учебное занятие по математике в 5 классе "Уравнение и его корни"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Китаева Марина Викторовна

Эффективным средством, способствующим развитию учащихся, выступают упражнения на самостоятельное составление школьниками математических задач, в частности, конструирование уравнений. Мною ведётся работа по такому конструированию с применением различных форм деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся. При этом у учащихся, на мой взгляд, формируются такие компоненты математических способностей, как логичность, систематичность, последовательность рассуждений; такие качества личности, как рефлексия. Процесс конструирования предполагает совместное обсуждение с учащимися различных подходов к составлению задачи, борьбу мнений. При этом учитель становится участником коллективной работы, а каждый ученик – его полноправным членом. Право на ошибку имеет каждый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-uravnenie_i_ego_korni.doc40.5 КБ
Office presentation icon urok-uravnenie_i_ego_korni.ppt989.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Организационный момент

Один великий ученый сказал: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».  (Блез Паскаль)

На этом занятии мы закрепим умения и навыки решения уравнений, и задач с помощью уравнений. Тема достаточно сложная и тянется на протяжении всего курса математики, поэтому проведя наше занятие не совсем обычно, попробуем взглянуть на уравнения немного с другой стороны.

  1. Вспомним основные понятия.

1 группа

Уравнение – это …

2 группа

Корень уравнения – это…

3 группа

Решить уравнение – …

4 группа

Из предложенных выражений найти уравнения

4+2=6       4+х=2              3х+15

4+х           41+(5-х)           45-(4х+2х)=3

  1. На доске написаны девять уравнений                                            

х+17=60             59+х=59           78-а=78

а–51=60               х-0=82            а+79=179

100-y=62             70-с=68           у-35=45

1 группа

Выписать уравнения, в которых надо найти слагаемое. Сформулировать правило.

2 группа

Выписать уравнения, в которых надо найти уменьшаемое. Сформулировать правило.

3 группа

Выписать уравнения, в которых надо найти вычитаемое. Сформулировать правило.

4 группа

Придумайте 2 разных уравнения, корень которого был бы равен 5. Назовите неизвестные компоненты.

  1. Составьте по рисунку уравнение и решите его.

        х+4        15

        

                                 18

(х+4)+15=18

х+4=18-15

х+4=3

х=3-4    Это действие выполнить невозможно. Уравнение не имеет корней.  Измените данные таким образом, чтобы уравнение имело решение

Существуют такие уравнения, которые не имеют корней.

  1. Придумайте простейшие уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы;

 1 группа    1 слагаемым

2 группа     2 слагаемым

3 группа     вычитаемым

4 группа     уменьшаемым

  1. Бывают ли такие уравнения, которые имеют более одного корня? Приведите пример. Давайте запишем это уравнение.

  1. Я знаю, что дома вам нужно было к заданному уравнению составить и проиллюстрировать задачу. Сейчас я предлагаю вам обменяться своими художествами и решить задачу другой группы. 

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо большое за работу

Задания для 1 группы

  1. Уравнение – это … (продолжи высказывание)
  2. Выпишите уравнения, в которых надо найти слагаемое. Сформулируйте правило нахождения неизвестного слагаемого.
  3. Придумайте простейшие уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы 1 слагаемым  (3 уравнения)

        Задания для 2 группы

  1. Корень уравнения – это … (продолжи высказывание)
  2. Выпишите уравнения, в которых надо найти уменьшаемое. Сформулируйте правило нахождения неизвестного уменьшаемого.
  3. Придумайте простейшие уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы 2 слагаемым     (3 уравнения)

Задания для 3 группы

  1. Решить уравнение – значит … (продолжи высказывание)
  2. Выпишите уравнения, в которых надо найти вычитаемое. Сформулируйте правило нахождения неизвестного вычитаемого.
  3. Придумайте простейшие уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы вычитаемым   (3 уравнения)

Задания для 4 группы

  1. Из предложенных выражений найти уравнения. Выписать их

             4+2=6           4+х=2                 3х+15

             4+х              41+(5-х)              45-(4х+2х)=3

  1. Придумайте 2 различных уравнения, корни которых были бы равны 5. Назовите неизвестные компоненты в каждом уравнении
  2. Придумайте простейшие уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы  уменьшаемым  (3 уравнения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» Блез Паскаль

Слайд 2

3 + 5 = 8 57 ∙ 5 = 285 5 ∙ х = 45 а ∙ 23 = 46 х + х + 30 = 60 76 – 64 = 12 Решение уравнений

Слайд 3

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Уравнение–это… Корень уравнения–это... Решить уравнение – 4+2=6 4+х 4+х=2 41+(5-х) 3х+15 45-(4х+2х)=3

Слайд 4

3 ряд 2 ряд 1 ряд 25 ∙ у = 100 а-51=60 х + 17 = 60 59+х=59 х-0=82 с ∙ 34 = 68 125 ∙ а = 2000 а+79=179 у-35=45

Слайд 5

18 15 х + 4 (х + 4) + 15 = 18

Слайд 6

Придумайте уравнения, не имеющие корней, где неизвестный компонент был бы: 1 группа – 1 множителем 2 группа – 2 слагаемым 3 группа - вычитаемым 4 группа - уменьшаемым

Слайд 7

2 ∙ а ∙ 50 = 1000 25 ∙ х ∙ 5 = 500

Слайд 8

Рефлексивный экран Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось… Теперь я могу… Меня удивило…

Слайд 9

1. с. 73 № 462 (на «4») 2. Найти информацию о великом математике, который ввёл буквенное обозначение для коэффициентов уравнения 3. Придумать 3 разных уравнения, корнем которых было бы число 5 Домашнее задание

Слайд 10

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кашина С.А. Учебное занятие по математике в 6 классе "Буквенные выражения"

Кашина С.А. Учебное занятие по математике 6 класс "Буквенные выражения"...

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме: «Применение правил и формул дифференцирования».

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме:«Применение правил и формул дифференцирования».Тип урока : практическое применение полученных знаний на практике.Цели урока:Обучающая: П...

Конспект учебного занятия по математике в 5 классе: "Сложение десятичных дробей"

Конспект урока по математике в 5 классе по теме: "Сложение десятичных дробей" (ФГОС)....

Методическая разработка учебного занятия по математике для специальности "Лечебное дело" по теме: "Математическая и медицинская статистика"

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Математическая и медицинская статистика".В содержании представлены разноуровневые задания с элементами игр...

Конспект учебного занятия по математике в 6 классе по теме: "Решение уравнений"

Конспект учебного занятия по математике в 6 классе по теме: "Решение уравнений"...

Учебное занятие по математике в 9 классе. «Функции и их графики»

Задания данного учебного занятия направлены на проверку владения следующими знаниями и умениями: — знать и понимать терминологию и символику, связанные с понятием функции: аргумент, значение функции, ...

Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету.....