Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6 класс)
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_.zanim_matem_6kl.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №75»
Рассмотрено и принято на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
Руководитель методического объединения Зам. директора по ВР Директор школы
классных руководителей ________Н.А. Егорова ________Т.С.Пяткина
_________/____________________ «______»________2019г. Приказ№_______
Протокол№ ______ 30 августа 2019г.
«_____»__________2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование курса « Занимательная математика» для 6 класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель Имамова Альфия Наиловна
г. Ульяновск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Занимательная математика» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ( ФГОС ООО- для 5-9 классов, ) со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015;
- Основная образовательная программа ( основного общего образования – для 5-9 классов) МБОУ СШ № 75;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»(СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 24 декабря 2015 года);
- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО , СОО утвержденного МБОУ СШ №75;
- Учебный план МБОУ СШ № 75 на 2019-2020 уч. Год.
Количество часов в год-35
Количество часов в неделю-1
Реализация программы осуществляется с использованием:
Математика 6 . Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017г
Планируемые результатыизучения учебного курса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Занимательная математика» обучающиеся должны/получат возможность
знать/понимать:
- основные ключевые понятия математики;
- способы решения головоломок, ребусов;
- некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
- о некоторых великих математиках и их достижениях;
- об открытии нуля;
- признак делимости на 11;
- иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
- о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
- головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
- число Шахерезады; числа палиндромы;
- методы рассуждений;
- простые и сложные высказывания;
- составные части математических высказываний;
- необходимые и достаточные условия.
уметь:
- решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
- решать задачи на переливание жидкости;
- определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
- правильно употреблять математические термины;
- решать задачи на математическую логику;
- строить логические рассуждения;
- самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
Содержание учебного курса
Раздел I. Из истории математики(6 часов)
Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать?Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов.Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.
Раздел II. Великие математики(6 часов)
Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда.Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.
Доклады о великих математиках.
Глава III. Из науки о числах (9часов)
Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи.Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа.Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).
Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина.
Глава IV. Логика в математике(8 часов)
Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Составные части математических высказываний.Необходимые и достаточные условия. Задачи на математическую логику.Задачи на планирование.
V. Геометрические головоломки( 6 часов)
Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве.Соразмерность.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) |
1 | Из истории математики | 6 |
2 | Великие математики | 6 |
3 | Из науки о числах | 9 |
4 | Логика в математике | 8 |
5 | Геометрические головоломки | 6 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
6 класс «Занимательная математика»
№ п/п | Раздел и основное содержание темы | коли- чество часов | Дата по плану | Дата факт | Корректировка (Проведенная коррекция, причины) |
Из истории математики | 6 | . | |||
1 | Арифметика каменного века | 1 | |||
2 | Числа начинают получать имена | 1 | |||
3 | Загадка числа «7» | 1 | |||
4 | Живая счетная машина | 1 | |||
5 | Дюжины и гроссы | 1 | |||
6 | Математика Вавилона | 1 | |||
Великие математики | 6 | ||||
7 | Пифагор и его школа | 1 | |||
8 | Архимед | 1 | |||
9 | Задачи на переливание жидкостей | 1 | |||
10 | Мухаммед из Хорезма | 1 | |||
11 | Развитие математики в России | 1 | |||
12 | Л.Ф.Магницкий и его«Арифметика» | 1 | |||
Из науки о числах | 9 | ||||
13 | Открытие нуля | 1 | |||
14 | Число Шахеризады | 1 | |||
15 | Любопытные свойства натуральных чисел | 1 | |||
16 | Признак делимости на 11 | 1 | |||
17 | Числа счастливые и несчастливые | 1 | |||
18 | Арифметические ребусы | 1 | |||
19 | Некоторые приемы быстрого счета | 1 | |||
20 | Числовые головоломки | 1 | |||
21 | Арифметическая викторина | 1 | |||
Логика в математике | 8 | ||||
22 | Учимся правильно рассуждать | 1 | |||
23 | В математике «не», «и», «или» | 1 | |||
24 | Понятия «следует», «равносильно» | 1 | |||
25 | Составные части математических высказываний | 1 | |||
26 | Верные и неверные высказывания | 1 | |||
27 | Необходимые и достаточные условия | 1 | |||
28 | Затруднительные положения | 1 | |||
29 | Несколько задач на планирование | 1 | |||
Геометрические головоломки | 6 | ||||
30 | Головоломка Пифагора | 1 | |||
31 | Удивительные луночки | 1 | |||
32 | Колумбово яйцо | 1 | |||
33 | Лист Мебиуса | 1 | |||
34 | Не верь глазам своим | 1 | |||
35 | Заключительное занятие - игра «Верю, не верю» | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Литература | ||
1 | Математика 6 . Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017г. | 1 |
2 | Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2015. | 1 |
3 | Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 2015. | 1 |
4 | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 2016. | 1 |
Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
Электронные образовательные ресурсы | ||
1 | Наименование сайтов• www.1september.ru • www.math.ru • www.allmath.ru • www.uztest.ru • http://schools.techno.ru/tech/index.html • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html • http://methmath.chat.ru/index.html • http://www.mathnet.spb.ru/ | 7 |
2 | Наименование электронных пособий: презентации:
| 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способству...
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5 класс
Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 6 класс
Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Пояснительная запискаДанная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и во...