Применение игровой технологии на уроках математики.
статья

Коробейникова Марфа Сафроновна

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремлению к творчеству?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_igrovoy_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровой технологии на уроках математики

    Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.  

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика                  в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред       в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

    Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению, происходит ухудшение успеваемости. Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

    Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Проявление интереса

к предмету можно добиться путём применения инновационных технологий

в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие технологии, одной из которых является игра.

    Психологи утверждают, что игра создаёт необходимые условия для развития личности ученика, его творческих способностей.  

Математика – сложный предмет. Это наука, выстроенная на определённых законах, определениях, математических фактах. Порой материал, изучаемый на уроке, трудно даётся учащимся.

    Интерес к предмету отбивается однообразием методов и приемов обучения. Включение игры в учебный процесс повышает интерес предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.  

    Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, творчества, активности, стимулирует целеустремлённость.

    С точки зрения О.С.Газмана, игровая деятельность состоит из трёх компонентов: игровое состояние; игровое общение; игровая деятельность.

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок

и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

    Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций. Выделяют следующие функции игры:

  • обучающая функция – развитие памяти, внимания, навыков владения родным и иностранными языками, восприятия информации различной модальности;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное действо;
  • коммуникативная функция – сплочение коллектива учащихся и установление внутри него эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;
  •  развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств;
  • воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Необходимо определить условия проведения игры:

  • материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;
  • должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;
  • игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);
  • в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;
  • игроки должны быть свободны от воздействия побочных фактов, следовательно, игра должна контролироваться;
  • не допускается «зацикленность» в игровой деятельности, должна быть заложена смена деятельности;
  • наличие оформления игрового пространства позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

    Игровые технологии легко воспринимаются, и их можно применять любым учителем – предметником. Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «100  к 1», «Колесо истории», «Счастливый случай» - может быть перенесен в учебный класс. Это удобная форма занятий, которую учитель – предметник может наполнить своим содержанием, используя её для умственных упражнений учащихся, их творческого интеллектуального развития.

    В своей работе я часто использую дидактические игры. Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и ученика.

    Дидактическая игра – это средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшать наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести её

в индивидуальном темпе. Дидактическая игра применима ко всем типам урока.

    Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

    Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в усвоение учебного материала.

    Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока я использую для развития мыслительной деятельности учащихся.  

    Во время таких игр учащиеся не чувствуют на себе непосредственного давления со стороны учителя, могут высказать свободно свою точку зрения, продемонстрировать, не стесняясь, своё творчество. А также в игре осуществляются межпредметные связи, связь с реальной жизнью.

    Учащихся класса я делю на несколько групп так, чтобы в каждой группе оказались и сильные, и слабые ученики. В данном случае использую одну из форм обучения – групповую работу.  Ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других, самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

    Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он -  организатор, режиссер урока, соучастник коллективной деятельности.  

Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.  

    Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:  правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;  игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение игровых технологий на уроках математики"

Презентация "Применение игровых технологий на уроках математики" Демонстрация мастер - класс для учителей математики....

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.

Применение игровой технологии на уроках обобщающего характера.Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра- путь детей к познанию мира, в котором  они живут и который...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...