Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
методическая разработка по математике

Витюгова Инна Васильевна

     Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации ФГОС О у/о школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Реализация данной задачи невозможна без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_deyatelnostnogo_podhoda.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики»

     Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации ФГОС О у/о школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Реализация данной задачи невозможна без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения. Слайд 2 Использование деятельностного подхода на уроках математики ориентировано на личностное развитие школьника, где математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их творческих способностей и мотивов деятельности. Основная идея деятельностного подхода заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия. 

     Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда.

     Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Следовательно, наша задача как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой целью предлагать ученикам такие задания, в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что школьник не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают его более практичным.                                                               Слайд 3

 При этом выделяются дополнительные задачи уроков:

- раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

- формируются экономические понятия;

- обогащается и активизируется словарный запас;

- происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;

- моделируется трудовая деятельность;

- происходит начальный этап социализации.

     Важную роль в обучении детей математике играют задачи. При подборе арифметических задач  мы не  ограничиваемся только материалом учебника, а стараемся привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов.

     Проанализировав школьные учебники, мы сделали вывод о том, что задач практического содержания в учебниках не достаточно, кроме того, некоторые данные в этих задачах не актуальны на сегодняшний день в связи с происходящими изменениями в стране. Поэтому при использовании учебников математики и дополнительных источников мы критично подходим к подбору их содержания. И как следствие возникла необходимость создания Сборника задач, которые возможно было бы использовать на уроках при обучении детей с умственной отсталостью.

      К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются  дополнительные требования:                                                                Слайд 4

1) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

2) доступность школьникам используемого нематематического материала;

3) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.    

      Также следует отметить, что методика решения экономических задач и задач профессиональной направленности при обучении детей с интеллектуальными нарушениями отличается детализацией.  Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ.

     Рассмотрим некоторые случаи решения задач с практическим содержанием.

Так, например, в 8 классе при изучении темы «Площадь. Единицы площади» целью урока было повторить и закрепить математические знания, которые дают возможность вычислять  и сравнивать площади. Обучающимся можно предлагать следующие задачи:

  • Определить площадь части участка.
  • Сравнить площади двух фигур.
  • Определить площадь каждой фигуры, посчитав клеточки. Фигуру с меньшей площадью – закрасить.                                                                                   Таблицы

(коррекционная направленность данного приема заключается в том, что при выполнении подобных заданий развивается мелкая моторика, отрабатывается умение работать в группах, прислушиваться к мнению других)

Выполнение этих задач у умственно отсталых школьников вызывает затруднения, так как понятие площади для них абстрактно.

Изучению данной темы в 8 классе предшествует дополнительная подготовка обучающихся. Так, при изучении темы «Меры длины» в 5 классе дети учатся пользоваться рулеткой, измерять длину различных предметов и вычислять периметр.  В 6 классе – самостоятельно изготавливают отвес и измеряют стены с его помощью.  слайд 5                                                                                                                                    

      На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания, промышленных товаров дети учатся правильно распределять деньги, ориентироваться в ценах. При решении таких задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.

     Для формирования умения определять массу продуктов, в 5 классе, при изучении темы «Меры массы», обучающиеся знакомятся с различными видами весов и гирями. Учатся ими  пользоваться.                                                                                                          слайд 6                                                                                                      

На уроках в 6 классе предлагаются задачи такого содержания, что при их составлении нужно иметь  необходимый жизненный опыт                                                               слайд 7

«Шариковая ручка стоит … р., а линейка – 5 раз дешевле. Сколько стоит линейка?»

«У школьника было … р. Ему не хватило на покупку книги … р. Сколько стоит книга?»

«Хозяйка купила люстру за … р., у неё осталось … р. Сколько денег было у хозяйки?»

На уроке в 8 классе при изучении темы «Меры стоимости» можно использовать следующие приемы.

Учащимся предлагается в промышленном отделе приобрести товары для дома слайд 8 (детям предлагались изображения денег; нужно было набрать необходимую сумму). В продуктовом – определить цены на продукты                                                                слайд 9

Выполнение практической части работы,  и  объяснение своих действий вызвало у школьников затруднения, им требовалась помощь учителя. Это объясняется небогатым жизненным опытом. Некоторые дети проживают в детском доме и не сталкиваются с такими проблемами.

В завершении урока учащиеся заполнили тест, правильность ответов была проверена сразу же.                                                                                                                            слайд 10

  Я хочу представить еще один вид задач практического содержания. Это задачи на формирование умения производить оплату за коммунальные услуги.

Подготовка к этой работе начинается уже в 5 классе, когда  обучающимся предлагается решить задачи такого плана:

«За телефон заплатили … р., а за квартиру – на … р. больше. Сколько рублей заплатили за квартиру?»                                                                                                                    слайд 11

Перед составлением подобной задачи с обучающимися проводится предварительная беседа, из которой видно, что некоторые дети знают цены за коммунальные услуги.

     Я уже отмечала, что методика решения экономических задач отличается детализацией. Так, например, для того, чтобы научить старшеклассников производить оплату за электроэнергию нами был создан алгоритм.                                                              Слайд 12

 Посмотреть на счётчик – снять показания - записать показания в тетрадь – сравнить с показаниями за предыдущий месяц – произвести вычисление – полученные данные умножить на тариф – полученную сумму вписать в квитанцию – произвести оплату на почте или в банке.

 Причем выполнение этого алгоритма делится на несколько уроков, так как школьники в силу своих психофизических возможностей с первого урока не могут усвоить эти знания.

На одном уроке знакомились со счетчиками и учились снимать показания           слайд 13

Далее – используя показания счетчиков, выполняли вычисления с помощью калькулятора  слайд 14

Следующий урок был посвящен ознакомлению с квитанциями                               слайд 15

В активный словарь учащихся вводились понятия:  «коммунальные услуги», «коммунальные платежи», «тарифы», «льготы», «договор»,  «электроэнергия»,  «штрафы» и другие.  

И даже после такой кропотливой работы не всем детям доступно выполнение такого задания, т.к. даже сам процесс вычисления у многих вызывает затруднения, а в силу особенностей развития процессов запоминания школьники не могут быстро запомнить последовательность всех действий.

Таким образом, введение элементов экономики в обучение детей с интеллектуальными нарушениями при решении задач на уроках математики помогает школьникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры. Способствует их дальнейшей социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Задачи практического содержания на уроках математики

Текст выступления на заседании методического объединения учителей математики, работающих в школах VIII вида Саратовской области.В нем обобщается опыт преподавания математики в коррекционной школе. Обу...

Конспект урока "Использование подобия треугольников для решения задач практического содержания"

конспект урока для 9 класса, возможно использовать для подготовки к ОГЭ...

Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики

В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»...