ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре по теме

В статье рассказывается как ИТ применяются мною на уроках математики, что это дает учащимся и учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Загрубина Светлана Ивановна

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ореховская СОШ»

Вокруг проблемы качества образования ведется много споров. Борьба за качество об разования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет ее решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребенка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признается оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информацион ную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедре нием в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучае мых дисциплин в целом. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.

Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у учащихся интерес, за ставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превра щает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значи тельно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит вре мя на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существен но, что при работе с мультимедийным проектором учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске. Он заменяет многие функции классной доски с мелом и тряпкой, создающей в классе пыль. Так при подготовке к урокам в 5—6 классах я столкнулась с та кой проблемой, что слишком много нужно писать на доске, физически невозможно столь ко написать, и мало доски и совсем не отдыхаешь между уроками. Дома пишешь план, но это хоть остается на следующие годы, а при подготовке доски затрачиваешь много времени и усилий, и все это удаляется, а еще хочется непросто написать, а сопроводить рисунками и интересным дополнительным материалом. Вот тут на помощь приходит мультимедий ный проектор и заранее приготовленная презентация. Определяются этапы урока, на кото рых будет использоваться презентация. Презентацию можно использовать на любом этапе урока:

Устные упражнения: [слайд 2 презентации].

Изучение нового материала (В первом столбике таблицы дается алгоритм сложения или вычитания дроби, во втором столбике пошагово решен пример, второй и третий столбик за полняют самостоятельно. После того как учащиеся самостоятельно заполнят таблицу на экране появляется правильный вариант заполнения и учащиеся проверяют насколько верно выполнено задания, а затем производится разбор ошибок) [слайд 3 презентации].

Закрепление:

Выясни, в каком столбце верно записано число.

4 слайд. После того как учащиеся выполнят данное задание и на розданных карточках за пишут получившееся слово на слайде появляется правильный ответ. И говорится, что обозначает данное слово (РОТОКАС — означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 11 букв и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи.)

5 слайд. На слайде изображены ученики с бумажными колпаками, на которых написаны цифры. У того ученика, который ниже ростом, на колпаке знак запятой. «Запятая» пере бегает на различные места в ряду учеников — цифр, а сидящие в классе ученики называют десятичные дроби и поясняют, что обозначает каждая цифра.

Контроль знаний:

  1. самостоятельная работа (задания для самостоятельной работы проецируются на экран) [слайд 6 презентации];
    и раздаются в печатном виде.);
  2. тесты созданные при помощи электронных таблиц  [слайд 7, 8 презентации].

Нельзя забывать и о том, что зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения. Знания, умения и навыки школьников могут быть сформированы только в резуль тате их активных усилий, действий. Поэтому, даже использование мультимедиа на уроках математики не эффективно, если оно не сопровождается познавательной деятельностью учащихся. Отсюда следует, что необходимо тщательно продумать, как использовать демон страционный материал в конкретной учебной работе, как активизировать познавательную деятельность и развивать познавательный интерес. Чтобы использование мультимедийного проектора принесло необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных требований, прежде всего преподносимая информа ция с использованием мультимедиа должна соответствовать современным научным знани ям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника. Информация должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт учителя и уровень знаний детей. Но все же, использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в та кой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Для примера приведу фрагмент урока в 9 классе «Геометрическая прогрессия». При изучении данной темы учащиеся сначала вспоминают определение арифметической прогрессии, вспоминают формулу общего члена и характеристические свойства и все это поэтапно появляется на экране, а затем самостоя тельно заполняют таблицу по аналогии с арифметической прогрессией, то есть дают опреде ление, выводят формулу общего члена и так далее для геометрической прогрессии. [слайд 9 презентации]. В конце урока ребята прослушали интересный исторический материал о связи между прогрессиями. Материал был подготовлен и представлен одним из учащихся. [слайд 10 презентации].

А теперь, что касается ЕГЭ.  Не  для  кого не секрет, что многие учащиеся не могут, не приу чены 3 часа подряд заниматься математикой с полной отдачей. Надо сказать, что только небольшая часть школьников способна на это без специальной подготовки. Учителя, при сутствующие на ЕГЭ, подтвердят, что очень часто еще остается много времени, но школьник отказывается продолжать работу: «устал», «не могу больше», «не соображаю», «не хочу». Та ким образом, отсутствие привычки напрягаться в математике несколько часов подряд без пе рерыва — одна из важных причин низкого качества написания тестов многими школьниками. Выдержать три с половиной часа без перерыва и при этом интенсивно работать большинство школьников не может. К такому режиму работы нужно приучать и тренировать в нем уче ников хотя бы раз в неделю. Начиная с марта месяца, выпускники начинают писать пробные тесты. С начала только под «А» время дается 1 час, затем «А» и «В» время 2 часа, а затем весь тест. Тесты решаются как в печатном варианте, так и в электронном виде. Я использую ин терактивные контрольные измерительные материалы из серии «1С: Репетитор». [слайд 11, 12 презентации].

________________________________________________________________

  1. Презентацию материала можно посмотреть, используя следующую ссылку: https://docs.google.com/present/view?id=dfkvcwmc_307d7qqtkfn.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках математики

Сферы применения компьютерных технологий на уроках, примеры электронных изданий учебного назначения.Пример практического применения информационных технологий на уроках математики - краткое описание ур...

Особенности применения информационных технологий на уроках математики

Статья. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИАвтор. Мелешкова Светлана Владимировна учитель математики  МБОУ СОШ № 48 г. БелгородИнтенсивное развитие совреме...

Применение информационных технологий на уроках математики.

Применение информационных технологий на уроках математики....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ- ДАНЬ МОДЕ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  ...

Применение информационных технологий на уроках математики

Главная идея моего опыта - использование информационных технологий в курсе преподавания предмета учащимся. ...