Развитие математического мышления через применение информационных технологий на уроках математики
статья на тему

Плющик Наталья Петровна

Развитие математического мышления через применение информационных коммуникационных технологий на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие математического мышления через применение  информационных коммуникационных технологий на уроках математики»

На рубеже веков обновление общеобразовательной школы стало объективной необходимостью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких технологий преподавания, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Тема моей работы

Если справедливо утверждение о спиральном ходе исторического развития, то, похоже, компьютер появился “в нужное время и в нужном месте”. Ведь именно это интеллектуальное устройство способно совершить очередной прорыв в области самостоятельного обучения.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектор самостоятельной учебной работы.

Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет.

Информатизация общеобразовательного пространства является важнейшим направлением реформирования образовательной системы, которое подтверждается решением коллегии Министерства образования Хабаровского края от 27.02.2002 г., концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и краевой программой «Информатизации образования на  2006–2008 годы».

Использование компьютера в  учебном процессе, электронная почта и доступ к сети Интернет так же способствует развитию мотивации обучения и удовлетворению информационных  потребностей различных групп учащихся класса.

Но пока еще остается не до конца решенным вопрос об эффективном применении информационных технологий на уроке и поэтому каждый

учитель работающий в этом направлении пытается самостоятельно, и опираясь на имеющийся опыт решать эти вопросы, ставя перед собой следующую цель: повышение эффективности, доступности и качества образования на основе информационных технологий в учебном процессе, а так же достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки учащихся для обучения в высших учебных заведениях.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются  программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы при изучении предметов, в том числе и отдельных разделов школьного курса  математики. Эти программные средства позволяют конструировать и исследовать объекты в режиме диалога. Значительный арсенал чувственных образов, генерируемых компьютером, оказывает существенное влияние на развитие  математического мышления.

Использование информационных технологий  в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Тем не менее, на сегодня имеется ряд  моделей такого использования.

Использование компьютера на следующих этапах обучения:

 1)при изучении нового материала

Тема. «Параллелограмм и его свойства»

Тема. «Первый признак равенства треугольников».

Тема. «Квадрат суммы».

2) при закреплении нового материала

а) тема. «Свойства вписанного четырехугольника»

3) при организации входного контроля

Презентация  при проверке домашнего задания по теме «Решение треугольников».

4) при организации выходного контроля

После изучения темы учащимся предлагается тест на компьютере, где программа  принимает ответы учащихся и выставляет им оценку.

Тесты по темам «Решение треугольников»

5) при выполнении творческих заданий

Построить графики квадратичных функций на определенных промежутках  и получить  рисунок.

Задание выполняется с помощью графопостроителя в программе Microsoft Word.

6) при организации подготовки к экзаменам

использую готовые программные продукты «Алгебра и начала анализа итоговая аттестация выпускников», «Математика абитуриенту 1145 задач по математике».

7) при организации элективных курсов

8) при организации внеклассной работы

При проведении КВНа выполнение задания с помощью компьютера.

9) при организации воспитательного момента на уроке

Воспитание на примере биографии ученого.

Обращая внимание учащихся на качества характера, которые помогали ученым достичь выдающихся результатов: а) любознательность и умение работать с первоисточником;

б) умение увидеть сформулировать проблему; в) найти пути ее решения и добиваться результата долго и очень долго иногда много лет, умение довести идею до конечного результата.

Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

1)диагностического тестирования качества усвоения материала;

2)в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

3)в обучающем режиме;

4)при работе с отстающими учениками, у которых применение  компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

5)в режиме самообучения;

6)в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Использование компьютера выполняет следующие дидактические функции:

1)предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;

2) отрабатывать в интерактивном режиме элементарные базовые умения;                    

3) усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;

4) возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика;

5) увеличить долю содержательной работы ученика.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

  1. прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
    2) реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
    3) автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
    4) технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
    5) развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Плющик Н.П.,

учитель математики,

учитель первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках математики

Сферы применения компьютерных технологий на уроках, примеры электронных изданий учебного назначения.Пример практического применения информационных технологий на уроках математики - краткое описание ур...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассказывается как ИТ применяются мною на уроках математики, что это дает учащимся и учителю....

Особенности применения информационных технологий на уроках математики

Статья. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИАвтор. Мелешкова Светлана Владимировна учитель математики  МБОУ СОШ № 48 г. БелгородИнтенсивное развитие совреме...

Описание опыта "Использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики на ступени основного общего образования"

Цель работы: показать возможности использования приёмов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках математики в основной школе для достижения образовательных результат...

Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики

 Данная статья содержит материал о воспитании патриатизма через применение информационных технологий на уроках информатики...

Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения."...