Методические рекомендации по решению и оформлению заданий с развёрнутым ответом по материалам ЕГЭ - 2020 ( математика).
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (10, 11 класс)
Эти материалы помогут учащимся подготовиться к решению заданий с развёрнутым ответом ( профильная математика), а коллегам учесть требования к решению и оформлению заданий № 13-15.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На протяжении уже нескольких лет, начиная с 2013 года, я являюсь членом экспертной группы по проверке заданий ЕГЭ и ОГЭ с развёрнутым ответом. Т.е. у меня имеется опыт и по решению и по оформлению таких заданий. К сожалению, во время проверки работ выпускников бывает так, что ребёнок теряет баллы из-за неверного обоснования или его отсутствия. Ещё обиднее, когда выпускник вёл цепочку решения верно, а в самом конце решения либо поставил не ту скобку при записи промежутка, либо пропустил точку из множества решений, либо неверно указал область допустимых значений уравнения (неравенства). Кроме этого, я практически ежегодно работаю в выпускных 9 и 11 классах, поэтому, как никто другой ,знаю, что всё прорешать невозможно ( да собственно говоря ,это и не нужно). Необходимо владеть теоретическим материалом в необходимой степени и иметь основные навыки решения различных видов уравнений, неравенств, задач. Для работы с наиболее подготовленными учащимися всегда времени недостаточно, поэтому часть заданий даю детям домой для самостоятельного решения. Естественно, возникают вопросы по оформлению и по решению. Чтобы сократить временные затраты предлагаю учащимся сверить их решение с уже готовым моим решением. В своей публикации я рассматриваю решение заданий ЕГЭ для наиболее подготовленных учащихся. Рассмотрим задачи, предлагаемые авторами сборника « ЕГЭ- 2020. Математика .Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.В. Ященко. Издательство « Национальное образование».
Вариант 3,№ 15.
Решите неравенство
-0,6 *≤
Решение.
1.О.Д.З. х- любое действительное число.
Преобразуем неравенство к виду
* – 0,6**2 ≤
*- *≤
2.Обе части данного неравенства поделим на ˃ 0, это возможно, поскольку показательная функция у= имеет своим множеством значений множество положительных чисел.
Получим, *- *≤ 1.
Обе части неравенства домножим на 5 и введём новую переменную t = , где t > 0, поскольку показательная функция у= имеет своим множеством значений множество ≤положительных чисел.
Получим, t- 5
-5t -6 ≤0
D=49
t = 6 ; t= -1
*≤ 0
Используя метод интервалов, находим решение неравенства , -1≤ t≤ 6.
Т.к. t > 0, то 0˂ t≤ 6.
Вернёмся к переменной х.
˃ 0,
≤ 6.
Первое неравенство системы верно при любых действительных значениях переменной х.
Решим второе неравенство системы.
Поскольку показательная функция с основанием ˃ 1 возрастает на всей области определения, то
≤
2 - ≤ 0
*≤0.
Пользуясь методом интервалов, получаем, ≤ х ≤
Ответ. ≤ х ≤ .
Используя рассмотренный алгоритм решения, можно предложить учащимся решить № 15 (вариант 4).
3* + ≤ 22*
Ответ.- ≤ х≤ - 1
Рассмотрим решение логарифмических неравенств. При их решении надо учитывать , что ОДЗ определяется из условий :
(1)
(2)
При решении таких уравнений и неравенств надо учитывать, что их ОДЗ определяется из условий:
1) на ОДЗ все функции f(x), g(x), φ(x) и ψ(x) имеют смысл;
2) на ОДЗ основания логарифмов, т.е. функции φ(x) и ψ(x) должны удовлетворять условиям φ(x) > 0, ψ(x) > 0, φ(x) ≠ 1, ψ(x) ≠ 1;
3) на ОДЗ функции находящиеся под знаком логарифма, должны быть положительны, т.е. на ОДЗ должны выполняться неравенства f(x) > 0, f(x) > 0.
Вариант 5,№15.
Решить неравенство
+ 8 ≤ 32.
1.Найдём О.Д.З.
Поскольку логарифм существует для положительных чисел, то ˃ 0 и при х≠3.
Преобразуем данное неравенство к виду 8*4* ≤ 32.
Чтобы не произошло сужения области допустимых значений неравенств чётную степень разности (х-3) возьмём под знак модуля, т. к. множества значений выражений
│х-3│равны.
Поделим обе части неравенства на 32.
≤ 1.
Пользуясь свойством логарифма, приведём логарифмы к одинаковому основанию.
≤ 1.
Сделаем замену переменной. Пусть t= ,тогда получим неравенство
+ t ≤ 1
+ t -1≤ 0
D=9,
t = , t= -1.
2 ≤ 0,
≤ 0.
Пользуясь методом интервалов, получаем решение неравенства относительно переменной : -1≤ .
Вернёмся к переменной х.
≥ -1,
≤ .
В силу возрастания логарифмической функции с основанием 5 на всей области определения, имеем
,
х ≥3,2,
х≤ 2,8;
3- ≤х ≤ 3+ .
С учётом О.Д.З. имеем, 3- ≤х ≤ 2,8 и 3,2≤ х≤ 3+ .
Ответ. 3- ≤х ≤ 2,8 и 3,2≤ х≤ 3+ .
Учащимся можно предложить выполнить № 15 из варианта 6,при решении которого используется тот же алгоритм решения.
+ 4 ≥ 72.
В35 №14 (2020 г.)
В правильной треугольной призме АВСстороны основания равны 5,боковые рёбра равны 2,точка D – середина ребра С
а) Постройте прямую пересечения плоскостей АВС и ADB1.
б) Найдите угол между плоскостями АВС и ADB1.
Решение.
а) Построим прямую пересечения плоскостей АВС и ADB1.Для этого. Найдём две общие точки этих плоскостей ,через которые будет проходить их общая прямая. Точка А принадлежит обеим плоскостям, значит, прямая, по которой пересекаются эти плоскости проходит через точку А. Для нахождения второй общей точки этих плоскостей продлим прямую ВС, лежащую в плоскости АВС, до пересечения с прямой DB1, лежащей в плоскости ADB1. Точку пересечения прямых назовём K.
А К– линия пересечения плоскостей АВС и ADB1.
б)Для нахождения угла между плоскостями АВС и ADB1 надо построить линейный угол двугранного угла, который образуют плоскости АВС и ADB1.
1) DCK = DC1B1 (прямоугольные треугольники с равными катетами DC и DC1 и равными вертикальными углами).
2) Из равенства этих треугольников следует равенство КС = С1В1 КС = 5.
Поэтому КСА – равнобедренный , в котором КС =АС.
3) Рассмотрим КСА. Из вершины С опустим перпендикуляр на сторону АК (СН АК), тогда KH = HA и DH KA (по теореме о трех перпендикулярах: DC ) DHC – линейный угол двугранного угла, образованного плоскостями АВС и ADB1.
4) HCA = 60°, т.к. КСА = 180° - 30°*2 = 120° и СН – биссектриса , проведённая из вершины к основанию равнобедренного треугольника. Тогда НАС = 30°.
В АНC: СН = СА = .
5)Рассмотрим DНC: tg = = = и = arctg .
Ответ. arctg .
Комментарий. В критериях оценивания задания 14 говорится об обоснованно полученном верном решении, т.е. решение необходимо подтверждать теоретическим обоснованием. Например, решение данной задачи обязательно должно содержать описание построения прямой пересечения плоскостей АВС и ADB1.При решении необходимо показать применение теоремы о трёх перпендикулярах и описать построение линейного угла двугранного угла, образованного пересечением плоскостей АВС и ADB1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению заданий второй части экзамена по математике в 9-х классах в новой форме.
Эвристические методы решения задач....
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".
В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...
Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики
Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...
Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей
Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...
Методические рекомендации по решению текстовых задач по математике при подготовке к ГИА
Презентация к выступлению на курсах повышения квалификации учителей математики по теме "Методические рекомендации по решению текстовых задач по математике при подготовке к ГИА"...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (Раздел «Говорение»)
Авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым отве...