РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему

Осипенко Ольга Станиславовна

Программа  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Песчаноозёрной средней школы

 сп Полтавская школа

 

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                 внеурочной деятельности

                       по общеинтеллектуальному  направлению

                                  «Занимательная математика»

                                              ФГОС ООО

                                                 Классы:   5 - 6

                                     Срок реализации 1 год

        

             

           

                                                                      Составитель: Осипенко Ольга Станиславовна

                                                     учитель математики

с.Полтавка

           2017 - 2018 уч. год

1. Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на основе нормативно-правовой базы:

  • закона  РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г.  №1342, от 28.05.2014г. №598)
  • письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной   распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
  • рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);

          Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г. и

 «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Срок реализации  программы 1 год.

     

2. Цели и задачи курса

Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.    

Задачи программы: 

-   создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

- развитие  пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие мелкой моторики рук;

- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

     Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка. 

3. Планируемые результаты освоения программы

     Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность,  любознательность;

- инициатива, активность и  сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;

- умение преодолевать трудности.

 

Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;

- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;

- действие в соответствии с заданными правилами;

- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;

- сопоставление полученного результата с заданным условием;

- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;

- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;

- воспроизведение способа решения задачи.

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;

- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

Предметные результаты:

- создание фундамента для математического развития;

- формирование  механизмов  мышления, характерных для математической деятельности;

- осознание значения математики для повседневной жизни человека;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;

- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов

4. Содержание программы.

Вводное занятие.

Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.

Приемы быстрого счета.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

Решение задач

Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.

Геометрическая мозаика

Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.

Математика в жизни

Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.

Узнай свои способности

Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.

Итоговое занятие.

5. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Организационное занятие. Старинные математические истории

1

Приемы быстрого счета.  

8

Занимательные математические задачи

8

Геометрическая мозаика  

10

Математика в жизни

5

Узнай свои способности (тесты)

2

Итоговое занятие

1

Итого

35

6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

план

факт

Организационное занятие. Старинные математические истории

Приемы быстрого счета (8 ч)

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Умножение двухзначных чисел на 11;13.

Промежуточное приведение к «круглым» числам.

Использование изменения порядка счета.

Умножение и деление на 5,50,500.

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков.

Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест».

Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

Занимательные математические задачи (8 ч)

Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки

Задачи на определение возраста.

Задачи, решаемые с конца.

Задачи на взвешивание и переливание.

Задачи, решаемые уравниванием.

Задачи на движение.

Логика и рассуждения. Логические задачи

Решение олимпиадных задач.

Геометрическая мозаика (10ч)

Простейшие геометрические фигуры.

Геометрия на клетчатой бумаге.

Вырезание из бумаги.

Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

Конструирование фигур из треугольников.

Геометрические головоломки.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Топологические опыты.

Турнир по геометрии.

Математика в жизни (5 ч)

Поступки делового человека

Учёт расходов семьи на питание

Кулинарные рецепты

Таблица игр по футболу

Подсчёт вариантов

Узнай свои способности (2 ч)

Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти;

Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.

Итоговое занятие.

7. Информационно-методическое обеспечение программы.

 - Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003.

- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.

- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.

- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

 - Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.

- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.

 - Фальке Л.Я. «Час занимательной математики»,  Москва, 2003

 - Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

 - «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009