Проект по математике на тему: "Город Нижневартовск в задачах".
проект по математике (5 класс)

История родного края, текстовые задачи по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_nizhnevartovsk_v_zadachah.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Слет научных обществ обучающихся  образовательных организаций общего

 и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году

Прикладная математика.

Город Нижневартовск в задачах.

Автор: Сычук Ксения Валерьевна

5 Б класс, Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №18»

Руководитель: Пархамович Елена Александровна,

учитель математики,

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №18»

2019

Город Нижневартовск в задачах.

Сычук Ксения Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18»,

5 Б класс

Аннотация

Название работы: Город Нижневартовск в задачах.

Цель нашего исследования: Узнать историю города и познакомить других с основными фактами, событиями, датами, цифрами через содержание составленных математических задач.

       Задачи работы:

1. Рассмотреть виды задач, правила решения задач, правила составления задач на краеведческом материале,

2. Собрать краеведческий материал о городе Нижневартовск, для составления математических задач.

3. Проанализировать найденный материал и сформулировать задачи.

4. Составить сборник задач.

       Методы исследования:

  •  Изучение литературы и других источников информации;
  •  Обобщение информации об истории города;
  •  Работа с задачами из школьного курса.

Работа состоит из аннотации, где указаны цели и задачи работы, плана исследований содержащий проблему, подлежащую исследованию, гипотезу. Введения, основной теоретической части, практической части, заключения и библиографии.

Изучив историю города Нижневартовск, его внешний облик, достопримечательности, географическое положение, были составлены различные текстовые задачи, решая которые можно изучить историю родного города.

Город Нижневартовск в задачах.

Сычук Ксения Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18»,

5 Б класс

План исследований

В нашей работе мы рассмотрим виды задач, правила решения задач, правила составления задач на краеведческом материале.

Составим сборник текстовых задач для учащихся пятых классов с использованием материала об истории города Нижневартовска.

 Проблема: «Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, её географическим положением и культурой?»

 Многие учащиеся не любят решать задачи, так как те задачи, которые имеются в школьных учебниках, им либо не интересны, либо сложны для понимания. Поэтому нами было решено составить такие текстовые задачи для учащихся пятых классов, чтобы они были интересными, познавательными и способствовали знакомству с городом Нижневартовском.

        Предмет исследования: история родного края, текстовые задачи по математике.

   Объект исследования: составление текстовых задач о городе Нижневартовске.

  Гипотеза - если мы изучим историю города и соберём числовой материал, то сможем создать математические задачи и внести вклад в формирование знаний об исторических фактах города Нижневартовск.

 Методы: сбор информации, анализ собранной информации.

 Ожидаемый результат: создание сборника задач по математике, интересного, как для учителей, так и для учащихся, с возможностью использования его на уроках математики в пятых классах.

Библиография:

1. https://science-start.ru/ru/article/view?id=1093

2. https://infourok.ru/obuchenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_tekstovyh_zadach-138805.htm

3.https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-matematiki-2553057.html

Город Нижневартовск в задачах.

Сычук Ксения Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18»,

5 Б класс

Введение

Мы часто не знаем, а порой просто не интересуемся местом, в котором живем, не пытаемся узнать, как и почему появился тот или иной город. Судьба же любого, пусть самого небольшого города, всегда интересна. Наш Нижневартовск не исключение.

 Как известно, история содержит в себе много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Людям, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо хорошо знать основы такой науки, как математика.

Всем известно, что при изучении математики большое внимание уделяется умению решать задачи. Мы провели анкетирование среди учащихся пятых классов (см. приложение 1), и выяснили, что решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как изменить ситуацию?

Нами было решено составить такие текстовые задачи для учащихся пятых классов, чтобы они были интересными, познавательными и способствовали знакомству с городом Нижневартовск.

Для нас важно, что, решая задачу, составленную на краеведческом материале, учащиеся будут глубже вникать в ее математическую суть, пополнят свой математический опыт.  Проявят интерес к истории города Нижневартовск.

Город Нижневартовск в задачах.

Сычук Ксения Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18»,

5 Б класс

Научная статья

На первом этапе работы мы рассмотрели виды задач, правила решения задач, правила составления задач на краеведческом материале.

1. Виды задач.

Основополагающим понятием всего проекта является понятие «задача». С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами.

Под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследование и решения человеком. Задачи, все объекты которых математические, называют математическими задачами. 

Виды задач: 

• Простые; 

• Текстовые; 

• Составные; 

• Обратные; 

 Простой называют задачу, которая решается при помощи одного действия, а под составной понимают задачу, в решении которой используют два или более действий.  Если в задаче нельзя выделить другую задачу, то это простая задача, если можно – то составная (сложная) задача.

 Текстовая задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.    

 Особое место в математике отводится так называемым «Авторским задачам».

 Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него.      

2. Правила решения задач.

Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить следующие составные элементы:

1. Словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу.

2. Числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи.

3. Задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми.

К этапам решения текстовой задачи можно отнести:

1) анализ текста задачи;

2) перевод текста на язык математики;

3) установление отношений между данными и вопросом;

4) составление плана решения задачи;

5) осуществление плана решения;

6) проверка и оценка решения задачи.

3. Правила составления задач на краеведческом материале.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме.

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

Следующий и основной этап нашей работы - составление задач. Нами были собраны интересные факты истории нашего города с помощью различной литературы и материалов интернет.

Так как мы учимся в пятом классе, то мы составили в основном задачи, которые решаются с помощью арифметики, так как объем изученного материала не позволяет сделать большего. После решения задачи можно ознакомиться с краткой исторической справкой.

Задача № 1.

Открытие памятника «Первой скважины» произошло на 13 лет раньше, чем открытие памятника покорителям Самотлора. А открытие памятника покорителям Самотлора на 18 лет раньше, чем открытие памятника «Воинам - интернационалистам». В каком году был открыт памятник «Первой скважины» если открытие памятника «Воинам - интернационалистам» было в 1996 году?

Решение:

1)1996-18=1978(г.) - открытие памятника покорителям Самотлора.

2)1978-13=1965(г.) – открыт памятник «Первой скважины».

Ответ: в 1965 году.

Нижневартовск еще не получил статус города, а памятник первопроходцам уже был воздвигнут. Он представлял собой стальную прямоугольную колонну, на которой была выгравирована надпись: "Первая скважина Самотлора. 1965 г." Рядом была установлена доска почета с именами первооткрывателей Самотлорского месторождения. Здесь, на 25-м км от Нижневартовска, первая скважина - памятник и тем, кто первым ступил на эту землю в эпоху шестидесятников-романтиков.

Задача №2

Скульптуры «Школьница» и «Школьник» весят по 300 кг. Найдите 3/5 веса двух скульптур?

Решение:

1) 300 * 2=600(кг.) - вес двух скульптур.

2) 600 : 5 * 3=360(кг.)-3/5 веса скульптур.

Ответ: 360 кг.

В 2008 году в Нижневартовске у входа в городской парк Победы установили две скульптуры школьников. Такой подарок к учебному году приготовили местной детворе городские власти. Разработкой проекта памятника занимались сотрудники САТУ. Скульптуру изготовили в Челябинской области. На все приготовления ушли 3 месяца.  Чугунные мальчик и девочка - это образы современных школьников. На вид детям 7-8 лет. Отсюда и размеры, соответствующие этому возрасту: рост метр тридцать (1 м 30 см). Только вес у ребят совсем не детский: около 300 килограммов.

Задача №3

9 марта 1972 года рабочему поселку Нижневартовский, решением Президиума Верховного Совета РСФСР был присвоен статус города. В каком году наш город будет праздновать трехсотлетие?

Решение:

1972 + 300 = 2272 (г)

Ответ: в 2272 году наш город будет праздновать трехсотлетие.

В этом же 1972 году было организовано и открыто авиапредприятие. Завершено строительство автовокзала.

Задача № 4.

Площадь акватории Комсомольского озера 20га. Найдите 4/5 площади озера.

Решение:

1)20:5*4 = 16 (га.) – 4/5 площади озера.

Ответ: 16 га.

   Озеро Комсомольское находится в черте города Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа, на правом берегу Оби. Имеет элипсообразную форму и вытянуто с юго-востока на северо-запад на 1050 метра.

    В ширину озеро достигает 500 метров, площадь акватории – около 20га. 

Задача№ 5.

9 марта 1972 года посёлку Нижневартовский было присвоено звание города. Сколько дней исполнилось г. Нижневартовску 9 марта 2019 года если каждый четвертый год високосный, начиная с 1972 года? 1 год=365 дней. 1 високосный год=366 дней.

Решение:

1) 2019-1972=47(л.) – прошло с того момента.

2) 47:4=11 (3 остаток) – полных високосных лет.

3) 365 *(47-11)+366*11=365*36+366*11=13140+4026=17166 (д.) - исполнилось г. Нижневартовску 9 марта 2019 года.

Ответ: 17 166 дней.

Задача № 6.

Если к году установки скульптуры «Музыкант» прибавить 1299, то получится 3306. Найдите в каком году была установлена скульптура «Музыкант»?

Решение:

х+1299=3306

х=3306-1299

х=2007 (году) – была установлена скульптура «Музыкант».

Ответ: в 2007 году.

В самом центре Нижневартовска, в одном из самых людных мест города – на площади Дворца Искусств – установлен необычный памятник - скульптура «Музыкант».
Скульптура «Музыкант» является частью композиции, которая символизирует современное искусство и включает в себя также памятник художнику, расположенный здесь же, на площади. Авторами её стали пермские скульпторы Дмитрий Постников и Александр Суворов. Отлитые в Ижевске фигуры были установлены у Дворца Искусств в 2007 году. 
       Памятник «Музыкант» является одной из самых оригинальных достопримечательностей города, поэтому взглянуть на него стоит каждому. Юный скрипач словно живой – смотришь на него, и будто слышишь звуки великолепной музыки, исходящие из его скрипки.

 

        Задача №7.

  Территория города Нижневартовска около 271 км2.  Перевести это число в м2?

1км2=1000 000 м2

Ответ: 271000000 м2

                             

      Задача №8.

      Памятник «Участникам ликвидации радиационных и технологических катастроф» установлен в 2011 г. Если это год увеличить в 3 раза и из полученного результата вычесть 4026, то получится год установки памятника «Мусе Джалилю». Определите в каком году был установлен памятник Мусе Джалилю?

Решение:

2011*3-4026=6033-4026=2007 (г.) - установлен памятник Мусе Джалилю.

Ответ: 2007 год.

      В ноябре 2011 года был установлен памятник «Участникам ликвидации радиационных и технологических катастроф» на специальной площадке возле здания 5 ОФПС по ХМАО - Югре по улице Интернациональной. Монумент, высотой более семи метров, был изготовлен в Екатеринбурге. В Нижневартовск его доставили в разобранном виде. Каждый фрагмент весит более тонны, а их почти десяток. Автор памятника - тюменский скульптор Геннадий Вострецов.

     Одну из первых улиц в Нижневартовске приехавшие в будущий город татарские нефтяники и строители назвали именем своего поэта-героя. В год 35-летия 25 сентября 2007 года в городе увековечили память Мусы Залилова-Джалиля. 
Инициатором возведения бюста из бронзы известному татарскому поэту стала общественная организация Центр "Мирас", а автором монумента - член союза художников России Махмуд Гасимов. Воздвигнутый памятник - это не только дань уважения поэту, но еще и символ таких человеческих ценностей, как великий талант, любовь и верность Родине.

Задача №9.

Высота пьедестала, на котором стоит памятник покорителям Самотлора 10м, его ширина 5м, а его длинна составляет 4м. Найдите объём всего пьедестала.

Решение:

10 *6*4=240 (м3) объём пьедестала.

Ответ: 240 м3.

Задача №10.

Ширина площади Нефтяников составляет 60м, длина 160м. Найдите площадь и периметр площади Нефтяников.

Решение:

1) 60*160=9600 (м2)-площадь.

2) (60+160)*2=220*2=440(м)-периметр.

Ответ: 9600 м2 и 440м.

                               

Задача №11.

Перевозка пассажиров автобусами в Нижневартовске осуществляется по 24 маршрутам. Их общая протяженность составляет около 285 км. Сколько в среднем составляет протяженность одного маршрута?  

Решение:  

285:24 = 11,875 (км)  

Ответ: 11,875 км протяженность одного маршрута.  

Задача №12

Длина декоративной композиции «Война и мир» составляет 5 м, высота 4 м, а ширина 1 м. Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда с такими же измерениями?

Решение:

2*(5*4+4*1+5*1)=2*(20+4+5)=2*29=58 2) - площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Ответ: 58 м2.

Композиция «Война и мир» открыта одновременно с кинотеатром «Мир». Она расположена на боковом фасаде здания. Скульптор В.И.Афанасьев.  История открытия кинотеатра «Мир» связана с приездом в Нижневартовск в 1985 году генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева Михаила Сергеевича. Тогда в городе не было ни одного типового кинотеатра. Киносеансы в то время проходили в концертных залах учреждений культуры. О чем и рассказали М. Горбачеву.

 Здание кинотеатра с двумя кинозалами сдано в эксплуатацию в октябре 1986 года.

Задача №13.

Ледовые явления на р Обь начинаются в конце октября - начале ноября. Устойчивый ледяной покров образуется в среднем к концу первой декады ноября. Средняя продолжительность ледоставного периода 177 дней. Какую часть года (год не високосный)  составляет ледоставный период?

Решение: 177:365=

Ответ:         часть года.

 На правом берегу Оби, по свидетельству старожилов и краеведов, в 1909 году появилась дровяная пристань. К ней стали причаливать купеческие пароходы, чтобы запастись дровами. В переводе с языка коренных жителей название пристани «Нижневартовская» означает «в низовьях и на излучине реки». И действительно, река в этом месте делает крутой поворот, излучину.   

Задача №14.

Памятник Покорителям Самотлора расположен на кургане Славы, радиус которого 60 метров. Найдите длину окружности кургана по формуле C=2πr, где π=3,14, r – радиус.

Решение:

C=2*3.14*60=376.8 (м) -длина окружности кургана.

Ответ: 376.8 метров.

Задача №15.

В таблице представлены объемы добычи нефти АО «РН-Самотлорнефтегаз».

2013

2014

2015

Нефть, млн. барр.

168.6

161.6

155.1

Сколько млн. барр. нефти было добыто с 2013 по 2015 год?

Решение:

168,6+161,6+155,1=485,3 (млн. барр.) нефти было добыто с 2013 по 2015 год.

Ответ: 485,3 млн. барр.

Самотло́рское нефтяное месторождение (Самотло́р) — крупнейшее в России и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение. Месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки.

 АО «Самотлорнефтегаз» — одно из крупнейших добывающих предприятий НК «Роснефть», которое ведет разработку Самотлорского месторождения — одного из крупнейших в России. АО «Самотлорнефтегаз» учреждено в марте 1999 года.

Вывод

В ходе работы нами были изучены и проанализированы материалы различных источников.  На основе собранных краеведческих данных были составлены математические задачи. Прежде чем составить задачу, нами были рассмотрены виды задач, правила их составления и решения. Из исторической справки мы выбирали математическое содержание, соблюдали правило, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Оформляли слайды с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

В процессе составления и решения задач с краеведческими данными, расширяется кругозор, развивается творческое и логическое мышление, эрудиция.

Про любой город можно узнать очень многое, используя числа и величины.  В ходе работы над проектом мы узнали много интересных фактов о городе Нижневартовске.

Мы считаем, что использование таких задач на уроках позволит учащимся овладеть знаниями не только по математике, но и узнать историю города и познакомиться с основными фактами, событиями, датами, более непринужденно и легко.

Список литературы:

1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.  Как научиться решать задачи. Книга для учащихся., М.: Просвещение,1984.

2. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска https://www.n-vartovsk.ru

3. Городской портал города Нижневартовска - https://nv86.ru

4. https://science-start.ru/ru/article/view?id=1093

5. https://infourok.ru/obuchenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_tekstovyh_zadach-138805.htm

6. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-matematiki-2553057.html

7. "Нижневартовск. Как становятся городами" НВГУ д.и.н., профессор Л.В. Алексеева, д.ф.н., к.и.н., профессор Н.В. Сапожникова, д.и.н., профессор В.В. Цысь, к.и.н., доцент М.М. Чореф, к.и.н., доцент Н.В. Терентьева.

Приложение

Приложение I

Анкета

Уважаемые ребята, с целью изучения  отношения учащихся к школьной математике, мы проводим опрос среди обучающихся 5 классов МБОУ "СШ №18". Вам необходимо ответить на 3 вопроса.

1)

Да________Нет________ Не всегда

2)

Да________Нет________ Трудно ответить определённо _______

3.

Примеры ____   Задачи ______  Задания на смекалку_____

Спасибо за внимание.

Анализ анкетирования.

Анкетирование было проведено на базе МБОУ «СШ №18» среди учащихся 5  классов в количестве   50  человек.

Вам нравится математика, как урок?

Считаете  ли Вы математику самым сложным школьным предметом?

Что Вам больше нравится решать на уроках математики?

Да

Нет

Не всегда

72%

23%

5%

Да

Нет

Трудно ответить определённо

55%

33%

12%

Примеры

Задачи

Задания на смекалку

61%

30%

9%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части" (УМК Дорофеева Г.В.)

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Задачи на части№ урока по теме: урок №1 в теме «Задачи на части» .Дата :15.11Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: учить решать задачи данного в...

Учебный проект по математике: “Любимый район в задачах”

Учебный проект по математике: “Любимый район в задачах”...

Разработка заданий к уроку по теме "Город Нижневартовск" для 3 класса

Рекомендовано для усовершенствования навыков чтения в 3-4 классе...

Проект по математике Любимый город в задачах

Проект по математике"Любимый город в задачах" о достопримечательностях г. Иваново....

Проект по математике«Задачи по математике о Великой Отечественной войне»

Цель исследования создать сборник математических задач,составленных на реальных событиях и датах Великой Отечественной войны, для учащихся 5-9 классов.Задачи исследования следующие:1. Провести опрос с...