окружности);
  2. на работу и наполнение резервуара;
  3. на смеси и сплавы;
  4. на многократные переливания;
  5. на проценты.

3. Работать с алгебраической моделью:

  1. работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
  2. работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.

4. Учебно-тематический план (35 часов)

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

1-2

Введение. Задачи на движение по прямой

07.09- 14.09

3-4

Решение задач на движение по прямой

21.09- 28.09

5-6

Задачи на движение по реке

05.10- 12.10

7-8

Решение задач на движение по реке

19.10- 26.10

9-10

Задачи на движение по окружности

02.11- 16.11

11-12

Решение задач на движение по окружности

23.11- 30.11

13-14

Задачи на работу, наполнение резервуара

07.12- 14.12

15-16

Решение задач на работу, наполнение резервуара

21.12- 28.12

17-18

Задачи на смеси и сплавы

11.01- 18.01

19-20

Решение задач на смеси и сплавы

25.01-01.02

21-22

Задачи на многократные переливания

08.02- 15.02

23-24

Решение задач на многократные переливания

22.02- 29.02

25-26

Задачи на проценты

07.03- 14.04

27-28

Решение задач на проценты

21.03- 04.04

29-30

Решение задач с помощью уравнений

11.04- 18.04

31-32

Решение задач с помощью систем уравнений

25.04-02.05

33-34

Решение задач с помощью квадратных уравнений

16.05-23.05

35

Зачет по материалу курса

30.05

5. Список литературы. 

  1. Балаян Э.Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы / Э.Н. Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- ( Абитуриент).
  2. Вольфсон Б.И. Готовимся к экзамену по математике/ Б.И. Вольфсон, В.М. Поркшеян , Л.И. Резницкий, С.М. Хартиев-Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Абитуриент).
  3. М.В. Лурье, Александров Б.И. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство. – 3-е изд., перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990.
  4. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся/ Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий, В.Я. Стеценко-М.:Просвещение, 1979.
  5. Шестаков С.А.Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл./ С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий, Л.И. Звавич- М.: АСТ: Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"

Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...

Программа элективного курса решение текстовых задач

Программа элективного курса по математике "Решение текстовых задач" для учащихся 9 класса....

Рабочая программа элективного курса "Решение текстовых задач в старших класса"

При проверке демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена по математике, нами замечено, что большинство учащихся допускают ошибки при решении текс...