Статья "Мотивация познавательной деятельности учащихся"
статья по математике

В статье рассматриваются приемы мотивации познавательной деятельности на уроках математики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-_motivatsiya_ucheb._deyatelnosti.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация познавательной деятельности.

   Каждый из нас сталкивается с отсутствием мотивации познавательной  деятельности учащихся.

И каждый из нас ищет пути решения этой проблемы.

Мы ошибаемся, мы ищем и, как правило, находим способ заинтересовать ученика в обучении. Именно поэтому мы работаем в школе – и иногда результат дает себя знать уже после того, как наш ученик закончил школу.

   Поэтому и важно помнить, что школа должна не только формировать определенные знания и умения, но и пробуждать стремления учащихся к самообразованию.

Дети не должны бояться своих ошибок, должны переходить от пассивного усвоения материала к активному.

   Сейчас очевидно, что успешность школьника (его учебной деятельности) определяется не только его способностями, но и желанием учиться, т.е. мотивацией.

В широком смысле – познавательные мотивы – это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

   Уроки должны строиться таким образом, чтобы ученик был самостоятелен, активно участвовал в познавательном процессе – именно от этого зависит эффективность обучения.

Для этого нужно организовать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить формирование умений школьников по переработке информации, стимулировать их силы по достижению учебно-познавательных целей, обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля.

Организация познавательной деятельности тем более необходима, чем более сложным и трудным для понимания является новый материал.

   Существуют различные методы и приемы активизации познавательной деятельности.

Например, наглядность и иллюстрированность. Сегодня для этой цели удобно использовать интерактивные доски.

Сама по себе наглядность не обуславливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя – организовать активное восприятие учениками демонстрируемого материала – это вопросы, задания, словесные пояснения учителя, требующие применения логических заключений, умения выделять главное и второстепенное.

   Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т.е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В таких случаях возникает внутренняя потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.

   Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание.  

   Можно использовать и эвристическую беседу в форме диалога, живого обмена мыслями.

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли, активно работают на уроке. Такая беседа активизирует память и мышление учащихся.

   Вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания.

   Эффективно использование метода, основанного на применении опорных схем и сигнальных карточек.

   Таблицы, создаваемые совместно с учащимися, организуют внимание детей к объяснению. Материал, с одной стороны, расчленяется, с другой стороны, объединяется в блоки, помогающие целостному восприятию материала.

   Для контроля усвоения удобно использовать сигнальные карточки  определенного цвета.

   Конечно, на сегодня этих приемов недостаточно.

Новые социально-экономические условия требуют внедрения в образовательный процесс информационных технологий.

Ребят нужно учить умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже.

Интернет можно использовать для подготовки сообщений, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, используя сайты Гущина и Ларина, а также открытые банки данных.

   Как правило, в классе учащиеся обладают неодинаковым развитием, знаниями и умениями, различным темпом познания и другими индивидуальными качествами.

   При использовании компьютера повышается уровень обученности слабых школьников.

   Например, решение теста, например uztest, по какой то теме  –  дает возможность ученику мыслить более самостоятельно, осознанно, не копируя у товарищей, при этом повышается интерес к предмету, уверенность в том, что он может освоить предмет. И еще – это не обычная рутинная работа  в обычной тетради.

   Например, изучая теорему Пифагора, учащиеся 8 класса готовили презентации. Уроки были более живыми, наглядными.

Поданная в таком виде информация усваивается лучше, чем если бы это было обычное сообщение.

   Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения – 25%; а если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажется около 65% информации.

   Такие творческие задания и задания исследовательского характера повышают заинтересованность учащихся в изучении предмета, являются дополнительным мотивирующим фактором. Подобные уроки эффективны еще и по той причине, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.

   Основной источник повышения интереса к учебной деятельности – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к реалиям современной жизни.

В этом случае ученики глубже осознают важность, значимость изучаемого материала, относятся к этому с большим интересом, что и приводит к повышению активизации познавательного процесса.

   Все мы сталкиваемся с проблемой отсутствия интереса некоторых учеников к учебной деятельности.

Какие могут быть причины? Это и межличностные отношения учитель – ученик, и умственное развитие ребенка, непонимание цели учения, страх перед школой, отсутствие мотивации обучения.

   Призывая к чувству долга, использую метод принуждения, результатов не добьешься.

   Один из приемов повышения познавательной деятельности – это игровой характер подачи материала.

В обучающей игре первоначальная заинтересованность внешней стороной постепенно перерастает в интерес к внутренней сути (это тематические КВНы, игра «Кто больше?», «Кто быстрее?», командные блиц-турниры).

   Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия, решает задачи проблемного характера.

Материал должен не быть слишком легким, или слишком сложным. Обучение должно быть трудным, но посильным.

   Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося (в том числе и им самим), тем интереснее ему работать.

Это и работа в парах с взаимопроверкой, рассказ доказательства теорем друг другу.

Если ученик у доски, например, рассказывает правило, или решение домашней задачи – классу дается задание внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ, или метод «закрытой доски»( ученик работает за отвернутой доской с последующим сравнением выполнения задания с классом).

   Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося.

Сначала отметить достоинства, затем – недостатки. Мягко оценить не совсем удачный ответ: « было бы лучше, если…».

   Что еще стимулирует познавательную деятельность учащихся?

- Внеклассные мероприятия по предмету, участие в предметной неделе, предметных олимпиадах, дифференцированные задания.

   Может быть, у кого-то приемов и методов повышения мотивации обучения учащихся и больше. Но и эти немногие  дают свои результаты.

 Учащиеся побеждают в олимпиадах, активно участвуют в различных конкурсах, успевают по предмету, успешно сдают экзамены. Многие выпускники  поступают в технические вузы. А успешная сдача экзаменов, желание поступить в вуз для приобретения выбранной профессии – это тоже мотивация познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной деятельности учащихся

В статье рассматривается сущность познавательного интереса. Описывается влияние познавательного интереса на познавательную активность обучающихся. Рассматривается поведение учителя как основного побуд...