Задачи практического содержания на уроках математики
материал по алгебре на тему

Кузнецова Ирина Владимировна

Текст выступления на заседании методического объединения учителей математики, работающих в школах VIII вида Саратовской области.

В нем обобщается опыт преподавания математики в коррекционной школе. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно - практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, что отражается в публикуемом тексте выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи практического содержания на уроках математики.

        Еще на рубеже XX века известный методист С. И. Шохор- Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики» написал, что для «…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения интереса, так и по поводу движения работы вперед и преодоления ее трудностей.».

Интерес на уроке математики можно поддерживать по – разному: использовать занимательные задания, загадки, ребусы, привлекать красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Но в старших классах, я считаю, рационально поддерживать познавательный интерес через использование математических знаний в практической и повседневной жизни.

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно- практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Я уже говорила на том, какие задачи практического содержания  использую в 8- 9 классах (при изучении темы «Десятичные дроби», «Проценты»- задачи на расчет различных платежей) по- этому сегодня хочу остановиться на задачах, используемых в 5-7 классах.

На уроках  математики я устанавливаю межпредметные связи с другими    учебными предметами- географией, историей, биологией и др.. Это особенно важно, т.к. учащиеся испытывают большие трудности в установлении причинно- следственных связей, закономерностей, использовании знаний в несколько измененной или новой ситуации, в практической деятельности. Я не ограничиваюсь только материалом учебника. Привлекаю материалы газет, научно- популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности.

Пр: При измерении темы «Единицы длины» использую Такие задачи: Наводнение в С- Петербурге именовали «потопом»,  так как вода поднялась на 4м 10см. Выразить высоту подъема воды в см.

В Эрмитаже в отделе Древнего Египта находится величественная пирамида фараона Хеопса высотой 1460см. Выразить высоту пирамиды в метрах и сантиметрах.

Потом мы соотносим эти данные с высотой стены (для большей наглядности)

При изучении обыкновенных дробей мы  повторяем доли часа. Полчаса, четверть часа и треть часа. Термины часто встречаются в речи, поэтому необходимо осмысленное понимание, как на циферблате часов можно увидеть эти доли.

Возвращаясь к мерам времени, мы решаем такие задачи на вычисление начала и конца события.

Некоторые учащиеся отстают  от одноклассников в усвоении знаний. Прекрасные условия для решения задач практического содержания дает использование  ИКТ. Здесь наглядно можно продемонстрировать задачи, которые были сложны для понимания отдельных учащихся. Так, при изучении темы «Обыкновенные дроби» некоторые задачи могут  сопровождаться такой наглядностью.

Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач, я учу преобразованию и составлению задач, т.е творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.

Пр: тема «Все действия с целыми числами»

Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Чтобы насытиться, зверек должен за день опустошить 28 еловых шишек. Сформулируйте вопросы к условию.

За один день муравьи среднего по величине гнезда уничтожают 17000 различных вредителей. Сформулируйте вопросы к условию.

Изучая тему «Все действия с целыми числами» ( в 5 классе - в пр.1000, в 6 кл.- в пр.10.000, в 7 классе в пр.1000.000) даются такие задания: У вас эта сумма денег и вы можете потратить ее как хотите.  На доску прикрепляется таблица (изображение товаров с ценами).

-Какие предметы вы можете купить? Здесь учащиеся учатся соотносить желаемое с возможным. Приходят к выводу, что в жизни они должны делать выбор, так как безграничные потребности никогда не могут быть полностью удовлетворены. Таков закон экономики.

Вспоминая уроки СБО, учащиеся сообщают что  для приготовления супа на весь класс требуется 2кг картофеля, 2кг капусты, 1кг моркови,1 пучок петрушки, 2кг свеклы. Надо посчитать, сколько заплатить за все продукты.

- Как сделать так, чтобы это блюдо стоило дешевле? (вырастить овощи и зелень самим).

Вывод:

Т. о., используя задачи практического содержания, я добиваюсь того, что у учащихся возникает «вкус» к процессу обучения, приобретается познавательный и практический опыт, у учащихся появляется понимание необходимости знаний при решении практических ситуаций.  

Литература:

  1. Начальная школа №2/2009
  2. Начальная школа №6/2010
  3. Начальная школа №5/2009
  4. Начальная школа №5/2003.
  5.  Программа специальных общеобразовательных школ для УО детей.
  6.  М. Н. Перова, Г. М. Капустина «Математика 5 класс» М., Просвещение,   2005г.
  7. «Современный урок. Требования к современному уроку». Кафедра психологии, Саратов, 2007г.