Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
рабочая программа по математике (6, 7, 8 класс)

Солодухина Татьяна Юрьевна

Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_matem_6.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике по теме «История развития математики» для 6 класса составлена с учетом следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования,

утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 г. № 1897;

2. Закон «Об образовании РФ»;

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

«СОШ № 4 г. Щигры Курской области»;

4. Учебный план МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

1) в личностном направлении:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 2) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

2) в метапредметном направлении: 

1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

 4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

Личностные:

  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические и общекультурные знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи

3) в предметном направлении:

•  знать основные этапы и ключевые события истории математики

• уметь соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  истории математики;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• рассказывать о важнейших  событиях в истории математики и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся и форм организации

Зарождение математики  (4 ч)

Первые представления о числе и форме. Измерение длины и ёмкости предметов. Отсчёт времени.

Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста, выдвижение гипотез.

Формы организации: фронтальная, групповая

Математика Древнего Востока (4 ч)

Жрецы – обладатели научных знаний. Египетская арифметика. Дроби. Математика Двуречья и Древнего Китая

Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста.

Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая

Математика в Древней Греции (5ч)

Фалес Милетский – отец греческой математики. Проблемы квадратуры круга и трисекции угла. Пифагор и его школа. Великие древнегреческие математики.

Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста.

Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая

Восток после упадка античного общества (5ч)

Индийские математические школы. Десятичная система счисления. Доказательства в алгебре. Японская математика.

Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста, выдвижение гипотез.

Формы организации: фронтальная, групповая

Математика Западной Европы (14ч)

Знакомство европейцев с работами греческих классиков. «Книга абака» Фибоначчи. Философия и математика. Теория перспективы. Усовершенствование обозначений, использование новой символики. Появление десятичных дробей. Путь к теоретической механике. Исаак Ньютон, Лейбниц, Лагранж, Гаусс.

Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста.

Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая

Итоговое занятие. Защита проектов (2ч)

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой тем

№ п/п

Тема

Количество

часов

Зарождение математики

1

Первые представления о числе и форме

1

2

Числовые термины

1

3

Измерение длины и ёмкости предметов

1

4

Отсчёт времени

1

Математика Древнего Востока

5

Жрецы – обладатели научных знаний

1

6

Задачи с дробями в египетской арифметике

1

7

Математика Двуречья

1

8

Математика Древнего Китая

1

Математика в Древней Греции

9

Фалес – отец греческой философии и математики

1

10

Проблема квадратуры круга

1

11

Пифагор и его школа

1

12

Евклид и Архимед

1

13

Герон, Менелай, Диофант

1

Восток после упадка античного общества

14

Индийские математические школы

1

15

Десятичная позиционная система

1

16

Алгебра – наука об уравнениях

1

17

Омар Хайям и его «Трактат о доказательствах алгебры»

1

18

Японская математика

1

Математика Западной Европы

19

Знакомство европейцев с работами греческих классиков

1

20

Математика в Италии

1

21

Болонский университет

1

22

Усовершенствование обозначений

1

23

Появление десятичных дробей

1

24

Путь к теоретической механике

1

25

Иоганн Кеплер и Галилео Галилей

1

26

Блез Паскаль. Изобретение счётной машины

1

27

Исаак Ньютон

1

28

Готфрид Лейбниц

1

29

Братья Бернулли

1

30

Леонард Эйлер

1

31

Карл Фридрих Гаусс

1

32

Эварист Галуа – революционер и математик

1

33,34

Итоговое занятие. Защита проектов

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики.- М.: Наука,1990.
  2. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985
  3. Белл Э. Г. Творцы математики.- М.: Просвещение, 1979
  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М: Астрель,2003.
  5. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
  7. Газета «Математика»; Гусев В. А. Внеклассная работа по математике. М. «Просвещение»,1992;
  8. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. М. «Просвещение»,1990;
  9. «Математика в школе», подшивка журналов;
  10. «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;
  11. Компьютер
  12. Экран навесной
  13. Мультимедиа проектор
  14. Набор чертёжных инструментов
  15. Интернет-ресурсы

      http://www.tomget.info

http://pedsovet.su

http://festival.1september.ru

http://nic-snail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"

Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Удивительный мир математики" 5 класс

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Увлекательная математика" 6 класс

Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34  часов.Содержание программы внеурочной деятельности связано с...

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"

Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназ...