Главные вкладки

    Конспект урока математики по теме "Обыкновенные дроби"
    план-конспект урока по математике (5 класс)

    Ефремова Вера Владимировна

    Конспект урока математики по теме "Обыкновенные дроби"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_5_klass_obyknovennye_drobi.doc120.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики по  теме: «Обыкновенные дроби».

    Разработала: учитель математики Ефремова В.В.

    Класс: 5 

    Тип урока: урок  изучения нового.

    Цель урока:

    Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби.

    Задачи урока:

    • образовательные (формирование познавательных УУД):  

    научить правильно читать и писать  дроби ,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

    • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

    умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;         осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

    • развивающие (формирование регулятивных УУД)

    Методы:

    По источникам знаний: словесные, наглядные;

    По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

    Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

    Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

    Формы работы обучающихся:           Фронтальная, самостоятельная, коллективная.

    Оборудование:

    Учебник: Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /С И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. –16-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.

    1. Проектор, компьютер.

    Структура и ход урока

    Этап урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Время (в мин)

    Формируемые УУД

    1. Организационный этап

    Создать благоприятный настрой на работу

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

    Включаются в учебный процесс

    1

    организация своей учебной деятельности; мотивация учения

    2. Актуализация знаний

    Актуализация опорных знаний и способов действий.

    Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000.

    Загадка:

    Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?

     А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

    Запись темы урока на доске

    Устно: 9 , 21 , 50, 178 , 500.

    Устно: Дробь

    Обыкновенные дроби

    Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

    3

    Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.        Выдвижение гипотезы.

    3. Постановка цели и задач урока.  

    Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

    Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

    2

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    самоопределение.

    умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

    4. . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

    Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

    Определение дробей.

    Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз.

    1. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
    2. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?
    3. Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части. Сколько будет весить часть?  

    Слова с приставкой «пол»  можно услышать,  пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма.

    Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

    - Когда образуются дроби?

    Записи ½, 1/3, ¼, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

    Дробь ½ означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 – пять шестых, 7/11 – семь одиннадцатых.

    Практическая работа

    На доске записаны дроби:

    Число можно записать в виде     (эм энных), где m, число находящее над чертой и называется числитель, число n, находящее под чертой - знаменатель дроби.

    Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель?

    А каким числом не может быть знаменатель дроби?

    Может ли существовать дробь со знаменателем 1? Приведите примеры.

    Конечно же, дробь со знаменателем 1 существует, ведь это еще одна форма записи натурального числа.

    Получат по 3 ягоды

    По 2 персика

    каждая по половине килограмма.

    Приводят примеры употребления приставки «пол»

    Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

    Записывают правильное чтение дробей в тетрадь.

    Закрасили, получили дроби.

    Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

    Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) 

    Делают запись в тетрадях

    Устный ответ: Нулем.

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

    Для закрепления дети записывают формулу в тетрадь: .

    19

    Развитие самостоятельности, умения  слушать и слышать.

    Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

    Познавательная активность.

    Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

    5. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

    Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

    Организация и контроль за процессом решения задач.

    Открываем учебники на стр. 89 №304 -устное задание.

    А теперь обратите внимание на интерактивную доску.

    ГЛАГОЛЬ:

    Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

    6

    уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

    Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

    5. Физкультминутка

    Смена деятельности.

    Быстро встали,

    Тихо сели,

    Головами повертели,

    Сладко, сладко потянулись

    И друг другу улыбнулись,

    Рот закрыли на замок,

    Продолжается урок.

    Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

    2

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    6.  Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

    Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

    № 300. Вызывает ученика к доске для решения задачи, задает дополнительные вопросы по заданию.

    Что требуется найти по условию задачи?

    Что нам для этого нужно знать?

    Все ли из этого нам известно?

    Можем найти это?

    Как «половину» можно представить в виде дроби? Чему равен числитель и знаменатель?

    №307

    Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

    Ученик читает задачу вслух, вместе с классом под руководством учителя анализируют задачу.

    Какова длина одной части?.

    Сколько метров проволоки  было и сколько отрезали.

    Да. 1) 100: 2 = 50 (см) – отрезали проволоки.

    2) 100 – 50 = 50 (см) – осталось проволоки.

    1/2,  

    1. числитель,
    2. знаменатель.

    8

    формирование позитивной самооценки

    умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    7. Рефлексия (подведение итогов урока)

    Дать количественную оценку работы учащихся

    Подводит итоги  класса.

    Что изучали сегодня на уроке?

    - Кто желает сформулировать определение дроби?

    - Из чего она состоит?

    - Что показывает знаменатель дроби?

     А что показывает числитель дроби?

    - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

    Обыкновенные дроби.

    Это часть от единицы.

    Числитель и знаменатель.

    Знаменатель - сколько частей взяли.

    Числитель - на сколько равных частей разделили.

    2

    оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний.

    8. Информация о домашнем задании

    Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

    Дает комментарий к домашнему заданию

    Стр. 86-88,  №303, 308(1).

    Творческая работа  по  желанию: составить сказку про  обыкновенные дроби.

    Учащиеся записывают в дневники задание.

    2

    Самоанализ урока математики

    Учитель: Ефремова В.В.

    Класс: 5  класс

    Предмет: математика

    Тема: «Обыкновенные дроби» - урок изучения нового.

    1. «Обыкновенные дроби» – одна из ключевых тем в курсе математики. Любой ребенок должен научиться оперировать ними для дальнейшего успешного обучения в старших классах.
    2. При планировании данного урока, старалась применить такие  учебные возможности  как эмоциональность, любознательность, игровая активность. Через дидактическую игру повторить изученный материал.

    Цели урока:

    • Формирование понятий обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби;
    • Активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • научить правильно читать и писать  дроби,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
    • повышение интереса к учебному материалу, развитие интереса к предмету
    • учить применять алгоритм при решении задач;
    • активизация  всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.

    Развивающие:

    • развивать умение применять знания теории на практике, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
    • развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к предмету, математическую речь.

    Воспитательные:

    • повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
    • воспитывать культуру умственного труда и культуру общения, эстетическую культуру.         
    1. Тип урока: урок изучения нового материала.
    2. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе MS PowerPoint, распечатки приложений.
    3. Структура урока спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствует познавательной активности учащихся. Материал излагался научно, доступно. Все задания соответствовали программным требованиям.

    Основной упор на уроке делался на подготовку к восприятию нового материала и его изучению.

    1. Методические приемы: выбрала сочетание следующих средств и методов: иллюстративный (восприятие информации, для лучшего понимания и запоминания материала). Познавательный (выполнение творческих задач). Эмоциональный (создание ситуации успеха), частично – поисковый (самостоятельная работа).
    2. Формы обучения: самостоятельная работа, работа с самопроверкой, работа с наглядным материалом, устная работа с классом.

    Такое сочетание форм делает урок интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

    1. Контроль усвоений знаний умений и навыков (первичный).
    2.  Использовала презентацию, компьютер, проектор.
    3. Нетрадиционная форма урока, разнообразие заданий, игровые моменты повышают работоспособность детей, улучшается психологический климат на уроке.
    4. Для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки, предлагается физ. минутка.
    5. Рефлексия в конце урока помогает определить уровень усвоения материала и поставить цели для дальнейшей работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики в 6 классе по теме "Умножение дробей"

     Урок математики в 6-ом классе  представляет собой закрепление изученного материала по темам «Умножение дробей», «Нахождение дроби от числа».  В урок включены упражнения на разв...

    Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби»

    Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби» (MS Word)...

    План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

    Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

    План-конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби"

    Урок построен с применением ЭОР. Ориентирован на УМК И.И. Зубаревой...

    План - конспект урока математики "Основное свойство дроби"

    Данная методическая разработка представляет собой план - конспект урока математики "Основное свойство дроби". Материал может быть полезен учителям математики....

    Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

    Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...