Прямая и обратная пропорциональные зависимости
творческая работа учащихся по математике (6 класс)

Ваксильева Марина Анатольевна

В нашей жизни очень часто встречаются пропорции и соотношения. А то, что часто встречается в жизни человека, не может не влиять на неё. Попробуйте испечь вкусный торт, не придерживаясь пропорций. Уже только один этот пример показывает, что тема «Прямая и обратная пропорциональность» очень актуальна и востребована. Практически одинаково часты прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Причём многие люди, не слишком искушённые в математике и областях, тесно с ней связанных, привыкли думать, что прямая пропорциональность — это хорошо, а обратная пропорциональность — это плохо. Я берусь опровергнуть этот стереотип и доказать, что прямая пропорциональность может влиять на жизнь человека негативно, а обратная пропорциональность — позитивно.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямая и обратная пропорциональные зависимости Автор: Яриков Михаил Алексеевич МБОУ гимназия № 19 имени Н.З. Поповичевой, 6 класс

Слайд 2

Введение План исследований Проблема и гипотеза Цели и задачи План работы Теоретический материал Отношение Пропорция Основное свойство пропорции Прямая пропорциональная зависимость Обратная пропорциональная зависимость Примеры задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости Примеры задач на прямую пропорциональную зависимость Задача 1 Задача 2 Примеры задач на обратную пропорциональную зависимость Задача 1 Задача 2 Содержание Мои исследования по теме проекта Исследования по прямой пропорциональности Негативное влияние Позитивное влияние Исследования по обратной пропорциональности Негативное влияние Позитивное влияние Создание программы-тестера «Прямая и обратная пропорциональность» для предмета «Математика, 6 класс» Выводы Список использованной в проекте литературы и веб-ресурсов

Слайд 3

В нашей жизни очень часто встречаются пропорции и соотношения. А то, что часто встречается в жизни человека, не может не влиять на неё. Попробуйте испечь вкусный торт, не придерживаясь пропорций. Уже только один этот пример показывает, что тема «Прямая и обратная пропорциональность» очень актуальна и востребована. Практически одинаково часты прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Причём многие люди, не слишком искушённые в математике и областях, тесно с ней связанных, привыкли думать, что прямая пропорциональность — это хорошо, а обратная пропорциональность — это плохо. Я берусь опровергнуть этот стереотип и доказать, что прямая пропорциональность может влиять на жизнь человека негативно, а обратная пропорциональность — позитивно. Введение Назад к оглавлению

Слайд 4

План исследований Содержит: Проблему Гипотезу Цели и задачи План работы Назад к оглавлению

Слайд 5

Проблема Как прямая и обратная пропорциональные зависимости могут влиять на жизнь человека? Гипотеза Прямая пропорциональная зависимость может влиять на жизнь человека негативно, а обратная — позитивно (и наоборот). Проблема и гипотеза Назад к оглавлению

Слайд 6

разобрать теоретический материал темы «Отношения и пропорции»; научиться решать уравнения и задачи с использованием свойства верной пропорции; подобрать данные для составления задач на применение прямой и обратной пропорциональных зависимостей, показывающих различное влияние на процессы (как позитивное, так и негативное); создать программу-тест «Прямая и обратная пропорциональность» для предмета «Математика, 6класс». Цели и задачи работы Назад к оглавлению

Слайд 7

Сбор информации. Изучение теоретических материалов из учебников Виленкина и Мерзляка. Решение задач для закрепления материала. Систематизация информации Мои исследования. В каких из жизненных ситуаций принимают участие прямые и обратные пропорциональные зависимости. Как эти ситуации воспринимаются человеком. Создание программы тестера. Разработка условий задач. Изучение методов написания программ с использованием WinForms из .NET Frame w ork. Создание программы тестирующей умение учеников решать задачи на прямые и обратные пропорциональные зависимости . План работы Назад к оглавлению

Слайд 8

Теоретический материал Содержит определения и примеры применения: Отношения Пропорции Основного свойства пропорции Прямой пропорциональной зависимости Обратной пропорциональной зависимости Назад к оглавлению

Слайд 9

Частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго. Пример Мотор станка весит 36 кг, а станок весит 108 кг. Найти отношение массы мотора к массе станка. Ответ : ⅓. Отношение Назад к оглавлению

Слайд 10

Равенство двух соотношений a:b=c:d называют пропорцией. При этом числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c — средними. Пример . 5 кг апельсинов стоят 325 р., а 11кг — 715 р. Верно ли это? Здесь 5 и 715 — крайние члены, а 11 и 325 — средние. Ответ : Верно. Пропорция Назад к оглавлению

Слайд 11

В верной пропорции a:b=c:d произведение крайних членов равно произведению средних членов. Верно и обратное утверждение: если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна. Основное свойство пропорции Назад к оглавлению

Слайд 12

Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении или уменьшении какой-либо из величин в некоторое число раз другая величина также увеличивается или уменьшается во столько же раз. Пример. За 5 кг товара заплатили 325 рублей, тогда за 10 кг надо заплатить 650 рублей. С увеличением количества товара в 2 раза увеличивается и стоимость в те же 2 раза. Прямая пропорциональная зависимость Назад к оглавлению

Слайд 13

Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении или уменьшении какой-либо из величин в некоторое число раз другая величина также уменьшается или увеличивается во столько же раз. Пример. Поезд едет одинаковое расстояние за 3 ч со скоростью 60 км/ч или за 6 ч со скоростью 30 км/ч. С возрастанием в 2 раза времени скорость увеличивается в 2 раза. Обратная пропорциональная зависимость Назад к оглавлению

Слайд 14

Примеры задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости Содержит примеры задач на: Прямую пропорциональную зависимость: Задача 1 Задача 2 Обратную пропорциональную зависимость: Задача 1 Задача 2 Назад к оглавлению

Слайд 15

Примеры задач на прямую пропорциональную зависимость Содержит примеры: Задача 1 Задача 2 Назад к оглавлению

Слайд 16

Известно, что 2 л керосина весят 1,6 кг. Сколько весят 5 л керосина? Решение. Составим пропорцию: Согласно основному свойству пропорции, получим следующее равенство: 1,6∙5=2х . x =4. Таким образом, 5литров керосина весят 4кг. Ответ : 4 кг. Задача 1 Назад к оглавлению

Слайд 17

Из 100 кг пшеницы получают 96 кг муки высшего сорта. Сколько пшеницы потребуется, чтобы получить 200 кг муки высшего сорта? Решение Составим пропорцию: Согласно основному свойству пропорции, получим следующее равенство: 100∙200=96х. Решив это уравнение, получим x =208⅓. Таким образом, получится 208⅓ кг муки высшего сорта. Ответ. 208⅓ кг. Задача 2 Назад к оглавлению

Слайд 18

Примеры задач на обратную пропорциональную зависимость Содержит примеры: Задача 1 Задача 2 Назад к оглавлению

Слайд 19

Бронепоезд прошёл до места дислокации со скоростью 60 км/ч за 5 ч. Однако, его вызвали обратно из-за чрезвычайной ситуации, поэтому он достиг места вызова за 2,5 ч. Какова была скорость бронепоезда во время вызова из-за чрезвычайной ситуации? Решение. Составим пропорцию: Согласно основному свойству пропорции, получим следующее равенство: 60  5=2,5x . Произведя преобразования, получим следующее равенство: Решив это уравнение, получим x = Таким образом, скорость бронепоезда на обратном пути 120км/ч. Ответ . 120 км/ч. Задача 1 Назад к оглавлению

Слайд 20

Предположим, что у нас есть вьючное животное, умеющее с грузом в 1 кг бежать со скоростью 100 км/ч. Какова будет скорость нашего вьючного животного, если на него погрузить 9 кг? Решение. Составим пропорцию: Согласно основному свойству пропорции, получим следующее равенство: 100∙1=9x. Произведя преобразования, получим следующее равенство: Решив это уравнение, получим x = . Таким образом, скорость животного км/ч. Ответ . км/ч. Задача 2 Назад к оглавлению

Слайд 21

Мои исследования по теме проекта Содержит исследования по: Прямой пропорциональности: Негативное влияние Позитивное влияние Обратной пропорциональности: Негативное влияние Позитивное влияние Назад к оглавлению

Слайд 22

Исследования по прямой пропорциональности Содержит исследования примеров: Негативного влияния Позитивного влияния Назад к оглавлению

Слайд 23

Предположим для удобства: все годы не високосны; все люди в Липецке обладают правом покупать товары; все покупают продукты по потребительской корзине за 2018 год — 7466 р. Население Липецка в 2017 г — 510439 человек. Население Липецка в 2018 г — 509735 человек. Различаются они примерно на 0,13%. В 2017 году было уплачено магазину 1390992214510 р., а в 2018 — 1389073751150 р. Эти величины также различаются примерно на 0,13%. Составим пропорцию: Негативное влияние (начало) Назад к оглавлению

Слайд 24

Докажем, что это пропорция: 510439  1389073751150 = = 509735  1390992214510 = = 709037416463254850 А так как население уменьшилось, то, соответственно, уменьшилась и прибыль магазинов. Поэтому этот пример занесён в разряд негативных. Негативное влияние (конец) Назад к оглавлению

Слайд 25

Для изготовления 10 деталей на ПАО « НЛМК» нужно 3,5 кг металла. Сколько металла пойдет на изготовление 12 таких деталей? (задача составлена по данным галерии ПАО « НЛМК») Таким образом, необходимо 4,2 кг металла. Почему я отнёс эту задачу к позитивному влиянию прямой пропорциональности? Чем больше будет нужно деталей, тем больше будет нужно металла, значит, рабочие получат большую заработную плату. Позитивное влияние Назад к оглавлению

Слайд 26

Исследования по обратной пропорциональности Содержит исследования примеров: Негативного влияния Позитивного влияния Назад к оглавлению

Слайд 27

1. В 2017 году бензин Аи-92 в среднем стоил 38,34 руб./литр. Соответственно, на 1000 рублей можно было купить 26,0824 литров бензина этого типа. В 2018 году этот же бензин стоит 41,37 руб./литр. Сколько бензина Аи-92 можно купить сейчас на 1000 рублей? Решение : составим пропорцию: Решим полученное уравнение: (38.34*26.0824)/41.37=24.1721 литра. Ответ : 24,1721 литра. Негативное влияние (начало) Назад к оглавлению

Слайд 28

2. Стоимость билета на проезд в Липецком общественном транспорте в 2017 году при наличном расчёте стоил 17 рублей. Теперь же, в 2018 году, стоимость билета на проезд в Липецком общественном транспорте при наличном расчёте стоил 24 рубля. На сколько процентов уменьшилось число поездок на 1000 рублей? Решение : составим пропорцию: Решим полученное уравнение: (17*58,82)/24=41,66 рублей. Ищем 1 процент: 58,82=100%; 1%=0,5882 41,66=70,83% 100%-70,83%=29,17% - разница. Ответ : уменьшилось на 29,17%. Негативное влияние (конец) Назад к оглавлению

Слайд 29

1.Компании необходимо разработать 380 кубометров грунта. Один экскаватор фирмы «Хитачи» разрабатывает этот объём за 32 часа. За сколько часов разработают этот объём 10 таких же экскаваторов? (данные о производительности экскаватора взяты с сайта компании « Хитачи»). Решение : составим пропорцию: Таким образом, 10 экскаваторов разработают 380 кубометров грунта за 3,2 часа. Ответ : за 3,2 часа. Позитивное влияние (начало) Назад к оглавлению

Слайд 30

2. До 2014 года на железнодорожных путях устанавливали рельсовые плети длиной 6 м, а 2014 года длина рельсовой плети стала равной 9 м. Сколько нужно сварных плетей нового образца для замены 720 плетей старого образца? Решение : составим пропорцию: Решим полученное уравнение: (6∙720)/9=480 плетей. Ответ : 480 рельсовых плетей. Позитивное влияние (конец) Назад к оглавлению

Слайд 31

Так как тема «Прямая и обратная пропорциональность» будет изучаться моим классом в этом году, то я решил создать специальную программу-тест «Прямая и обратная пропорциональность», которая поможет учителю отследить знания учащихся по данной теме. Данная программа даёт 5 задач и примеров. При каждом тесте задаются новые параметры условий. Ученик, отвечая на вопросы задач, печатает ответы ниже. Далее выводятся данные, сообщающие ученику, правильный или неправильный ответ был дан учеником на тот или иной вопрос. Создание программы-тестера «Прямая и обратная пропорциональность» для предмета «Математика, 6 класс» Назад к оглавлению

Слайд 32

В своей работе я разобрал решение задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости», попытался доказать, что прямая пропорциональная зависимость может влиять на жизнь человека негативно, а обратная — позитивно (и наоборот). Считаю, что моя гипотеза верна только частично. Создал программу-тест «Прямая и обратная пропорциональность» для предмета «Математика, 6 класс». Выводы Назад к оглавлению

Слайд 33

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов Математика, 6 класс Мнемозина, 2013год, стр. 117-134 ru.wikipedia.org А. Мерзляк, В. Полонский, М. Якир Математика, 6 класс Вентана-граф, 2017 г, стр. 110-113; 116-119; 130-134. http://kvmrent.ru/proizvoditelnost-excavatora.html Список использованной в проекте литературы и веб-ресурсов Назад к оглавлению

Слайд 34

Спасибо за внимание! Ваши вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Цель урока:  -  познакомить с прямой и обратной пропорциональными    ...

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач. Слайдовая презентация....

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Урок обобщения материала, можно использовать для подготовки к контрольной работе...

"Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 класс

Прямая и обратная пропорциональные зависимости...

Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Тип урока: Урок объяснение новой темы.Цель урока: ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимос...