презентация "Есть ли связь между математикой и литературой"
презентация к уроку по математике

Зарочинцева Ольга Михайловна

Презентация к проекту "Есть ли связь литературы и математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon est_li_svyaz_literatury_i_matematiki.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Совхозная СОШ» Математика и литература Выполнила Фиткулева Людмила ученица 9 класса. Руководитель- Зарочинцева О.М. учитель математики

Слайд 2

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...» Корен

Слайд 3

Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков. Целью работы является доказательство существования связи между литературой и математикой. Задачи: подбор математических задач в литературных произведениях; решение отобранных задач, анализ полученных в ходе решения результатов; оценка проделанной работы и формулировка вывода. В работе использованы следующие методы: поиск, изучение, анализ, обобщение, сравнение.

Слайд 4

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: «Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».

Слайд 5

Старинные единицы мер Аршин = 71сантиметр. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. «В те поры война была. Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя. Между тем как он далеко Бьется долго и жестоко, Наступает срок родин. Сына Бог им дал в аршин». Рост сына царя Салтана – 71см.

Слайд 6

Вершок = 4,4сантиметра. Это ширина двух пальцев руки: указательного и среднего. «Что ж он видит? – Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку – конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами». Рост Горбунка 13,2сантиметра, длина ушей 71см. Поистине сказочное животное.

Слайд 7

И. С. Тургенев “Муму” 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам. 1 аршин = 71,12см. 1 четверть = 17,78см. 1 вершок = 4,5см. 1 сажень = 216см “… Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”. Решение : Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление: 1) 2*72см = 144см (2 аршина) 2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков). Ответ: рост Герасима был 1м 98см – высокий человек.

Слайд 8

Сажень = 3 аршина = 2,13метра . «Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против теченья реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто». Получается, Герасим умчался на 2,13*100 = 213м или 2,48*100 = 448м

Слайд 9

Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» Решение: Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок небольшой “ Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину”.

Слайд 10

Н.В.Гоголь (1809 – 1852) “Тарас Бульба” Решение: 16,38*20 = 327,6кг Храбрый казак не мог весить 327килограммов. Это обычная для Гоголя гипербола . «…вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». 4

Слайд 11

«Федина задача» На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки? Решение: 1) 450*80=36000(кг) – всего зерна 2) 36000:6=6000(раз) – по 6 кг зерна в 450 мешках 3) 6000*5=30000(кг) – муки 1 тонна = 1000 килограммов 4) 30000:3000 = 10(маш.) – для перевозки муки Ответ: 10 машин потребовалось для перевозки муки. Очевидно, что условие этой задачи способствует получению разумного ответа. Задача Николая Носова.

Слайд 12

Григорий Остер ( 27 ноября 1947 г . ) “ Зарядка для хвоста ” Решение : Используя, учебник по биологии и энциклопедию я узнала, что средний рост попугая 22см, мартышки 77см, слона 335см, удава 10м. 1000 : 22 ≈ 45 1000 : 77 ≈ 13 1000 : 335 ≈ 3 Выясняется, что в жизни длина удава приблизительно равна длине 45 попугаев, 13 мартышек, 3 слонов. . Оказывается, что рост удава составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? Задача

Слайд 13

Л.Н.Толстой Задача «Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идёт 5 вёрст в каждый час, а барин едет 11 вёрст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика?» 1)12-5=7(часов) – выехал барин позже 2) 5*7= 35(вёрст) – прошёл мужик за семь часов 3) 11-5=6(вёрст/час) – скорость сближения 4) 35:6=5 5 / 6 (часов) – время 5) 5 5/ 6 *11=64,2(вёрст) – барин догонит мужика Ответ: на 65 версте барин догонит мужика

Слайд 14

Задача из сказок Шахерезады. Мудрец задает юной деве следующую задачу. "Одна женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через 4 двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину собранных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину оставшихся яблок. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она поделилась яблоками со стражником у четвертых дверей, то у нее осталось лишь 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?" 1 – количество яблок, собранных в саду 1/2 - количество яблок, отданных у первых двере 1/4 - количество яблок, отданных у вторых дверей 1/8 - количество яблок, отданных у третьих дверей 1/ 16 - количество яблок, отданных у четвёртых дверей Осталось 1/16 всех яблок, что равно 10 ябдокам 10 : 1/16 = 160 (ябл.) – собрала женщина в саду.

Слайд 15

Анкетирование 3.Когда читаете произведение мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного? Полученные данные говорят о том, что большинству читателей задачи не мешают понимать прочитанное 2.Если в литературных произведениях Вы встречаете задачи, пытаетесь ли Вы её решать? 1 . Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи? Можно сделать вывод, что большинство респондентов (15 человек) встречали в литературных произведениях математические задачи. Данные говорят о том, что наши читатели не отличаются особой любознательностью. Лишь 7 человек из 20 опрошенных (3 взрослых и 3 ребят) пробуют решать задачи.

Слайд 16

Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей. Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его вопросы …

Слайд 17

Список использованной литературы Т. Н. Видеман, Е. В. Алтухова «Математика. Рефераты» .Волгоград: «Учитель», 2009. Н. Носов «Федина задача».М.: «Детская литература», 1999. Г. Остер «Задачник».М.: «Росмэн», 1999. Я. И. Перельман «Живая математика».М.: «Наука», 1978. Л. Н. Толстой «Арифметика».М.: «Детская литература», 1980г. Сказки «1001 ночь». «Эксмо». 2008г. www.krugosvet.ru http://portfolio.1september.ru http :// ru . wikipedia . org / wiki http :// allforchildren . ru / why / when 9. php http :// botinok . co . il / node

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Урок с использованием метода создания проблемной ситуации и частично- поискового характера проведения и организации хода урока. ...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

межпредметные связи математики и литературы

Статья о реализации межпредметных связей математики и литературы....

Технологическая карта урока по математике "Связь между суммой и слагаемыми" с презентацией

Технологическая карта урока с презентацией на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" предназначена для учащихся 2 класса...

Урок по математике. "Связь между суммой и слагаемыми".

Уро по математике. "Связь между суммой и слагаемыми"...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о приём...