Конспект открытого урока по теме :"Симметрия"
план-конспект урока по математике (7 класс)

Лабза Наталья Анатольевна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_simmetriya.novyy_docx.docx134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока математики

 (7 б класс )

Учитель Лабза Н.А.

Дата :12.11.2019

Тема   урока :  «Симметрия» .

Цель  урока : учить определять симметричные фигуры, ось симметрии

 Задачи:

Образовательная:

- объяснить  понятие « симметрии»;

- формировать понятие  «симметричные  геометрические   фигуры», «симметричные предметы»      

Коррекционная:

- корригировать навык работы с геометрическими фигурами .                                            

Развивающая:

- развивать  внимание;

Воспитательная:

-воспитывать  интерес к изучению геометрических фигур и умению применять знания в практической жизни .

Оборудование: проектор, видеофильм ,раздаточный материал, рабочая тетрадь, карандаш, линейка,  перфокарта .        

Ход урока

Организационный момент(приветствие, эмоциональный настрой, проверка принадлежностей). (12:10-12:13)

- Здравствуйте! Рада вас  видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших  добрых и полезных делах. Итак,  начинаем  урок! Сегодня наш урок математики будет посвящен изучению геометрического материала.     На уроке мы  попытаемся совершить маленькое, но  самостоятельное открытие. Нам с вами нужно поработать так , чтобы урок получился интересным и полезным Для этого надо быть настойчивыми, трудолюбивыми  и внимательными.

Проверим все ли готово к уроку. На столах должны лежать учебники, тетради, ручки, раздаточный материал, линейка, карандаш. На уроке мы будем работать индивидуально,  в группах, по парам , осуществлять взаимопроверку, самопроверку .Будем слушать друг друга .Помогать друг другу.  

И все результаты своей работы  будете отражать в листе самооценке  . В конце урока по общему количеству баллов получите оценку. Вспомним критерии оценивания :2 балла-  нет ошибок, ученик отвечает правильно, полным ответом. 1 балл – 1,2 ошибки , 0 баллов - 3 и более ошибок, ученик отвечает неполным ответом

Все наши виды работы на уроке отражены в листе самооценки  

Работа по карточке

Исследователь

ская деятельность

Работа в тетрадях

Работа в парах

Самостоятельная работа

Дополнительный бал

Итого

8  баллов и выше  -5

5-  7 баллов -4

3-4   балла – 3

Постановка цели и темы урока( 12:13- 12:16)

Сегодня на  уроке  мы прикоснемся к  одному удивительному математическому  понятию. А к какому, вы узнаете  разгадав РЕБУС ,  и тем самым вы узнаете тему    урока( ребус на маленькой доске, 1 ученик сам разгадывает ребус и записывает на доске )

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd33db546600/img_s978562_0_1.jpg 

Симметрия  (сим - мет - ри - я)

-Сформулируйте  сами тему урока  ( говорит учитель)

-тема  нашего  урока :  Симметрия ( говорят учащиеся)

Давайте откроем тетради ,запишем в тетради число, классная работа, тему урока

-(Учащиеся записывают в тетрадь)

 Симметрия встречается повсюду , в этом вы убедитесь во время урока.

Если у нас тема урока симметрия , то какова цель урока

    -узнать что такое симметрии 

Чтобы достичь поставленной цели какие задачи  будут стоять перед нами

1. нужно быть внимательным

2. повторить геометрические фигуры , и узнать симметричны ли они

3.  определить где в жизни применяется симметрия

                                   Актуализация знаний(12:16-12:19)

А чтобы  нам прейти к изучению новой темы и узнать в каких геометрических фигурах есть симметрия, давайте, вспомним , какие геометрические фигуры вы  знаете, для этого мы воспользуемся карточкой , в которой разбросаны буквы в разном порядке, вертикально, горизонтально. Вам необходимо внимательно посмотреть на карточку и найти название геометрической фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), ( многоугольник, параллелограмм)

- эти фигуры начертить на альбомном листе и на магнитной доске повесить их – и их написание .

6-8 названий геометрических фигур – поставьте 2 балла, 4-5 – 1 балл,  3 и меньше – 0 баллов.

 Потом они нам еще  пригодятся позже а сейчас  ,поставим баллы  в листы самооценки  и перейдем к изучению новой темы

Изучение нового материала(12 :19- 12:26)

Какая тема нашего урока , цель урока ?

Ребята , в древности слово « симметрия » употреблялось как  «красота», «гармония».

В переводе с греческого языка это слово означает соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

 А ученный Герман Вейль, говорил ,что   «Симметрия- это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство»

  Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества.

А теперь займемся исследовательской деятельностью :
1.Возьмите, как я рисунок елки , перегните его так, чтобы совпали правая и левая части.
Теперь расправьте рисунок, получили линию сгиба, проведите по ней прямую.
Сравните правую и левую стороны пирамиды. Что о них можно сказать, какие они?: Правая и левые стороны елки  одинаковые. Это значит, елка   симметричная. Её можно разделить на две одинаковые части. Прямая, которая делит рисунок на две одинаковые части или половины,
называется осью симметрии.
2. Работа с несимметричными предметами. Возьмите, как я изображение дерева. Согните
рисунок по линии сгиба. Теперь расправьте его, сравните две половины рисунка. Какие они?
Действительно – это так, крона дерева с южной стороны пышнее, чем с северной. А изображение дерева, в нашем случае несимметрично, так как его стороны разные, а линия сгиба не является осью симметрии.

3.   А теперь  проведем эксперимент .Возьмите зеркало . Возьмите карточку , на которой начерчена часть рисунка ,  приложите зеркало так , чтобы увидеть другую сторону этого рисунка , и ось симметрии.( ребята выполняют 3 чертежа) .Мы тем самым можем определить ось симметрии и увидеть  точно такое отражение .

4.  ВИДЕО РОЛИК «Симметрия по всюду » (2,5 минуты) комментирование фильма учителем

Просмотр фильма ( симметрия в архитектуре, в природе, в технике , у животных, в искусстве )

5. Работа в группах. (1 ряд- 1 группа, 2 ряд – 2 группа )Вам дается минутки две на обсуждение , по истечению их 1 группе необходимо назвать симметричные предметы в быту ( мебель, посуда, одежда) 2 группа симметрия в числах, буквах, словах.(А,Ж,С- буквы; 3,8,0- цифры .Топот, анна – слова . вывешать на маленькой доске примеры симметрии.

- А теперь, ребята, найдите  и назовите  симметричные предметы в окружающей вас обстановке, т.е в классе

- На каких уроках вы встречались с понятием симметрия ( На уроках цветоводства, при разбивки клумбы, при посеве семян . На уроках столярного дела, при

нанесении рисунка для  выжигания, выпиливания)

Еще вы так же можете прочитать о симметрии в книгах, которые есть у нас в библиотеке  и в интернет источниках .

Лист самооценки .Выставить баллы.

Физминутка (12: 26- 12:27)

Будь зеркальным отраженьем

Повторяй мои движенья:

На раз — вперед я наклонюсь,

На два — я выше потянусь,

На три, четыре –вправо, влево повернусь

На пять – попробую присесть

На шесть – к  носочкам  наклонюсь

 На семь – на стул присяду я

Разминочка окончилась моя!

Закрепление изученного материала(12:27-12:40)

Теперь опять обратите внимание на доску на те фигуры , которые мы вспоминали в начале урока , они сейчас нам пригодятся .
Симметричными относительно оси бывают не только предметы, но и геометрические фигуры.  Например квадрат ( у учителя квадрат в руках) если мы его сложим по полам мы узнаем что квадрат у нас симметричная геометрическая фигура, и у него четыре оси симметрии.  

Откройте учебник на стр 238 ,  найдите рисунок 63 , начертите в тетради  4 квадрата со стороной  2 см  и проведите на нем оси симметрии , как на этом рисунке .. Ученик  выполняет   чертеж у доски. На доске мы чертим в масштабе один к десяти  . (Дополнительный балл  кто отвечает у доски и кто успевает начертить все квадраты в тетради)

3.Далее определим какие еще геометрические фигуры будут симметричными , а какие нет.

И свои исследования занесём в таблицу.(чертим  таблицу в тетрадь)Учащиеся работают самостоятельно с материалом из раздаточного материала  (практическим путем - складывая ученик  доказывает симметричность геометрической  фигуры) Учащиеся чертят в тетради, кто не может, обводит по шаблону.

Симметричные фигуры

Несимметричные фигуры

 (Учитель   заполняют таблицу на доске) – приклеивает фигуры.

Симметричные – (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Несимметричные – ( многоугольник, параллелограмм)

Учащиеся сравнивают свою таблицу с доской

Лист самооценки .Выставление оценки .

4.Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями .Нарисуйте флажок, флагштог будет являться осью симметрии. Опять поменялись, вы тем самым задали задание своему товарищу.  а второй должен  – по другую сторону от оси повторить флажок так , чтоб он был симметричным  . Взаимопроверка работ .

        

Лист самооценки .Выставление оценки .

Физминутка

( 12:40-12:42)- зрительная гимнастика

-Закройте глаза ладошками , чтобы глаза находились в темноте. Локти поставьте на стол, сядьте поудобнее, спина прямая, голову не наклоняйте. Посидите так 10 секунд

- Подвигайте глазами вверх-вниз, вправо- влево

- Зажмурьтесь, сосчитайте про себя до 10, откройте глаза

Самостоятельная работа (12:42-12:45)  

Работа в рабочих тетрадях стр 152 ,№ 246,247 Самопроверка по перфокарте .

№246 Раскрась цветными карандашами только симметричные фигуры

№247 Поставь знак + только около тех предметов, которые имеют ось симметрии. Начертите ось симметрии на рисунках , которые ты отметил .

Карточка сильному учащемуся( индивидуальная работа) – стр 156 №253  

Лист самооценки Выставление баллов.

Подведение итогов урока(12:45-12:47)

Какая тема сегодня была на уроке – симметрия

- Какая цель была на  урока , достигли ли мы ее - узнать что такое симметрии, да достигли

- А где нам это пригодится ?

-Какие фигуры называются симметричными? Если  правая  и  левая  половинки  совпадают, то предмет называется  симметричным,

-Что называется осью  симметрии ?      прямая , которая делит предмет на равные половинки  

-  В математике существуют различные виды симметрии (осевая, центральная, зеркальная) На следующем  уроке  мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси  симметрии  при помощи чертежных инструментов.

           

(Выставление оценок) листы самооценки Подсчитали  общее количество баллов.  

Постановка домашнего  задания(12:47-12:50)

Сорокин Рома приготовит сообщение на тему симметрия в быту , используя интернет или книги в библиотеке

Бармин Дима, Фомина Люба  – карточка ( вам необходимо дорисовать симметричный элемент)

Остальные ребята , на стр 241 учебника, задание 815 .Прочитайте задание про себя,  у кого есть вопросы.

Урок хочется закончить стихотворением
Как много 
В нашем мире красоты, 
Которой, часто мы не замечаем. 
Все потому, 
Что каждый день встречаем 
Её давно знакомые черты. 
Мы знаем, 
Что красивы облака, 
Река, цветы, 
Лицо любимой мамы, 
И Пушкина, летящая строка, 
И то, 
Что человек 
Красив делами… 
Но, можно ли всё это объяснить? 
И что подскажут в этом нам науки? 
Взгляните, мир чудесен и красив 
Надеюсь, что урок прошёл  без скуки. 

-  Спасибо за  урок!

Урок окончен!!!!!!!!!!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме Симметрия 8 класс

Разработка урока сделана к учебнику Атанасяна "Геометрия 7-9".Это первый урок по теме Симметрия для учащихся 8  классов...

Конспект урока по теме "Симметрия"

Подробный конспект урока по теме "Симметрия" для 8 класса, есть приложения для самостоятельной работы учащихся...

Открытый урок по теме симметрия

 «Симметрия… есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». (Герман Вейль) Симметрия – удивительное математическое явление. ...

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

Бинарный урок по теме "Симметрия относительно прямой и мы в мире симметрии"

Данный урок приследует своей целью дать учащимся понятие и предстваление о симметричности в неживом и живом мире....

Урок на тему "Симметрия"

Данный урок является обобщающим уроком по теме "симметрия". С помощью презентации обеспечивается большая наглядность преподнесения материала....

Конспект урока по теме "Симметрия"

На уроке формируется понятие «симметрия» и умение видеть явления симметрии в окружающем мире; развивается внимание, наблюдательность....