Конспект учебного занятия по математике в 5 классе: "Сложение десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Конспект урока по математике в 5 классе по теме: "Сложение десятичных дробей" (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по математике25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект учебного занятия

по математике  в 5в классе

Сложение десятичных дробей.

Автор: Шуткина Ольга Павловна,

учитель математики

г. Энгельс

2015 г.

Сложение десятичных дробей. 5 класс.

Тип урока:  урок "открытия" новых знаний.

Дидактический материал:  учебник, рабочие тетради,  раздаточный материал для  работы в парах, индивидуальные задания.

Место учебного занятия в теме: первый урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Триединая цель учебного занятия:  научить учащихся складывать десятичные дроби, развивать навыки решения текстовых заданий, содержащих десятичные дроби арифметическим способом; развивать интерес к изучению темы, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, самостоятельности в учебной деятельности.

Этап.

Задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся посредством  УУД

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности  к  учебной деятельности.

Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте,  ребята! Откройте тетради, запишите  число. На месте темы урока поставьте точку, мы вернемся к ней позже.

- Скажите, пожалуйста, какие числа мы изучаем?

Предлагаю начать урок с такого высказывания: (Слайд 2)

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека -

Станет ядом лекарство – убьёт человека…

                                                 В. Лифшиц.

Психологический настрой класса на работу.

-Дробные.

Один ребёнок читает высказывание вслух.

Регулятивные УУД.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

Выявляет уровень знаний.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о дробях.  Посмотрите на экран, какую дробь вы видите? ) (слайд 3)

-Прочитайте эту дробь.

На экране появляются следующие  дроби: 1)0,8100; 2)0,081; 3)0,00081; 4)0,8100 (слайд 3)

- А теперь какие дроби перед вами?

-Какая из этих дробей соответствует нашей обыкновенной?  Как она читается?

-Запишите эту дробь в тетрадь и округлите её до тысячных.

-Сравните дроби под цифрами 2 и 4.

На доске карточки с числами: 736; 1,41; 7; 1; 7,36; 141.

- Разбейте эти числа на группы. Сколько групп получилось? Назовите их.

-Найдите сумму чисел в каждой группе. Решение запишите в тетрадь.

-Давайте проверим ответы.

-Как вы складывали числа в третьей группе?(Десятичные дроби.)

-Обратите внимание на полученные результаты  при сложении натуральных чисел и десятичных дробей. Что вы заметили?

Выполняют задания, отвечают на поставленные вопросы.

-Обыкновенную.

Один ребёнок читает дробь.

-Десятичные.

Называют дробь.

Округляют дробь и проверяют ответ. (Слайд 4)

Сравнивают и проверяют ответ. (Слайд 4).

-Получилось три группы: натуральные числа, смешанные и десятичные дроби.

Решение записывают в тетрадь, три ребёнка у доски.

-Сложили отдельно целые части и дробные. (Как в смешанных числах.)

Отмечают, что результаты отличаются только наличием запятой при сложении десятичных дробей. Делают вывод, что десятичные дроби можно складывать также как и натуральные числа, а целая часть отделяется от дробной запятой.

Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Анализ объектов и понятий.

Классификация объектов

по заданным признакам.

Воспроизведение

 алгоритма округления и сравнения дробей, сложения натуральных и смешанных чисел.

Контроль и самоконтроль.

3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели.

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

-А теперь давайте попробуем решить задачу. (Карточка 2, №1 )

-Давайте разберём задачу, запишем условие.

-Как вы получили 376,30кг?

-Кто получил другой ответ, расскажите как вы складывали?

-Но в одном числе у нас есть сотые, а в другом нет?

-Как узнать, кто же прав? Какие есть предложения?

-Давайте попробуем.

-Давайте дорешаем задачу и запишем ответ.

Обсуждают решение задачи. Записывают условие задачи в тетрадь.  Пробуют решить (один ученик работает за доской, остальные в тетрадях). В первом действии получают разные ответы. (376,75кг и 376,30кг)

-Сложили отдельно целые части и дробные, т.е. 320+56 и 25+5

-Сложили целые части, а при сложении дробных частей складывали десятые с десятыми, сотые с сотыми.

-Т.к. в дробной части мы можем добавлять нули, то в том числе, где нет сотых, в разряде сотых можно написать 0.

-Нужно перевести десятичные дроби в смешанные числа и сложить их.

Переводят десятичные дроби в смешанные числа, складывают, получают второй вариант.

Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Фиксация места затруднения.

Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы.

Усвоение учащимися нового знания через способы действия.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Какое затруднение возникло при решении этой задачи?

-Над какой темой мы будем сегодня работать?

-Какова цель нашего урока?

-Как же мы будем складывать десятичные дроби?

-Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение?

Учебник стр. 221

-Применяя правило, выполните задание в карточке 1(1 карточка на парту) 

Дети высказывают свои предположения.

 -Мы не знали, как  правильно сложить десятичные дроби и у нас в первом действии получились разные ответы. Поэтому, чтобы проверить  ответ, пришлось переводить десятичные дроби в смешанные числа.

Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности. (Слайд 5)

-Нужно сложить целую часть с целой, а дробную с дробной, причем, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д. (поразрядно)

-В учебнике.

Ещё раз проговаривают алгоритм сложения десятичных дробей.

Вычеркивают неверные варианты,работая в парах, остаётся один верный.(3)

Познавательные УУД: формулировка правила сложения десятичных дробей, составление алгоритма   с применением правила, анализ, синтез. Регулятивные УУД:  контроль действий самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование  своих действий.

Поиск информации в учебнике.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Умение обосновывать свою точку зрения;

Умение работать в паре

Управление поведением партнера - контроль.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация   умения применять новое знание  в типовых заданиях.

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

-Выполните задание №417 (1-4) в рабочих тетрадях.

-Проверьте свою работу. (Открывается доска с решенными заданиями.)

-Оцените свою работу.

Самостоятельная работа в ТПО ()

Проверяют решенные задания, выставляют баллы в лист самоконтроля.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного.  Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности

Умение работать

в группе

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Решение типовых заданий на новый способ действия.

6. Включение в систему знаний.

Включение нового способа действий в
систему знаний.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Карточка 2, №2,3(Ответы: слайды 6и 7)

Самостоятельная работа по карточке.

Осуществляют самомопроверку по эталону. Выставляют баллы в листы самоконтроля.

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Решение типовых заданий на новый способ действия.

7. Рефлексия деятельности.

Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- Какое новое открытие мы сделали сегодня?

-Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

Закончите предложения:

- Сегодня я понял(а) …

- Я запомнил(а)…

- Теперь я могу…

Оцените свою работу  в течение всего урока.

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

8. Домашнее задание.

Стимулирование организации учебной деятельности дома.

-№864(1,3,5)

-№871

-по желанию составить и решить задачу (на сложение десятичных дробей).

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самостоятельность  в выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"

Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...

Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"

Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей" подготовила и провела учитель математики  II категории Небоженко Л.Г....

Презентация к уроку математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание дробей"....

Математика 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок по данной теме занимает важное место в разделе «Обыкновенные дроби». Полученные знания учащиеся будут применять на последующих уроках. Данный уро...

Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Конспект открытого урока по математике 5 класса "Умножение десятичных дробей на натуральное число" (ФГОС)

Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". Для достижения образовательных целей урок проведен в соответствии с требованиями системно-деятельностно...