Тема методической системы: Повышение интереса обучающихся к предмету математики через применение информационных технологий
статья по математике

Ахметзянова Гузель Наилевна

Цель: Создание условий для повышения мотивации через применение информационных технологий.

Задачи:

  1. выявить внутренние потенциальные возможности индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечить педагогическую по­мощь и поддержку при их реализации;
  2. создать системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
  3. создать условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулировать мотивацию обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;
  4. организовать изучения предмета на основе принципов научного познания;
  5. создать условия для формирования и развития знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин,  для продолжения образования;
  6. организовать проектно-исследовательскую деятельности учащихся;
  7. развивать креативное мышление учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике;
  8. создать условия для формирования  информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_dlya_publik.docx68.69 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка, раскрывающая основные позиции авторской методики, результаты ее внедрения.

Тема методической системы: Повышение интереса обучающихся к предмету математики через применение информационных технологий

Цель: Создание условий для повышения мотивации через применение информационных технологий.

Задачи: 

  1. выявить внутренние потенциальные возможности индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечить педагогическую помощь и поддержку при их реализации;
  2. создать системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
  3. создать условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулировать мотивацию обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;
  4. организовать изучения предмета на основе принципов научного познания;
  5. создать условия для формирования и развития знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин,  для продолжения образования;
  6. организовать проектно-исследовательскую деятельности учащихся;
  7. развивать креативное мышление учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике;
  8. создать условия для формирования  информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения.

Мою методическую. систему можно представить в виде следующей схемы:


Проанализировав свою систему работы, я пришла к вводу, что одним из эффективных способов повышения интереса к предмету, а отсюда и повышению качества образования, является применение информационных технологий на уроке.

Спад интереса учащихся школы в последние годы становится одной из центральных проблем обучения подрастающего поколения. Действительно  учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет, а также интернета на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной, яркой, запоминающейся, интересной информации. В связи, с этим возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания. В методике преподавания накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. В центре внимания работников образования в настоящее время поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и различных современных технологий.

Применение информационных технологий  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Наш традиционный учебно-воспитательный процесс, безусловно, имеет право на существование, он нами отработан и во многом решает задачу обеспечения хорошего уровня образования, но он характеризуется рядом противоречий. К ним относятся противоречия между фронтальными методами обучения и индивидуальными формами и темпом учения, между, в основном, информационной функцией учителя и деятельностным характером учения. Это противоречия и способствовали поиску новых форм и технологий обучения.

Все современные технологии строятся на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основных группы технологий:

1) Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений и навыков.

2) Технология личностного ориентированного обучения направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности

3) Технология развивающего обучения в основе лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника

Опыт показал, что наиболее эффективным являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание, либо интеграция, в сочетании с применением современных мультимедиа технологий.

Проанализировав методы, способы и инструменты, способные сделать урок математики интересным,  я открыла для себя такой инструмент, как онлайн-платформа KaHoot. Kahoot — это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. У основной массы современных школьников смартфоны с подключением к сети Интернет имеются, и необходимо использовать их для учебного процесса по полной.. С помощью данной платформы  учитель может создавать викторины, опросы и тесты с самопроверкой, а также воспользоваться уже готовыми работами других пользователей платформы. Данный сервис можно  использовать на разных этапах урока: актуализация знаний, постановка проблемы,  первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, повторение. Использование данного сервиса  может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся.

          Систему применения информационных технологий можно разделить на следующие этапы:

 1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

 3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. 

Компьютеры сегодня рассматриваются не только и не столько как обучающая машина или объект изучения. Он становится, прежде всего, средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Кроме того, важно использование компьютера как инструмента управления учебным процессом. Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям, как к средству обучения, является мотивационной основой учебной деятельности, которая отражает желания ученика, связанные с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, развитием творческих способностей, утверждением себя в среде сверстников как яркой индивидуальности.

Одна из основных причин включения информационных технологий в процесс обучения состоит в том, что применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и, значит, должно касаться и школьного образования.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Одним из центральных методов обучения современной школы можно считать вопрос мотивации, который стимулирует действия человека. Ученики среднего звена менее мотивированы на получение образование в силу психологических особенностей.

        Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

        Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математики. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными.

Сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо

возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучивать и переучиваться, ясно, что школа должна не только, и может быть не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умения самостоятельно их развивать в дальнейшем. Сегодня многие учащиеся пользуются интернетом, создают презентации.

Но, пожалуй, главное, что несет компьютеризация в школе, в другом. Появление новых компьютерных технологий побуждает учителя задуматься о содержании и форме предмета-математики.

Использование информационных технологий на уроках математики – это мощный стимул в обучении. Такие уроки позволяют активизировать психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – это наглядность, информативность, интерактивность, экономия и желание увидеть больше.

Хочу отметить, что информационные технологии могут применяться на уроках математики различных типов, на различных этапах урока и в различных видах деятельности учащихся.

Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счёт реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Одним из главных преимуществ ИКТ является изменение формы представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Активное использование в организации учебной деятельности элементов ИКТ, стало возможным благодаря оснащению учебных кабинетов мультимедийным оборудованием.

Многие уроки по геометрии и часть уроков алгебры я провожу с применением презентационного сопровождения, которое использую как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока в целом.

Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться. Их использование способствует более глубокому восприятию изучаемого материала, более наглядно подводит к осмыслению доказуемых и выводимых фактов, позволяет более качественно отработать практические задачи, делает урок красочнее и интереснее, позволяет решать следующие задачи:

- способствовать усвоению базовых знаний по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом

Информационно-коммуникационные технологии неизбежно несут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Каждый педагог для себя должен определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе.

В подтверждение того, что информационные технологии являются эффективным средством в повышении интереса к предмету и качества обучения являются показатели позитивной динамики качества знаний обучающихся:

Кроме этого внедрение информационных технологий способ повышения интереса во внеурочной деятельности. Активное участие обучающихся в различных мероприятиях подтверждает этот факт.

Вывод: Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"

В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...

Повышение познавательного интереса обучающихся на уроке физики в режиме информационных технологий

Проектирование учебных занятий на основе современных образовательных технологий...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Развитие математического мышления через применение информационных технологий на уроках математики

Развитие математического мышления через применение информационных коммуникационных технологий на уроках математики...

О повышении познавательных интересов учащихся на уроках математики посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существ...

Повышение мотивации обучающихся через применение информационных технологий

  Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.Мотивация – важнейший...