Проценты для старшеклассников
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9, 10, 11 класс)

Горина Татьяна Евгеньевна

Статья предназначена для повторения темы "Проценты" в старших классах при подготовке к итоговой аттестации. Рассматриваются два вида задач "на проценты": увеличение (уменьшение) числа на проценты и применение процентов в задачах "на работу" и "на движение". Подбор задач осуществляется по принципу "от простого к сложному". Задачи носят практический характер, встречаются на итоговой аттестации и вступительных экзаменах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty_dlya_starsheklassnikov.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проценты для старшеклассников

Проценты были введены для оценки содержания одного вещества в другом, роста (убыли) производства, производительности труда, дохода, прибыли, банковских ставок и др.

Различные обозначения процентов (на примерах):

18%               0.18         ,

135%,            1,35,        ,

p%.                0.01p.        .

Основные действия с процентами:

  1. нахождение процентов от числа;
  2. числа по его процентам;
  3. процентного отношения числа.

Примеры.

  1. Найдите 48% от 250.

0,48×250 = 120.

  1. Найдите число, 8% которого равны 12.

12 : 0,08 = 150.

  1. Сколько процентов составляет 180 от 450?

Кроме трёх основных действий, нужно хорошо оперировать такими понятиями, как увеличение (уменьшение) величины на проценты.

  1. Увеличение (уменьшение) числа на проценты.

Примеры.

  1. Увеличим число 60 на 20%, полученный результат уменьшим на 72%.

60 + 60×0,2 = 72,

72 - 72×0,2 = 57,6.

  1. Уменьшим число 60 на 20%, затем полученный результат увеличим на 20%.

60 - 60×0,2 = 48,

48 + 48×0,2 = 57,6.

Задача в общем виде. Увеличим число а на р%, а затем полученное число уменьшим на р%.

а + а× = а(1 + ) – после увеличения на р%.

а(1 + )( 1 - ) = а(1 -  – после уменьшения на р%.                                       (1)

Такое же выражение получим, если число а сначала уменьшили на р%, потом увеличили на р%.

Графическое изображение функции у = а(1 -  (рис. 1) показывает, что после двойного изменения числа на р% число а будет уменьшаться.

C:\Users\Татьяна\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (80).png

Задача 1. Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30%. Как изменилась цена товара?

Решение. 1 способ. Пусть первоначальная цена равна а, после снижения стала          а – 0,3а = 0,7а, после повышения она стала 0,7а + 0,7а×0,3 = 0,91а.

2 способ. Использование формулы (1)

а(1 -  = 0,91а.

100% – 91% = 9%

Ответ. Цена снизилась на 9%.

Задача 2. Цену товара повысили на 20%, потом понизили на 20%. Как изменилась цена товара?

Решение. а(1 -  = 0,96а.

Ответ. Цена снизилась на 4%.

  1. Задачи «на движение» и «на работу»

Многие задачи «на работу» и «на движение» - это задачи на обратную пропорциональную зависимость. При S = const  vt = const, при А = const  Nt  = const  (v – скорость, t – время, N - производительность, мощность, А – работа).

Задача 1. Гонщик-мотоциклист подсчитал, что при увеличении скорости на 10% он пройдёт круг по кольцевой дороге за 15 мин. На сколько процентов он долженувеличить скорость, чтобы пройти круг за 12 мин?

Решение. В этой задаче S = const. Пусть первоначальная скорость равна  v. Тогда

(v + 0.1v)×15 = (v + v)×12,

1.1v×15 = 12v + ×.

16.5 = 12 +  ,

р = 37,5.

Ответ. На 37,5%.

Задача 2. Рабочий день уменьшился 8 ч. до 7 ч. На сколько процентов нужно повысить производительность труда, чтобы заработная плата осталась прежней?

Решение. В этой задаче А = const. Тогда

8N = 7(N + N),

8 = 7 + ,

p =  = 14.

Ответ. На 14%.

Задача 3. На сколько процентов снизилась производительность труда, если для выполнения плана пришлось увеличить рабочий день с 7 ч. до 8 ч.?

Решение. 7N = 8(N - N),

 7 = 8 - ,

р = 12,5.

Ответ. На 12,5%.

Задача 4. Рабочий день уменьшился 8 ч. до 7 ч. На сколько процентов нужно повысить производительность труда, чтобы при тех же расценках заработная плата выросла на 12%?

Решение. 8(N + N) = 7(N + N),

8 +  = 7 + ,

 = ,

р = 28.

Ответ. На 28%.

Задача 5. Рабочий день уменьшился 8 ч. до 7 ч. На сколько процентов изменится заработная плата, если производительность увеличится на 12%?

Решение. 8(N + N) = 7(N + N),

8 +  = 7 + ,

 = - 1 + ,

p = -2.  Значит, произошло уменьшение на 2%.

Ответ. Уменьшение на 2%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. Задачи на проценты

Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....

Проценты. Нахождение процентов от числа

Методическая разработка  урока математики в 5 классе  по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение  задач при подготовке к  ГИА и ...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Презентация "Задачи на проценты для старшеклассников"

Умение решать задачи на проценты всегда рассматривалось как необходимое условие подготовки учащихся к жизни. Современная жизнь снова делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практичес...

Презентация "Задачи на проценты для старшеклассников"

Современная жизнь снова делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. В газетах, по радио и телевидению, в транспорте везде обсуждаются...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...